Автобиография фрагменты

Алла Турманидзе
..."Электриков " я услышала первый раз в детстве,лет наверное в 12ть.Брат всерьёз занимался музыкой ,звукозаписью,он брал "диски"винилы у ребят во дворе, у друзей Вовки Браславца( ему привозили из -за границы) и делал записи на магнитофон катушечный.Причём так регулировал по слуху  аппаратуру,что звучание на кассетах колиных было лучше оригинала. Благодаря Коле и Вовке  я знала,что   кроме советских песен есть и зарубежные. Битлами они  прониклись не очень ,может считали,что  битлы, гремевшие в 60е,уже"старьё":-)не знаю,а может просто не доросли:-)они тащились от пинк флойда,лично мне они казались малость мрачноваты,биджиз наоборот слишком сахарны,хотя..иногда послушать можно,по настроению.но Электрик...Если человечество выживет в теперешней ситуации,то лет через сто будут лечить музыкой литературой просмотром картин,не смейтесь,  так и будет.Так вот Электриками будет вылечиваться абсолютно всё.В реале.Когда я первый раз их услышала ,я не знала, как это называется, да и Коля не знал,он сказал другое название.я искренне в это верила,потом через время мОжет через полгода или примерно он покаялся: говорит: прости ,это называется   Elektrik Light Orshestra,по русски если "оркестр электрического света".так примерно.СВЕТ.....то что грело мне душу много лет. иногда единственным ,называлось так...СВЕТ....мда...диски были ....самый древний кажется 1974, а ещё 1975го 1976 го 1978г 1979го...Все диски у нас были записаны,а в 80х Коля сказал ,что  автор песен,солист и  вообще автор проекта-Джефф Линн ,теперь  он поёт один .песни тоже класс...да класс....
эта музыка шедевральна,это реально исцеляет душу,я когда слушаю я чувствую....чувствую, как на раны моей души накладываются целебные повязки и раны перестают болеть затягиваются на глазах.да и тело чувствует себя намного лучше.....Я слушаю эти песни всю жизнь я всю жизнь  ими исцеляюсь...Я очень  чувствительна ,я замечаю многое ,правда не о многом говорю ,да и долгое время сказать было некому.Видимо Господь послал мне Электриков ,чтобы  залечивать раны, ссадины и царапины души,которых было достаточно ,Увы.
Это классная музыка! какое звучание,какой оркестр!это именно симфонический оркестр в современных ритмах ,в союзе с электрогитарами басами барабанами,и звучит современнее современного собственно эта музыка современной будет вечно.... Задорнов говорил ,что природа помогает человеку жить,любовь= выжить, а юмор-пережить.Добавлю:  у человека есть ещё вера и музыка.Вера как щит ,музыка как аптечка :вера защищает ,музыка исцеляет.А если ещё  у человека есть надежда и мудрость=человек практически непобедим...Я с улыбкой смотрю на людей,незнакомых с классической музыкой,с лучшими образцами этого вида искусства.У  меня в душе всегда звучит музыка,и это очень сильно помогает мне жить ,поверьте...

Музыка стала моим другом по жизни-музыка и книги. Мало что сравнится с удовольствием,я считаю,раскрыть и почитать хорошую книгу. Это как беседа с хорошим другом-который , в отличие от людей,не обманет,не предаст,который сам любит тебя любым.Я люблю перечитывать любимые книги: с каждым прочтением кажется,что  читаешь в какой-то степени новую книгу.Эффект сериала : те же герои-но следующая серия :-)
В нашем доме на Героев Сибиряков книжный шкаф был в прихожей,там в 4 ряда стояло примерно полтысячи книг, а теперь в  моей библиотека  больше тысячи томов: к маминым книгам я прибавила примерно ещё столько же.

...Друзей у меня всегда было мало,я всегда сколько себя помню была человеком самодостаточным,мне никогда не бывает скучно.Но общаться люблю.И как минимум 2-3 подруги у меня были всегда. В школе это были Маринка Съедина и Лариса Коровина.С Мариной мы много лет постигали школьные науки за одной партой-первой,в середине класса.Мы обе носили очки и обе ходили в музыкальную школу.Марина была очень  красива яркой,цыганской красотой.Она собирала фотокарточки артистов,у неё было несколько альбомов,любимой её артисткой была Ариадна Шенгелая.Он твердила, что сама похожа на неё,возможно,она была права. А самым её любимым фильмом был "Мимино". Я часто ходила к Маринке в гости-практически каждый день ,часто после школы.и её мама кормила нас обеих вкусными обедами.Она была то ли армянка,то ли грузинка,её звали Нина,а отец Марины был русский,главный инженер крупного воронежского завода,очень скромный,интеллегентный,застенчивый человек.Когда нам было лет по 12,его не стало-сердце.Помню открытую дверь их квартиры и заплаканное лицо Маринки.С тех пор они так и живут втроем в той квартире-у Маринки ещё есть сестра.Обе не вышли замуж.Не знаю про старшую,а у Маринки варианты были,но никто не оказался достойным её.Говорю без всякой иронии или издевки.Так бывает.Самая яркая,самая красивая,многим желанная,с роскошным голосом-и осталась одна.Впрочем думаю,они вполне счастливы втроем-так бывает тоже...
В музшколе у меня была подруга Ира Закарян-да,вы догадались ,тоже армянка.Ира со всей музыкалки дружила только со мной,к ней я тоже ходила в гости- иногда.Она давала  давала мне читать "Три мушкетера",а продолжение трилогии я брала у Маринки.До сих пор помню,как я читала "20 лет спустя"-дома,на мамином диване,а на столе стояла ваза с огромными очень сладкими зелеными яблоками...Кстати,мне кажется или нет,что раньше,в те годы и яблоки и виноград были вкуснее раз примерно в тысячу чем сейчас? и помидоры и колбаса и майонез....про молоко помолчим.про молоко я расскажу отдельно.

...Кстати я помню,где и как первый раз читала любимые книги.Майн Рида-на Дону,возле палатки,рядом с костром,Грина-в Евпатории,на пляже( там же мы его и купили),"ДЖен Эйр"- на балконе...про балкон расскажу отдельно.Мы жили на 3 этаже,а на балконе у нас рос дикий виноград.Он поднимался от земли и вился вверх к 4 этажу.до 5го при нас кажется не дотянулся.Весь наш балкон был как шатром укутан им.Летом мы даже часто спали там- разумеется,по  очереди.Прямо вниз клали огромную пуховую перину,на перину постель,и таки спали-на свежем воздухе.По винограду к нам иногда забредала белка.Один раз она цапнула за палец Надьку Безручко-ещё одну мою подругу.Учились мы в разных классах,но жили в одном доме,к ней я тоже часто приходила домой.Её ревновали ко мне другие подруги,раз даже поставили ей ультиматум: или она,или мы.Надька выбрала меня, а они сорвали с неё шапку.Меня не тронули: меня даже мальчишки боялись почему-то. Вероятно,у меня был сердитый,строгий вид,очень серьёзный.Хотя может мне  просто повезло...А мальчишки реально побаивались,робели.После  8 касса у нас был выпускной,и на этом выпускном меня пригласили танцевать половина мальчиков нашегО класса.Они знали уже,что я поступаю в  музучилище,и вдруг все как под копирку признались,во  время танца,что оказывается мечтали со мной дружить,но боялись подойти.Видимо,я так выглядела :-)да что  там мальчишки!перед первым в моей жизни поцелуем мужчина ( а мы были в лесу,пристроились на мокром поваленном дереве  ) робко спросил"если я тебя поцелую,ты не ударишь меня своим зонтиком"? зонтик-трость у меня был роскошный ,огромный,японский,привезённый мамой из Москвы....если им хорошо треснуть,можно было вырубить конкретно. Но мы  немного забегаем вперед...

...Училась  я на пятёрки.Отличников в классе у нас было несколько ,но они были так сказать локальные отличники. И только я играючи шла впереди по почти всем предметам.Ездила на олимпиады по математике и немецкому,заседала в совете дружины,а мои первые сочинения занимали места на конкурсах. Половина как минимум учителей думали ,что  я пойду учиться дальше именно по его специальности, а я выбрала музыку.Тетя Зина хотела,чтобы я шла в фармацевты или вообще в медики,отец звал на физмат университета,мама советовала  на филфак.И только бабушке было все равно: она любила меня любой....брат училище презрительно называл "чушком" - может по принципу зелен виноград : сам -то он с лучшим чем у меня слухом окончил только 2 или 3 класса музшколы и туда поступить не мог,впрочем,он сам освоил немного фортепиано,немного скрипку и хорошо гитару, что ему пригодилось и в армии,и в студенческом коллективе, об этом потом.Но  у меня всегда как говорила мама,было "свое протекание мысли" .Я твердо решила : музыка и только  музыка.Я подала  документы в музыкальное училище(сейчас это музколледж имени Ростроповича).Конкурс,как я уже рассказывала ,туда бы аховый, экзаменов около10ти: сольфеджио устно,сольфеджио письменно,фортепиано ,музлитература,литература, русский история немецкий и т.д.Слава Богу не пришлось сдавать математику (кажется)  :-) хотя я бы и математику сдала.К экзаменам меня готовили преподаватели музшколы: Тамара Михайловна по сольфеджио,Людмила Ивановна по фортепиано,Лариса Николаевна  по музлитературе.К каждой я ходила заниматься домой- 2 месяца каждый день.А по выходным ездила в фонотеку на Куцыгина.Денег за занятия они не взяли,мама тогда приготовила им роскошные ( по тем тем временам )подарки.Подарки взяли двое из них,-кроме Тамары Михайловны.Она удивительный человек и профи высшего класса.Помню-мы занимались,а на руках у неё был сын-Андрей.Сейчас он  уже взрослый дядька....После занятий она обязательно кормила меня вкуснейшим обедом,и мы разговаривали за жизнь.Она-из самых интересных и достойных людей,кого я знаю.Ну ладно....ПРодолжаем.

...Экзамены я сдала на пятерки и четверки.При таком конкурсе этого было бы недостаточно,но мне повезло:диктант нам дали труднейшим,это был первый экзамен и на нем отсеялись почти все,получив двойки.А я получила 5ть-чуть ли не единственная...Правда, по  фортепиано мне поставили три-явно незаслуженно: я все хорошо сыграла,особенно сонату Моцарта,моя Людмила  Ивановна ходила со мной на экзамен ,слышала как я сыграла,сказала,что я сыграла отлично-это было лучшее
 моё исполнение за все время ,и когда она узнала оценку,очень плакала-прямо там.в училище.Я не плакала.я была в каком -то ступоре.Можно сказать ,в шоке.И до последнего я не знала: поступила-не поступила. Когда вывесили списки поступивших, моего имени там не было.Я поехала домой -тоже в каком-то ступоре, мамы дома не было,будний день.Я упала ничком на мамину кровать и разрыдалась.Я ругала себя"ну что размечталась?!поступила ?!так тебе и надо!"и в таком духе.Пришел брат-который ,напомню,все ворчал,зачем мне это училище ,лучше б я в 9 класс пошла.НО вместо злорадства он  сказал"Ал,вытирай сопли ,собирайся,поедем в училище,я чувствую,ты поступила."спорить   с ним было  бесполезно,проще было уступить.Я ни разу ему не верила,но поехала.Он привел меня в кафе на проспекте купил мне пончиков и сказал "ешь и жди меня",а сам пошел в училище.Пришел через 15 минут сияющий и говорит"  ну я же же тебе говорил,пойдем!"на жестокие. шутки. он никогда не был способен.вообще  в нашей семье это было не принято,и я пошла.И правда : моя фамилия была в списке....

( продолжение следует)...