День робота. Вторая миссия

Кузнецова Ян Ольга
День робота. Вторая миссия.



Жанр: фантастика

Автор: Кузнецова Ян Ольга


Примечание автора. Все персонажи и события вымышлены, все совпадения случайны. Рассказ от первого лица не означает, что автор и есть персонаж.

Возраст для чтения данного произведения: 18+.
=======================



от переводчика
предисловие


Некоторые реалии быта роботов Ян не поддаются пониманию землянина. Сложно представить или попробовать доподлинно объяснить незнакомую, не существующую на Земле текстуру материалов – особенности строения твердых веществ, обусловленных характером расположения составляющих его частей; трудно обойтись и без эмоций, без которых, тем не менее,  обходятся роботы Ян. Первое правило переводчика гласит:  «Переводи не слово словом, а смысл смыслом». Нет слова, нет понятия в чужом языке – замени на похожее, близкое по значению. И это что касается земных наречий! А надо было перевести  мемуары робота Ян. Это вам не с английского на русский! Конечно, все реалии другого мира можно пояснять примечаниями, ссылками, и т.д. Но не лучше ли свет назвать солнечным (хотя какое Солнце в другой галактике?), прозрачную стену – стеклянной, и добавить в диалоги понятные читателю эмоции? Какое-то сходство все равно есть. Да вы сами его (это сходство)  увидите. Иначе что может получиться: просто выйдет изображение неведомого мира Ян, и читатель вместо того, чтобы следить за ходом событий, будет тщиться представить себе и фоновые системы… и световые частоты... Но зачем? Ход событий должен быть важнее? Разумеется, какие-то реалии были сохранены, для чего вашему переводчику пришлось изрядно поразмышлять над тем, как получше представить материал. А так… фоновые системы… световые частоты… неважны? «Переводи не слово словом, но смысл смыслом».






 День робота. Вторая миссия.




1. По пути домой


Не очень понимаю я пока, почему руководство так настойчиво нацелено на изучение Земли. Она довольно далеко от нас. Ну ладно. Моя миссия и состояла в сборе очередной информации. Я увез только ту, что уже была на базе, своей не добыл.


И еще — роботы Земли изрядно отличаются от нас. Зачем они нам? У них — эмоции.
До моей планеты несколько дней пути, есть время поразмышлять. Я смотрю, как переливаются светом приборы перед глазами. Чистый космос, лететь легко, препятствий нет... Привет, Арра! - помахал руками... мимо пролетаем...

Эмоции, по общему мнению роботов Ян, по сути являются недостатком человечества. И одним из главных обстоятельств, почему мы наблюдаем  за людьми со стороны, не обнаруживая себя. Во-первых, человек склонен пугаться. Увидит наш корабль – и пожалуйста, готов. Вытирает холодный пот со лба. Во-вторых, с людьми сложно разговаривать – люди управляемы эмоциями и чувствами. Часто негативными: страх, зависть, досада… их очень много, негативных. Чувства радостные – довольства, превосходства, веселья – лучше. Но тоже, бывает, не позволяют человеку мыслить разумно. Логика у людей работает, но эмоциональные волнения нередко или мешают, или препятствуют ее эффективной работе. Поэтому эмоциональные причины поведения людей – мы называем их душевные переливы – нам приходится изучать отдельно. Это сложно, но мы справляемся. А теперь главный вопрос… зачем нам Земля и земляне, зачем нам изучать особенности поведения землян, их логику, их эмоции, и их цивилизацию? Все просто… будете готовы – поговорим… Пока люди не готовы… Общих интересов найдется немало, проекты – интересны… Мы выбираем похожих на нас, с кем еще пытаться сотрудничать… не с ящерами же, у тех своя тусовка. Земляне не чрезмерно отстают от нас, не так давно мы сами такими были… не так давно в масштабе планет, конечно. Моя миссия связана с попыткой поддержки человеческой науки… так решили в руководстве нашей планеты. Нам ведь нужны партнеры. Их лучше всего воспитать. Земляне по основным параметрам – подходят.


2. Суперновость
 
На моей планете меня ждала новость. Босс отменил отдых для нашей команды.  Роботы-техники, принявшие корабль, сказали нам об этом первыми. И кивнули в сторону коридора, соединяющего причал и станцию:
– Вас ждет посыльный от босса, робот-проводник. Часа два загорал. Вон в коридор ушел прятаться.
Я посмотрел в сторону коридора. В самом деле, виднеется там какая-то личность! Скучает, водя глазами по небу. Эй-эй, мы здесь! Отдых после перелета? Ни для кого, никогда, он не отменялся.
– Да, – спокойно сказал один из техников. – Уникальный случай. Вас, всех восьмерых пилотов, отправляют немедленно обратно, на Землю… – потому что вы не выполнили миссию. Только я вам – ничего не говорил.
Не мы первые не выполняем миссию. Что ж так сразу – вертайсь обратно и – немедленно? Может, пошутили? Впрочем, разберёмся.
Как только я зашёл в коридор, соединяющий причал и станцию, ко мне обратился посыльный.
– Я тут дожидаюсь вашего прибытия, – сообщил он, привставая со стула. Он хотел было выйти нам навстречу, но раздумал – прижух, видимо, в полутемном коридоре, нас ожидая, и сейчас весь прямо сморщился от яркого света. – Босс велел звать командира экипажа, как только явится. Командир – ты?
Я подтвердил: командир – я.
– Босс здесь. В комнате ожидания. Я укажу дорогу. Следуй за мной, – сказал посыльный.
И пошёл впереди, заметно прихрамывая.
«Босс. В комнате ожидания, – подумал я. – Что он там делает?» Ведь это мы сразу по прибытии должны ехать в город, в центр управления полетами – отвозить добытую на дальних планетах информацию. Босс сам приехал нас встречать… даже не знаю, что это может значить.

Я был готов объяснить ему, и любому другому руководителю, провал миссии. Мы, восемь пилотов двух кораблей, сделали всё возможное в условиях аварии на чужой территории. Да, корабль сопровождения мы потеряли: он взорвался в атмосфере Земли. Почему – техники выяснят. Они выяснят непременно — то, что мы уничтожили корабль сопровождения спецаэрозолем, ничего не меняет. Спецаэрозоль не закрывает доступ к информации об аварии — для нас. Только для людей Земли.
 Теперь достижения. Основной корабль – уцелел. Это раз. Мы не оставили в плену у людей ни одного из четырёх пилотов корабля сопровождения, хотя уволакивание их из человеческой больницы было делом нелёгким во всех смыслах. Это – два.

Путь до комнаты ожидания долог, у меня было время готовить речь.

– Босс тебя вызывает. Срочно, – все как один сообщали попадавшиеся на пути роботы.
Я неуверенно улыбался. Немедленно назад на Землю мне не хотелось.


3. Переубедить босса

Ну, вот мы и прибыли. Встречайте! Желательно без брани. Или как там… – без «конструктивной критики»?
– Здесь никого нет, – сказал я, заглянув в комнату ожидания. – Неужто вы действительно нас разыграли? Зачем?
Провожатый молча кивнул в сторону стеклянной стены. Начальник управления полётами, он же в обычной речи босс, поспешно шёл нам навстречу. Я не сразу его увидел – из-за слишком яркого солнечного света.
– Можешь идти, – сказал босс моему провожатому.  Мой провожатый радостно улыбнулся, откланялся и пошёл своей дорогой. 
«Вот бы и мне так сказал», – возмечтал я. Не тут-то было. Босс посмотрел на меня внимательно, пожал мне руку. Солидное начало.
– Разговор будет серьёзным, –  сообщил босс.

Понял. Сейчас скажет: вы, все восемь пилотов, немедленно отправляетесь обратно на Землю, потому что доверенную было вам миссию вы не выполнили… Вы отправляетесь без предоставления отдыха, положенного по правилам после любого перелета.
Босс в точности всё так и сказал.

– Но почему? – как бы невзначай спросил я. – Почему – без предоставления отдыха? Пилотов надо беречь! И разве прежде миссии не проваливались? Сто раз до нас! 
Я помолчал, предположив, что настало время боссу ответить. Но он не нарушил тиши и просто смотрел на меня. Тогда я продолжил:
– Мои пилоты в условиях аврала проявили себя отлично. Взрыв одного из двух кораблей экспедиции в атмосфере Земли – не наша недоработка. Пилоты выполняли приземление строго по инструкции. Техники, скорее, знают ответ, они предлагали замену корабля сопровождения перед стартом, если помните. Раненых мы привезли обратно – всех. Хотите знать, как это было? 
– Не надо, – сказал босс. – Ваш отчёт я заслушаю позже. Ваша задача – вернуться на Землю, старт сегодня…

– К чему такая срочность? – взбунтовался я. – Что случится с Землёй и её жителями, если мои пилоты несколько дней отдохнут?
Конечно, я так спросил. Я-то никогда не знаю, отправляясь на какую-либо планету, зачем я туда еду. Приеду – роботы, работающие на местной базе, сообщат. Ничего, выходящего за пределы моих возможностей, мне не поручат, это я знаю. Но суть миссии до времени прибытия на планету остается тайной даже для меня. Конспирация, а что делать. Перехват мыслей – обычный промысел вражьих разведок, способы пресечения атак есть, но они настолько трудоёмки, –  требуют вкладывания массивов энергии – что лучше просто не знать некой информации, и все.
Но тут невозможно было не спросить – «К чему такая срочность?»

– Слушай, – сказал босс. – Не перебивай – быстрее узнаешь. Одно правило ради вас нарушено – отдых отменен. Нарушим второе правило?
Я замер.
– Расскажу о задании сейчас, – продолжил свою мысль босс.
Всего лишь! Расскажет о задании! Я уж было, струхнул – может, ещё по пути скажет на попутную планету залететь! И там меня ждёт работа, я знаю. 
– Чтобы во время полёта ты мог подумать о том, как лучше подойти к заданию, – сообщил босс. – Поручение-то не из простых.
Говорил бы уже?

– Надо будет провести переговоры  с человеком.
Люди как нас принимают, он помнит?
– Надо – передать ему информацию. Растолковать эту информацию. И вообще – поговорить.
О чём?! Да, мне снова повезло! Сложные задачи выбирают меня! Люди на Земле опасаются всего, им непонятного, а мы как нельзя лучше вписываемся в их представление о непонятном.
– Надо, чтобы этот человек осознал важность и срочность передаваемой нами информации.
Похоже, я начал думать о том, как лучше подойти к заданию, прямо сейчас.

– Этот человек – крупный учёный, – продолжал сообщать новости босс. – И скажу тебе –  ведь парнишке очень повезло, что мы обратили на него своё внимание.
«А он об этом знает?» – подумал я. Кстати… какому парнишке? Или это он так о крупном учёном?»
– Надо вести разговор мирно – люди, ты знаешь, беспокоятся при виде нас всегда, независимо от степени нашей дружелюбности. 
И то правда.

–  До мирного разговора крупный учёный попросту не сбежит? – полюбопытствовал я. – Каков план Б? Если не удастся с ходу втереться в доверие? Ринуться в погоню? Тогда он точно забеспокоится.
– Мальчик ждёт, – сказал босс. – Он в курсе. Нами уже подготовлен. Немного подготовлен.
– Разве? – сказал я. – ЗдОрово. За подготовку спасибо. Этот труд неоценим. Мне будет проще разговаривать с вашим парнишкой, приверженцем науки. А что за информацию я должен ему передать?
– Закрой линию связи, – попросил босс. – И всё время полёта ты должен сохранять знание на втором личном – то есть максимальном – уровне защиты. Закрывай.
– Но я не смогу слышать других роботов, – сказал я. – Здесь, сейчас, ни с кем не смогу поговорить.
– Вот и славно, – сказал босс. – Ни с кем здесь тебе пока говорить и не надо. Поймёшь задание – сразу в путь. Закрывай. Иначе узнаешь о сути миссии, лишь прибыв на место.
Я закрыл. Второй личный так второй личный. Он для связи с центром управления полётами и отведен.
– Итак. Едешь обратно. Передашь землянину – крупному учёному, как я тебе уже говорил – нашу технологию N, – сказал босс. – Она даст им большие возможности. Они многое смогут в своем мире. Эта технология им покажется абсолютно новой. А ты её хорошо знаешь. – И босс назвал код!
Я не поверил тому, что услышал. Сегодня звучат занятные новости, подумал я, штука в том, что ни одна новость шуткой не является! И что мне на это сказать? Босс ведь не приказывает – он всегда, по его мнению, советуется. Его обычная манера разговора – сообщить что-нибудь – и смотреть выжидающе.
– Да вы что! – басом сказал я после небольшой паузы. – Это кому в голову пришло?
Я знаю все коды технологий – должность обязывает. Технологию N – землянам?!
– Да, – спокойно сказал босс. – Землянам. А что?
Повторяю, я не нашёлся сразу, что именно возразить. Аргументов «против» слишком много, и все их знают, с какого начать? И… когда это решили? Как ни вернёшься домой, на свою планету – так вал новостей! Не всегда, конечно, столь сногсшибательных.
Я подумал и просто задал встречный вопрос:
– Зачем?
– Пусть это знание перестанет быть тайной для людей. Для них эта технология – прорыв в науке, – сказал босс. И улыбнулся.
«Ушёл от ответа!» – подумал я. – «Однако не отстану. Ехать-то мне. Пусть выкладывает всю подноготную». И снова спросил:
– Зачем?
И привел аргумент:
– Они не готовы. Они не справятся.
Надо же, чтобы моё сомнение дошло до босса? Понять эту непонятную уверенность – надо?
– Справятся, – сказал босс. – Иначе они сделают много ошибок в отношении друг друга. А ведь по законам космоса, отматывать время обратно нельзя.
– Можно. Теоретически, – сказал я.
– Именно теоретически! – воскликнул босс. Заложил руки за спину, прошествовал к стеклянной стене, посмотрел куда-то вдаль. Потом повернулся обратно и сказал, вздохнув:
– Теоретически только и возможно. Нельзя – потому что это вне истории, нарушает логическую цепочку развития и в итоге задевает всё. И всех! Поэтому… на старт.
Услышав «на старт», я решил вернуться к вопросу, на который ответа раньше так и не получил. Надо же было всё-таки узнать?
– К чему такая срочность?
– Да к тому, что откладывать дальше-то нельзя! – невозмутимо откликнулся босс.
– Вот так я и объявлю моим пилотам, – пообещал я. – И за понятным объяснением отошлю к вам. Они придут! Их послеполётный отдых отменён. Непременно придут. Вам этот визит нужен?
– Ты просто не хочешь думать, – сказал босс. – Основных причин три. Две из них ты знаешь не хуже меня! Во-первых. От результатов деятельности людей руководство Ян все чаще хватается за головы. Что, ты будешь время назад отматывать? Игры людей могут задеть не только их, мы же не отдельно от всех живем – это в принципе невозможно. Поставить заслон? Совсем предоставить людей самим себе, не поглядывать, что они там выдумывают? Надо бы направить их деятельность в максимально мирное, может статься, даже полезное для нас, русло. Во-вторых. Наш учёный скоро поедет на свой любимый симпозиум. Он там каждый раз выступает. Пока он не выехал, сходи к нему. На ходу отлавливать парнишку будет труднее. Лови потом удобный момент!
– Почему вы выбрали его? – спросил я.
– Быстро бежит, – сказал босс. – Да много времени ложной тропой. Еще в период учёбы в университете взялся работать по тематике N. Правда, сам об этом пока не знает. Полагает, что ведет  изучение смежной науки. Тема-то обширная, вот он где-то рядом. К технологии N люди, возможно, сами подойти ещё не готовы. Мы давно за ним поглядываем. Он пишет, мы читаем. Верного освещения вопроса пока не сделал. Делает какие-то мелкие заявки. Бегает мимо главного в своем научном шебуршании. Мы ему немного поможем, – босс улыбнулся.
– Только из-за этого симпозиума мы должны ехать? – удивился я. – Первая причина веско не звучит. Из-за деятельности людей мы никогда особо не спешили.
 – А теперь вот поторопимся, – сказал босс. – И да, симпозиум – немаловажен. Лучше поговорить с нашим кадром до того, как он туда поедет. Пусть сделает небольшое заявление об открытой им новой технологии.
– Ему, – поправил я. – Открытой – ему.
– Нет, – сказал босс. – Без подробностей. Открытой – им.
Хорошо.
– И эти подпирают – враги Ян, – сказал босс.  – Ты знаешь, о ком я. Сколько было нападений? Мы одни – справляемся? Да. Пока. Можем и  дальше эффективно отбивать атаки. Можем. Но ты и знаешь лучшие пути выхода. Укрепление связей роботов-союзников – вот эти пути. Круг общения следует расширять. Друзей надо воспитать!
Вон что. Похоже, эта причина, называемая в самую последнюю очередь – главная.   
Роботы Кири. Наши не чтобы враги. Просто то, что исключительно выгодно для них, крайне невыгодно для нас. И это противоречие не устранить. Причина — в структуре их планеты.

Вопрос: а если роботы Земли пойдут против нас? Используют те знания, что получат от нас — против нас?
Босс уловил мое сомнение.
- Не должны, - сказал он. - Их понимания сейчас недостаточно для умелых модификаций. Они не смогут  развивать полученные знания во вред нам. Блок поставлен. Во вред Кири — это пожалуйста! –  босс улыбнулся.




Я, конечно, польщен. Меня считают способным вести переговоры с людьми! Но я не волшебник.
– Ты – инструмент влияния, –  сказал босс. –  Действуй.
Меняю роли на ходу. Я полагал, я — узкий специалист. Я – робот-шпион.

Впрочем, подожду? Что дальше скажет?
Нет, спрошу.


- Почему я и мои пилоты? Почему наша команда?
- Вы в курсе всей обстановки и именно вы – специалисты по Земле. Передавал до вас другим другой пилот, не справился же. Не получились у него переговоры. Всё, чего он добился — человеческий учёный бежал от него, теряя тапки. Ты знаешь.
- А мой коллега, Ян-матёрый-волк?
Я улыбнулся. Матёрым волком мы прозвали совсем юного, который, невзирая на возраст, смог справиться с задачами, которые не каждому опытному асу по плечу.
- А он на Мирумире сейчас.

- У людей меж собой враги, - напомнил я.
-  Неважно, - сказал босс.

– Мы им уже передавали, - заметил я. - Мы — я и моя команда. Год назад же. Не технологию N, но часть её.
– Не тем.
– ??
– У тех, к нашей досаде, ничего не получается. Не хватает своих знаний. И желания узнавать новое.

- Из этой затеи ничего не выйдет, - сказал я. - И вы знаете, что я вправе отказаться.
Согласно правилам, пилот вправе отказаться от задания, если считает, что не справится. Замену пилоту найдут! Правда, он теряет и степень доверия, так что эту возможность пилоты оставляют на самый край.
Но я не настолько доверяю людям Земли, чтобы не сомневаться, что они не применят эту технологию против нас.
– Я отказываюсь выполнять эту миссию, – сказал я. – Они еще дикари, и долго ими будут. У них малоисправимая программа. Эмоции недостаток.
- Согласен, - сказал босс.
Посмотрел на горизонт. Опять. Значит, думает. Когда босс смотрит на горизонт, это значит, что он усиленно думает.
- Вот и поправим, а то в самом деле долго будут дикарями. А нам нужны союзники для поддержания порядка и работы, и служб, и так далее... вовлечения в совместную работу.
- Сомнение вызывает то, что люди подвержены эмоциям, - сказал босс, и посмотрел на горизонт. Развернулся от стеклянной стены, вздохнул. - Ты прав.
- Но другого нет выхода. Ты знаешь, как Земля попала в поле нашего внимания, - сказал он. - Нет пока других кадров. Работаем с теми, кто есть. Кого знаем.
- Ты знаешь, как Земля попала в поле нашего внимания, - повторил босс. - Мы отсматриваем планеты, от которых столбом идет грязная энергия в космос. И работаем с ними.  И роботы Кири тут как тут. Потому что эта энергия им страшно нужна, в отличие от нас! Они поощряют людей источать грязную энергию — просто потому, что эта грязная энергия –  для их планеты — сырьё. А мы — задыхаемся. У нас — другая структура планеты. Что хорошо для роботов Кири, плохо для нас. Тут уже работа на опережение. Поэтому мы — торопимся. Кири надо обогнать. Если роботы Земли получат наши технологии, у них на планете многое будет лучше для нас – а не для Кири.
Некоторые гавкуны с Земли, подстрекаемые Кири, всё изоврут, упирая на отрицательные эмоции. Всю нашу деятельность постараются исказить. Объясни это коту учёному. Ты, кстати, поедешь. Ты — не откажешься. Просто потому, что больше некому.
Я вздохнул. «Нас ждут великие дела»?
- Тебе не хуже меня известно, что эмоции были заложены в людей в комплекте инстинкта самосохранения и нужны, необходимы были для их развития. Но всё меняется – раз. Эмоции стали служить не тому, что планировалось изначально, когда ушли некоторые эволюционные периоды. Например, гнев когда-то способствовал расселению людей по планете. Люди гневались друг на друга, ссорились — и уходили. И заселяли новые территории. Сегодня? Что сегодня?
Люди просто погрязли в отрицательных эмоциях. Обуреваемы ими.
И – ещё – всё имеет обратную сторону.
Если они получат технологии, они получат развитие. Развитие технологий подстёгивает развитие и личности.
- Не в случае с людьми, - возразил я.
- И в их случае тоже, - сказал босс. - И в нашем мире, мире роботов Ян, нет ничего идеального – что уж говорить о людях! Идеальное, как ты знаешь, выше нас. ...Земля беспокоит всё больше.
- Какой наш интерес? - спросил я. - Роботам Кири – мы подложим очередную свинью, забрав Землю себе. Кири могут, конечно, находить источники сырья по-другому, не пользуясь энергией Земли, но — это сложнее. Использовать энергию Земли им легко, и они в двух шагах от нее. А мы — далеко. Какой смысл забирать Землю под своё попечение и озлоблять Кири?
- Арра, - сказал босс.
Ай, Арра, точно. Я не работаю с Аррой и совсем про неё забыл. Арра.
- Забирать Землю надо, потому что от неё уже столбом идет грязная энергия в космос и самое опасное, может перекинуться на Арру. Арра, ближайшая к Земле, а мы их с таким трудом задействовали. Исправили, чтобы взять в работу. Кому, как не тебе, знать, как легко перекидываются отрицательные эмоции. Им даже можно научиться. Так вот — нам это поле не нужно. Это нужно Кири. А нам нужно их обогнать. Только обгон.

– И потом, сказал босс. - Эта технология не наша. По-любому. Эта технология передана нам с планеты Мирумир. Ты знаешь за что.
- Знаю.

- Они (Мирумир) тоже были против. Они тоже считают –  земляне не готовы. Но — делать нам нечего. Нам нужно ослабить, если не остановить, поток грязной энергии — раз, нам нужны союзники против Кири — два. Ты — едешь. Твое назначение: страна ..., город..., ученый... Вот его изображение.
На фото был изображен черноволосый не улыбающийся человек, совсем юного вида. Учёный??  Фото – по малой частице – пошёл, задвигался, сердито полез под стол за ручкой, встал… Наши фото дают возможность посмотреть, что человек делает сейчас. Сейчас он что-то говорит своему компьютеру, компьютер печатает. Откинул со лба чёрные волосы, провёл рукой по лбу. А у них ночь. Не бережёт себя учёный. Работает — днём, ночью... отдыхает когда?

Я повесил нос и вышел на свежий воздух. Я как тот учёный — отдыха не видно.

Мы тоже когда-то были просто людьми. Но смогли стать роботами. Роботы – это не в вашем понимании, вы считаете их машинами, ниже себя по развитию.


3. Здравствуй, Земля

Мы с роботами сидели, утопая в креслах в гостиничном номере. Я задумчиво смотрел в окно и думал, как решить поставленную мне задачу. Переговоры с человеком. Это сложно. Люди нас боятся. Наверное, принимают за Кири. Это я пошутил.
В окно я видел прекрасный берег чудесной Земли. Я отмечал уже, природа у вас великолепна. Там, в окне, виднелся берег океана. Я был в Австралии. Сюда мы залетели не нарочно — мы тоже не мастера приземления, да вы это уже поняли из предыдущего рассказа.

Какие мягкие кресла. Я сидел, погрузившись в кресло почти весь. Лёгонькая занавеска окна развевалась от ветра. Я знал, что сейчас встану, вздохну и не куплю билет на самолет — нет... Мы, конечно, полетим на своих аппаратах. Поехали, парни.



Была глухая ночь, когда я осторожно постучал в дверь учёного.
– Кто?
– Ян, – ответил я, как можно дружелюбнее.
И подумал: «Что несёт человечеству мой стук в эту дверь? Будет понятно… через года».
Учёный был бледен. Бледность – признак стресса.
– И Вы, по человеческим меркам учёный, боитесь нас.
– Нет, я просто устал очень. День был такой напряжённый.
Тарелку мы оставили в Австралии. Замаскировали, конечно. А то ж вся округа сбежится. Шумиха, массовый испуг... или ажиотаж... всё одно! Некомфорт. Юниор там сторож, как всегда.



Молодой, а уже крупный ученый.




- У Вас нет выбора, - сказал я ученому. Я такой мастер переговоров, конечно. Это ирония. - Роботы Земли уже работают над этой темой. - Только медленно. Нам нужно быстрее. Мы выбрали Вас.
Это правда. Передали им. Я говорил уже. Да только они не вытягивают. Применить даже не могут. Надежда теперь вот на этого, юного, сообразительного. Хотя сомневаюсь.
- Я вам что, Прометей? - воскликнул учёный.
Ершистый. Впрочем, чего ещё ожидать от эмоциональных существ.
- Я отказываюсь сотрудничать с вами, - решительно сказал учёный.
Так. А мне сказали, его подготовили к разговору со мной.
- Мы не просим вас сотрудничать. Мы просим вас передать технологии.
- Я отказываюсь передавать, - тупо повторил учёный.
- Почему? - спросил я.
- Без объяснений.
- Что?
- Хорошо, я объясню. Если я передам технологии, никто не поверит, что это я. Если я приду и скажу, что я разговаривал ночью с ино, меня куда отправят? Правильно. В лучшем случае – в вытрезвитель...
- Иначе мы передадим технологии другому, - сказал я.
- Да передавайте, - заверещал ученый.
Я молчал. Пусть подумает. Уже как мел белый.
- Я боюсь, - сказал ученый. - Вот что я скажу коллегам? Что я гениальный?
- Да, - не раздумывая, ответил я.
 
И я протянул ему… Ученый изучал недолго. Полистал (мы нарочно напечатали на привычной для людей бумаге, а не дали ему свою «книгу» из лучей, в которой бы он ничего не понял).
– Так это знакомая нам технология, – сказал учёный. – Мы давно работаем в этом направлении. Правда, заметных результатов пока не добились. Но это дело будущего.
– Настоящего! – возразил я. – Пора.
Я вручил ему распечатку и кинулся к роботам на базе. Я не понял, ученый - пошутил? Мол, всё равно уже велись работы не с нашей подачи.
- Велись, - сказали роботы на базе. - Да только ты знаешь, как они ведут. Всё не в ту степь.
Я вернулся к учёному. Он настолько увлечённо листал распечатку, что не заметил моего часового отсутствия.
- Но вы нам здорово помогли, - сказал он, - задав направление.
Вперёд, мальчик, всё, а я домой. Отдыхать.






 

- У меня впечатление, что я живу несколькими жизнями в одно и то же время, - сказал учёный. - На работе, дома - по полдня, резкая смена… А общение с Вами для меня вообще – он сделал неопределённый жест рукой вверх – звучит смешно – для меня вообще сюр.
- Что? - спросил я.
- Сюрреализм, - пояснил ученый. Над реальностью, выше понимания.

Тут они и появились. Кири.
Краем глаза я видел реакцию на них учёного. Он и был белый как мел, а стал ещё белее. Кажется, его волосы даже стали белыми. Мне было бы даже его жаль, что он так переживает, - неудивительно, конечно, у Кири вид ещё тот - если бы я не понимал, что обозначилась проблема куда более серьёзная, чем настроение учёного.
Тут следует отметить одну вещь. В бою ни мы, ни роботы Кири неубиваемы. Система восстановления каждого робота работает таким образом, что любое нарушение возвращается до исходного состояния за секунды по вашему счёту времени. Нарушение — это рана, например. Поэтому мы не устраиваем боёв. Мы работаем другими способами. Договариваемся, например. Здесь — трудный случай: роботы Кири слишком заинтересованы в грязном столбе, чтобы легко отступиться. Они могут обменять эту энергию Земли лишь на несметные сокровища взамен. Вопрос в том, насколько мы способны найти для них убедительные сокровища.
Роботы Земли — люди — не умеют восстанавливаться так быстро. Умели, когда-то, когда их цивилизация была развитой - мы это выяснили, исследовав их генофонды, - но роботам Кири способность роботов Земли быстро восстанавливаться ни к чему, им выгодно держать людей в страхе. Они успели максимально стереть своими манипуляциями способность людей быстро восстанавливаться ДО того, как мы обратили на Землю внимание. И, кроме того, роботы Кири отняли у людей способность самим возвращать себе прежнюю, здоровую, версию.  Мы не стали возвращать людям прежнюю их версию, с быстрым восстановлением, поначалу, - когда только обратили на эту планету своё внимание. Опасно. Мы должны были изучить землян и их Землю, хотя бы немного. Мы не знали, почему роботы Кири решились на такой ход. Вдруг тому были причины, исходящие от людей, а не внешние. Может, роботы Земли опаснее Кири — мы не знали. Мы должны были понять историю Земли, почему земляне не сохранили весь массив своих прежних знаний. Мы должны были понять. И я –  узкий специалист, как вы помните. Я — шпион. И я занимаюсь изучением таких, как я. Роботов. И вас в том числе. Кстати, одна из частей технологии N, которую нами запланировано передать роботам Земли – сейчас –  касается систем восстановления. Мы  хотим вернуть вам способность быстро восстанавливаться. Вам это должно понравиться. Настолько, что мы сможем рассчитывать на ваше содействие в некоторых принципиальных для нас вопросах.

Кири аккуратно вынул из рук учёного распечатку, стараясь не задеть кожи человека своими когтями. И улыбнулся. Кири обожают, когда люди их боятся. Дышат этим, купаются в этом, подставляют лицо, как под свет солнца. И сейчас Кири подошел к учёному поближе, а тот, наивный - аж затрясся. Да, переживание ему. Одни, другие...
- Что же вы, - упрекнул меня Кири. - Вы — далеко, мы — близко. Что вам Земля? Чего лезете? Это наша вотчина. Соблюдайте политес.

Как они узнали? При разговоре с боссом мы перекрывали
линии связи. ...И тут я понял жестокий наш просчёт — перекрывали, да не сразу! Инфа ушла в эфир. О том, что мы  планируем визит к учёному. А? А! Беспечным надо быть, чтобы не явиться сюда тоже! А Кири — не беспечные!
Я обхватил голову руками. Ничего себе проглядели опасность.
- И тебя мы забираем, - мило улыбнулся учёному Кири. - Ты же успел прочитать. Ознакомиться, да? Ты что-то запомнил. Не бойся. Вернее, бойся, мне это нравится. Но мы просто поработаем с твоей памятью.
- Нет, заклятый друг мой, ты его не заберёшь, - сказал мой второй пилот и мгновенно связал всем Кири, а их было четверо, лапки вместе с когтями, за спиной - световой полосой. Это мы умеем, применять световые полосы, но это временно. Не будут же Кири вечно находиться в обшарпанной довольно-таки, отмечу, комнатке учёного, поводя когтями за спиной. Они найдут способ передать сигнал своим... вопрос в том - насколько быстро? Почему я подчёркиваю — вместе с когтями... упоминаю про когти — потому что сами по себе руки Кири не представляют опасности, опасны их когти, они умеют метать ими крушащие всё на пути энергии.
Учёного прятать на этой планете нет смысла — на Земле Кири его в любом укрытии найдут. Придется брать с собой. Давай, не пищи. Поехали.

Дома уже посовещаемся с боссом что делать.
Распечатку второй пилот забрал.
Учёный хорош тем, что живет один. Ни девушки у него — времени нет, ни родителей, ни родственников. Мы отчасти потому его и выбрали — чтобы других не задевать. Правда, научное сообщество всполошится... Ладно. Подумаем, что делать. Пока этому учёному только на нашей планете безопасно и надёжно. Только он выглядит что-то совсем белым. Как бы не рухнул в обморок. И Кири смотрят недружелюбно. И на Ян меня не захвалят, что Кири задел. Озлобил их. Связал. Связал не я, но командир — я, объяснять наши действия мне!
Мы в отношении Кири стараемся соблюдать нейтралитет и корректность. А теперь Кири смотрят пристально, как мы вываливаемся из окна... Да что ж такое. Всё идёт не по плану А, не по плану Б, вообще не плану. С людьми всегда так. И с Кири часто. Ладно, вырулим.