Liberty square

Юрий Собещаков
Предстоящему визиту президента России в Венгрию в октябре 2019 года посвящается.

На третий день в Будапеште были оставлены пешая экскурсия от оперного театра мимо Базилики Святого Иштвана до площади Свободы, посещение синагоги и прогулка по Дунаю на корабле.

Утро не задалось. В самую большую синагогу в Европе я не попал. Длинная очередь из желающих её посетить, а больше билет за тридцать пять евро, отпугнули меня и я пешком отправился в сторону исторического центра Липотварош. Шёл по бульвару Карла Первого, он же Император Австрии, король Венгрии, Богемии, Далматии и Хорватии Чарльз Первый, он же Кароли Четвёртый и думал:
Почему за посещение все католических и православных церквей в мире плата не взимается, а чтобы попасть в Будапештскую синагогу украинскому крестьянину нужно выложить половину месячного заработка.

Кстати, украинского крестьянина я перед синагогой не встретил, а вот с инженером из Санкт Петербурга поговорил. Мужчина лет тридцати сидел на лавочке перед левой башней псевдо-мавританского строения, увенчанного куполами-луковицами и лениво разглядывал карту, в левом углу которой по-русски было написано “Будапешт”.
Чего не внутри? - вместо приветствия спросил я.
Цена кусается, - ответил он. - Жена пошла, а я решил сэкономить.
Ясно, а сам откуда?
Из Питера.
Семьёй или с группой?
Вдвоём.
Не будучи россиянином и не зная реалий сегодняшнего туристического бизнеса России я с удивлением уточнил:
То есть, для посещать Европы вам нужна только Шенгенская виза?
Теоретически - Да, а практически требуется предъявление билетов в оба конца и гостиничные брони в странах посещения.
Получается, что ваши соседи пустили под откос свою страну, только ради того чтобы не платить по тридцать евро за Шенгенскую визу? - переспросил я.
Тридцать пять евро и плюс медицинская страховка по евро в день на человека, - уточнил российский турист.
Вы здесь надолго?
На пять дней.
Значит ещё десятка. Итого меньше сотни на двоих.
Да.

У меня кончились слова. Их вытеснили мысли о десятках и сотнях тысяч моих бывших сограждан украинцах, которые повелись на развод негодяев и мечтая сэкономить сотню евро, обрекли на нищету несколько следующих поколений.

Малый бульвар Кароли хоть и короток, но красив. По обе стороны улицы, шириной в пятьдесят пять метров, стоят монументальные здания постройки второй половины девятнадцатого века. Эти полтора километра Будапешта похожи и на Вену, и на Лондон, и на Мадрид.
За полтора столетия своей истории этот бульвар сменил не меньше дюжины названий. От Таможенной улицы до его сегодняшнего нейтрального названия. Я не случайно сделал акцент на том, что имя Императора, который и правил-то всего два года, в истории Венгрии является нейтральным. Дело в том, что в своё время бульвар носил имена диаметрально противоположных, в политическом смысле, героев. В тысяча девятьсот сорок втором году ему было присвоено имя лётчика истребителя Иштван Хорти. Старший сын и преемник регента Венгрии Милоша Хорти воевал за фашистов и погиб в августе того же года недалеко от Старого Оскола. А с сорок пятого по восемьдесят девятый бульвар носил имя Маршала СССР Фёдора Толбухина.

Оставив за спиной район Йозефварош я дошёл до базилики Святого Иштвана. Площадь перед ней и сама церковь впечатлили своей красотой, впрочем как и все главные католические соборы европейских столиц. Будь то сгоревший Нотр Дам де Пари, Собор Святого Стефана в Вене или Собор Святого Николая в Швейцарском Фрибурге. За последние двадцать лет я посетил более пятидесяти самых крупных и значимых из них, видел даже чернокожую деву Марию в аббатстве Айнзедельна и могу сказать, что только Мадридскую Альмудену и Ватиканский Святой Пётр можно выделить из этой линейки.

Отведав гуляш на веранде ресторана “Бестия” с отличным видом на базилику Святого Иштвана я продолжил своё путешествие в сторону площади Свободы.
Планируя заранее свой маршрут я собирался осмотреть в Пятом дистрикте города две достопримечательности. Во-первых, меня интересовало в каком состоянии и содержится обелиск Советским воинам, павшим в боях за освобождении Венгрии от фашизма, а во-вторых, я хотел увидеть здание государственного казначейства Венгрии.
Шагая по улице Херсегримас с юга на север я чуть подвернул на Холд и через здание оказался у знаменитого казначейства. Интернетовские ценители архитектуры называли это строение шедевром, равным зданиям великого испанского архитектора Гауди. На деле же оказалось, что оно не идёт ни в какое сравнение с домами Барселоне. Красоту казначейства можно оценить только с высоты птичьего полёта. Крыша у здания зачётная, но стоя у его подножья рассмотреть её невозможно.

Пройдя пару сотен метров обратно по Хер-чего-то-там, я вышел на одноимённую с площадью улицу и оказался у линейного фонтана в самой южной точке сквера. Пляшущие струи воды били из под мраморных плит и создавали двадцати метровую стену воды. Эта стена абсолютно перекрывала вид на площадь. В добавок к фонтану, для полного исключения видимости обелиска Советским воинам в моменты падения струй воды, венгры установили за ним колоннаду из тринадцати мраморных колон и аркаду над ними с памятной надписью “Память о благородных сынах останется”. Перед этой композицией скульптор воздвиг архангела с крыльями и разведёнными руками.

По сторонам мемориального парка лет сорок назад были высажены лиственные деревья. За прошедшие годы они выросли так, что совместно с фонтаном перекрыли вид на памятник павшим освободителям даже тем, кто старался подойти к нему сбоку. Более того, перед самым обелиском, вершину которого украшает золотая пятиконечная звезда, венгры построили забегаловку с яркой неоновой вывеской на куполообразной крыше.
“Liberty Square” - на английском языке значилось на ней.

Площадь Свободы была окружена роскошными особняками. Я шёл мимо здания Венгерской радиотелевизионной компании, но не смотрел на него. Я не сводил глаз с того места, где по моему мнению находился мемориал и он открылся мне лишь с двадцати шагов.

Вокруг было чисто. Следов вандализма я не обнаружил. Надпись на русском и венгерском языках провозглашала “Славу Советским воинам освободителям”. Это слегка успокоило, но не надолго.

Моё внимание привлекло здание прилегающее к мемориальной площади с востока. И даже не само здание, как высоченный двойной забор его окружающий и количество венгерский полицейских его охраняющих. Я сразу понял, кто сидит за этим забором. Я видел такие здания и столько же охраны и в Риме, и в Париже, и в Берне, и в Лондоне. Собственно, по другому они выглядят только в только в Оттаве, там есть забор, но нет охраны и в Москве, где есть охрана, но нет забора. И всё же я направился к полицейским.
Кого охраняем служивые? - спросил я на английском крепкого парня лет двадцати пяти и миловидную девушку, выглядевшую ещё моложе.
Посольство США, - ответил мне полицейский и на всякий случай отпрянул от забора, на который до этого опирался спиной.
Погодите-ка, с той стороны к нему прилегает ваш национальный банк. Так?
Да, здание венгерского казначейства и здание посольства США это единый комплекс, - ответил полицейский.
Теперь мне понятно, почему и площадь и кафе на ней называются Либерти сквер, -сказал я, стараясь казаться дружелюбным.
Да, американские туристы любят здесь бывать, - сказала девушка.
Ребята, посольство американское, название площади тоже, а чего памятник русским на ней стоит?
Не знаю, - ответил парень.
А от немцев вас кто освободил?
Американцы, - уверенно ответила девушка.

Объяснять или, ещё хуже, доказывать что-то парочке с автоматами на перевес у забора посольства США было бесполезно и глупо, и я, ещё раз обойдя обелиск, уселся на скамейку у северного выхода с площади. Справа от меня виднелась великолепная крыша здания парламента, а передо мной застыл в движении,во весь свой двухметровый рост бронзовый Рональд Рейган. Человек разрушивший СССР с улыбкой на губах направлялся к обелиску павшим советским солдатам.

Не прошло и пяти минут моего короткого отдыха, как к бронзовому Ронни подошла группа американских туристов с венгерским гидом. Парню было чуть больше двадцати, говорил он на хорошем английском с лёгким восточноевропейским акцентом.
Этот памятник сороковому президенту США Рональду Уилсону Рейгану был установлен здесь восемь лет назад. На церемонию его открытия собрались сотни жителей столицы, справедливо считающих, что именно мистер Рейган победил в “Холодной войне” против Советского Союза и обеспечил Венгрии её независимость. Автор памятника, венгерский скульптор Иштван Мате, изобразил улыбающегося Рейгана идущего широкой походкой именно в направлении обелиска советским солдатам, а не в рядом стоящее американское посольство. Этим автор хотел подчеркнуть, что венгры благодарны своим союзникам за поддержку в борьбе против авторитарного коммунистического режима. Расположенное рядом посольство и памятник президенту США окружают Советский мемориал символизируя этим безоговорочное превосходство Запада над Советами.
Извините, из Вашей речи можно сделать вывод, что вы обязаны своей свободой Америке. Скажите, а площадь названа Либерти сквер именно в честь освобождения Венгрии от тоталитарного режима коммунистов? - не вставая со скамьи спросил я гида на английском.
Два десятка американцев повернули головы в мою сторону.
Нет, - слегка обескураженный моим вопросом, искренне ответил юноша. - Её так назвали в сорок пятом году, когда установили обелиск советским солдатам павшим на территории Венгрии в боях с немцами.
Значит вас освободили Советы, оставив лежать на вашей территории сто восемьдесят тысяч своих солдат, а вы не только площадь называете по-английски, но и всячески стараетесь принизить роль русских и отдать дань американцам за свою свободу.
Германское доминирование тридцатых и сороковых сменилось на советское пятидесятых. Оно было ничуть не лучше. Наш народ попытался при помощи американских друзей избавиться от диктата Москвы, но русские раскатали нас танками. За три осенних месяца пятьдесят шестого убив более четырёх тысяч человек.
Диспут принимал всё более интересный оборот. Американцы уже и забыли, что направлялись к самому красивому парламентскому комплексу Европы.
Так, молодой человек, раз Вы решили копнуть в глубь истории, то позвольте Вам заметить, что во-первых, никакой гегемонии фашисткой Германии в конце тридцатых и начале сороковых у вас тут не было. Вы добровольно вступили в гитлеровскую коалицию в сороковом и приняли участие во вторжение в СССР в сорок первом. Только под конец войны, в сорок четвёртом году, здесь появились немецкие войска. Второе, в пятьдесят шестом году вас грубо использовали в своей геополитической игре Соединённые Штаты, Англия и Франция. Вспомните историю, ваше восстание началось в конце октября пятьдесят шестого, почти день в день с началом атаки на Египет Израилем, Англией и Францией.
А причём тут эти два события? - спросил меня пожилой американец.
А при том, что Египет при помощи СССР восстановил контроль на Суэцким каналом, что очень не понравилось Франции и Англии. Для того чтобы Советы не смогли вмешаться в военные действия на Суэцком полуострове, бывшие союзники по анти-гитлеровской коалиции создали проблему Хрущёву в самом сердце восточной Европы.
США там были ни при чём, - не унимался американец.
В Египте вы не участвовали, согласен, -ответил я. - Но немецкое оружия со складов в Австрии в грузовиках организации “Красный крест” студентам Будапешта доставляли именно вы. В то же время, когда Чарльз Болен, ваш посол в Москве, заверял Советское правительство, что США не будет вмешиваться в случае силового решения социалистическим блоком Венгерской проблемы.
А что Вы хотели сказать своим экскурсом в историю? - спросил меня молодой венгр.
Я хотел сказать, что не стоит называть эту площадь на американский манер - Либерти Сквер, так же как и Площадь свободы, - последние два слова я произнёс на русском. - Зовите её по своему - Сзабадчаг тиер.