Чьи же деньги предпочитают куры?

Виктор Сургаев
               

          По  жизни  я  невероятно  любознателен,  но  всё  заинтересовавшее  меня  обязательно,  и  прямо  тут  же,  подвергаю  сомнению.  Да.  А  потому  что  по  своей  натуре  я  исследователь-экспериментатор,  и  в  каждой  мелочи  должен  непременно  разобраться  до  тонкостей  только  лично  сам.  А  после,  обычно  не  считаясь  со  временем,  возникшую  проблему,  или  непонятный  вопрос  стараюсь  проверить  ещё  и  в  эксперименте.  Чтобы  затем  уже  никаких  сомнений.  И  ничего  с  этим  не  поделаешь,  ибо  таким  уж  вот  я  обязательным  уродился. 
        Сегодня,  кстати,  от  дел  минута  свободная  появилась  и  в  только  что  освободившемся  от  дел  мозгу  сразу  же  дельная  мысль  высветилась.  Да,    к  тому  же,  этак  ясно-преясно.  А  вот  интересно  бы  точно  знать,  соответствует  ли  истине  известная  поговорка: «у  него  денег  столько,  что  их  даже  куры  не  клюют!». Сижу,  думаю,  соображаю.  Как  правильно  понять  эту  преинтересную  поговорку?  Обдумал  вопрос  со  всех  сторон,  посоветоваться  не  с  кем,  а  поэтому  сразу  же  и  на  эксперимент  пошёл. 
        А  чего  тянуть?  Время  идет,  вопрос  в  голове  застрял,  покоя  не  дает.  И  знаю  уже,  что  не  даст,  пока  не  решу  его.  Тем  более,  за  подопытным  товарищем  далеко  ходить  вовсе  и  не  нужно.  Вот  он,  рядышком,  вор-соседушка!  Ну,  на  какие,  извините  меня,  шишИ,  такие  приобретения  у  обыкновенного  бухгалтера средненького  пошиба?  Нет-нет!  Совсем  и  не  Главного.  А  появившиеся  новые  приобретения  всего  лишь  за  один  годик  «нажиты»?!  Вы  только  гляньте: вместо  бывшего  несуразного  домика – за  какой-то месяц  отгрохали  для  «гаврика»  двухэтажный,  да,  со  встроенным  гаражом,  чтобы,  значит,  можно  было  выехать  прямо  из  барских  хором.
        К тому же, Натан Моисеевич  теперь  и  не  на  задрипанном  «Москвиче»  раскатывает,  а  на  «Мерсе»!  И  еще  дачу  шикарную  прикупил.  А  что  во  дворе  у  него  творится?!  Отгородился  бух  забором  двухметровым,  но  я  у  двух досок гвозди аккуратно снизу вытащил и заглядываю ненароком иной  раз, так сказать, «процесс  контролирую». И  до  чего  же  интересен  истинно  воровской  двор! Ведь  оной птичьей  живности  там:  в  количестве  поистине  несчётном.  И куры,  и  утки,  и  индюки,  как  угорелые  по  двору  носятся.  Не  дурак  я.  И  прекрасно  понимаю: куры  деньги  в  купюрах  бумажных  клевать  уж  точно  не  будут.  А  кто  бумагу  ест?  Если  только  козы?
        А,  значит,  тут  мелочь  нужна.  И  не  малая  для  такого  количества  пернатых. Что  ж. Придётся  потратиться  ради  науки  филологии.  Да.  Чтобы  проверить  пословицу-поговорку  на  курах  вороватого  хозяина.  А  будут  ли  они,  или  побрезгуют  денежки  металлические  клевать?  Не  богатый  я,  но  ради  важного  эксперимента  не  поскупился  и  за  дело  взялся  вполне  серьёзно.  На  имевшиеся  в  кармане  137  кровных  рубликов  заначки  со  вздохом  наменял  самой  мелкой  денежной  металлической  мелочи,  добавив  туда  заодно  копеек  производства  ещё  и  советского.  И  по-пластунски,  ужом,  подполз  к  заветному  вражьему  забору.  Каким  способом  приглашать  кур  к  «снятию  пробы  пищи» -  учить  меня  не  надо. 
        На  мой  ласковый  и  осторожный  призыв  «цыпа-цыпа-цыпа»,  вся  орава  птичьей  живности  к  забору  метнулась  во  главе,  конечно  же,  с  руководителем  гарема - петухом. Чашка  с  мелочью  у  меня  в  левой  руке,  я  глубоко  и  снова  с  сожалением  глубоко  вздохнул,  захватил  полную  горсть  правой  и  швырнул  чужакам  высоко  вверх.  Да.  Россыпью,  как,  бывало,  крестьянин-сеятель  с  горстью  пшеницы  творил.  В  старину.  А  после  добавил  ещё.  Этаким  веером  кинул.  Потом  еще  и  еще.  Мол,  нате,  пташки, клюйте  халявную,  потрудитесь  для  науки.  А  сам  соображаю. 
        Ведь,  вполне возможно,  впервые  во  всем  мире  такой  умник,  как  я,  додумался  решиться  на  столь  мудрый  и  необычный  опыт.  Разумеется,  бросаю  кровное,  своё,  опять  с  глубоким  вздохом.  Почему?  Да,  жалко  ведь.  А  вдруг,  «с  концами»  денежки  мои  на  корм  курам  хозяина-вора  в  их  ненасытные  утробы  уйдут? Кто  знает?  А  вдруг  возьмут  птички  пернатые  со  двора  богатого,  да  и  вправду  всю  мелочь  мою  подчистУю  склюют?  Мало  ли  на  Руси  поговорок  и  пословиц  всяких?  Верно? А  сам  все  же  с  чрезвычайным  интересом  за  экспериментом  наблюдаю. 
        Ох,  как  они,  птички,  на  бесплатные  денежки  кинулись!  Рванули  все!  Хватают  блестящие  монетки,  дерутся,  друг  друга  бьют,  топчут.  А  петух-верховод - впереди  всех.  Колготится,  когтищами  землю  разрывает,  орёт,  добычу  невестам  показывает.  Ну,  всё,  думаю,  плакали  мои  денежки… Выходит,  что  сама поговорка  эта,  пословица,  как  говорится,  и  «ни  к  селу,  и  ни  к  городу»…  Вон  как  куры  богатея  наяривают,  клюя  чужие  монетки!  Но  когда  чуток  улеглась  поднятая  взбесившимися  курами  пыль,  я  вдруг  даже  похолодел: оказывается,  курочки-то  и  не  клюют  вовсе…
        Видимо,  их,  бестолковых,  попросту  разгоряченный  Царь-муж  петух  взбаламутил.  Вон  они,  монетки  мои,  лежат…Что  ж,  против  правды  не  попрёшь,  сказал  я  себе  понуро.  Выходит,  в  богатом  дворе  куры  деньги  и  в  действительности  не  клюют  ни  хрена… Заелись  пернатые. Наверное, и  без  моих  монет  им  корма  хватает,  завалИсь…Значит,  поговорка  верна. 
        И  подивился  я.  Мол,  ну,  надо  же,  какой  народ  у  нас  сметливый,  вдумчивый,  и  продвинутый.  Вон  ведь  как  точно  приметили!  А  денежки  свои  теперь  придется  уж  ночью  собирать,  когда  все  уснут.  Полезешь  сейчас  на  чужой  двор – за  вора  примут.  Попробуй  докажи,  что  это  научный  эксперимент  и  137  рубликов – твои  кровные,  из  святой  заначки  на  время  изъятые… А  оставлять  свои,  пускай  и  мелкие  денежные  знаки  и  без  того  богатому  ублюдку?!  Как лихо  и  твёрдо  ответил  переодетый  в  царя  Ивана  Грозного  актёр  Юрий  Яковлев  в  фильме  «Иван  Васильевич  меняет  профессию»?   «НИ  ЗА  ЧТО!».  И  хорошо,  хоть  пса  у  соседа  нет.
        Фонарик  у  меня  мощный,  после  трёх  ночи  объевшиеся  зерна  птички  отдыхать изволят,  предутренний  сон  у  хозяев  крепок,  та  что  мешать  мне  вряд  ли  кто  будет.  Эксперимент  мой  удался  на  славу,  жене,  учителю    русского  и  литературы  выводы  пословицы  понравятся,  и  даже  в  работе  пригодятся,  поэтому  можно  свертываться  со  спокойной  душой.  Пускай  подивится  моей  помощи  в  её  работе  с  учениками.  Глядишь,  и  на  полуторку  пива  за  труды  расщедрится…Только  куда  вот  оставшуюся  в  чашке  мелочь  девать?  Стоп-стоп! 
        А  если  своим  попробовать  скормить?  Ну,  просто  так,  для  интереса?  Собственно,  а  почему  и  нет?  Давненько  уже  я  им  битого  стекла,  и  камешков  меленьких  не  давал,  как  раньше  бывало.  Что-то  подзабыл  про  это,  старый….  Как  раз,  вдруг,  и  пригодится,  коли  мелкие  монетки  они  клевать  надумают.  Куры-то  мои  не  объедаются  раскиданного  по  всему  двору,  как  у  соседа-вора,  зерна?    Вот  только  будут  ли  курочки  с  более  бедного  двора  презренный  металл  клевать?  Пробовать  мне,  естественно,  подобного  транжирства  ещё  ни  разу  не  приходилось. 
          Ладно,  думаю,  попытаю  я,  швырну  им  для  приличия.  Да,  пока  только  горсточку.  Тем  более,  свои  они,  не  какие-то  там  соседские.  Взял  и  с  улыбкой,  ради  смеха,  просто  вверх  и  подбросил.  Ну,  да.  Этаким  веером, тихим,  рассыпным  грибным дождичком.  Но  тут  вдруг  совершенно  неожиданно  случилось  событие  до  крайней  степени  невероятное,  от  вида  которого  я  аж  буквально  обалдел!  А  так  как  к  месту  падения  монеток  скопом,  и  одновременно  со  всего  двора,  ринулись  исключительно  все  тридцать  восемь  куриных  голов!
        Они,  блин,  словно  бы  сигнала  моего  ожидали!  И,  не  раздумывая,  кинулись  к  монеткам,  топча,  и  давя  друг  друга.  Да-да!  Своих  родных  собратьев  с  одного  двора!  А  особенно  удивил  обычно  всегда  галантный  петух  Трифон,  который  вместо  помощи  курочкам  в  поиске  съестного,  вдруг  взвился  настоящим  соколом,  и  прямо  на  лету,  ещё  в  воздухе,  сумел  цапнуть  немалым  своим  клювом  сразу  аж  две  копейки.  Затем,  видимо,  вовремя  опомнившись  и  устыдившись  собственной  алчности  покушать  раньше  невест  своих,  и  пытаясь  ухватить  больше  всех,  этот  хитрец-молодец  моментально  поспешил  тут  же  и  реабилитироваться.
        Тем  более,  что  я,  ошарашенный  в  доску,  подбросил  вверх  ещё  одну  большую  горсть.  И  опамятовавшийся  петух  Трифон,  совершив  повторный  и  совершенно  немыслимый  для  домашней  птицы  взлёт,  как  заправский  футболист,  внезапно  умудрился  вдруг  прямо  на  лету  лихо  поддеть  своей  шпорой  копеечную  монетку.  И  ведь  не  куда  попало  направил  «снайпер»,  а  поистине  мастерски  отпасовал  её  чем-то  обиженной,  одиноко  стоящей  в  сторонке,  молоденькой  беленькой   курочке.  Ну, да.  Видимо,  чтобы  хотя  бы  этим  финтом  поднять  затрещавший,  было,  по  всем  швам  авторитет  всегда  заботливого  и  всегда  рачительного  хозяина  двора  целого.
          А  я  гляжу  и  глазам  своим  не  верю: все,  все  до  единой  монетки,  подобрано  клювами и  проглочено  окончательно  чокнувшимися  курочками!  И  мало  того!  Они  с  раскрытыми  настежь  пастями  на  меня  воззрились,  и  наверняка  повтора  ожидают!  Ну,  что  же?  Куда,  куда  мне  мелочь девать?  Отдам!  А  крайне  удивившее  меня  поистине  странное  поведение  кур  уж     потом  додумаю.  И  веером  кинул  им  остаток.  И  история  мгновенно  повторилась!  Так  что  же  это  выходит,  господа  хорошие?  В  реальности  ведь  поговорка  касается  только  кур  богатеев?!  Что?  У  них,  у  богатых,  куры с  какой-то  особенной  психологией?!  И  я  остолбенел  от  раздумий... 
        В  нищих  дворах  куры,  значит,  денежки  клюют,  только  кинь  им,  а  в  богатом  дворе  они  их  отчего-то … вообще  не  употребляют?!  Это  что  же  за  куры  такие  «специальные»?  Им  этот  ген  в  ДНК  заложен,  чтобы  не  клевали  они  деньги  во  дворах  очень  богатых  людей?  Однако!  И  об  этой  необычайности  организмов  кур  богатых  хозяев  нигде  даже  не  упомянуто,  и  ни  строчки  не  написано,  и  не  упомянуто  в  литературе?!  Ох,  какой  «гол» прямо  в  «девятку»  забью  жене  ненаглядной,  учительнице-русачке! 
        Значит,  получается,  не  до  конца  завершена  поговорка  русская!  И  её    необходимо  немедленно  разъяснить  простым  людям,  и  срочно  дополнить  недостающее звено в  ней!  Ибо  это  доказано  экспериментальным  способом  кем?!  Да-да!  Мной,  человеком,  имеющим  всего-то  лишь  восьмиклассное  образование?! А  о  чём  это  говорит?  Только  об  одном: обо  мне,  человеке  всю  жизнь  мыслящем  мудро  и  неординарно!  Да!  Рассуждаю  вовсе  не  так,  как  многие  обычные  люди!  Тут  уж,  ребятки,  не  придерешься. Вот  и  помогу  этим  открытием  жене,  внесу  свою  лепту.  Струю  свежую!
         А  что? Так  уж  и  быть. Уделю  время  и  помогу  ей  систематизировать  данный  вопрос,  обкатать  хорошенько,  разъяснить,  и  после  даже  выйти  с  ним  «наверх»  с  дополнением  наполовину  неверной  поговорки  с  целью  защиты  ею  даже  и  кандидатской!  А  почему,  господа,  «нет»?!  Уж  если  я  с  моим  «неполным  средним»  вон  что  сотворил,  то  о  них,  педагогах  с  высшим  образованием,  и  калякать-то  нечего!  Предложу  педагогу  моему  вот  эту  свою,  проверенную  опытным  путём-экспериментом  научную  разработку,  примерно,  в  таком  вот  ракурсе. 
        Мол,   «у  богатых  людей  металлические  деньги  куры  не  клюют,  зато  у  нищих  товарищей  их  собственные  куры  монетками  попросту  давятся!».  Ну,  а  для  полной  очистки  совести  и  чистоты  эксперимента,  опыт  же  с  бумажными  деньгами  проведу  теперь  уж  завтра.  Да,  и  куры  вон  ко  сну  готовятся,  так  как  вечереет.  Вот  только  надо  будет  где-то  штук  десяток  десятирублёвых  ассигнаций  наменять… Мельче  их  денег  бумажных  нет.  Придется  пожертвовать… Но  что  не  сделаешь  для  науки  и  помощи  для  родной  кровиночки  жены?!  Так  и  быть,  тряхну  я  еще  раз  заначкой…
         Ладно.  По  времени  скоро  педагог  моя  придёт.  То-то  в  очередной  раз подивится она  моему экстраординарному мышлению! А тем временем куры  мои  отчего-то  передумали  идти  спать  в  курятник,  а  кучей  стояли  передо  мной  и  снова  чего-то  ждали.  Швырнув  оставшиеся  монетки,  я  опять  задумался  о  возможной  разнице  генов  в  ДНК  кур  богатых  и  бедных… Ну,  почему  одни  клюют  деньги,  а  другие - нет? 
          Но  тут,  слава  Богу,  мучительные  изыскательские  размышления  мои  прерваны  были  неожиданно  появившейся  супругой  с  ведром  в  руках.   «Ой,  Миша!  Наконец-то  ты  приехал!   И  сразу  видно  хозяина  настоящего – тут  же  за  кормёжку  своих  любимцев  приступил.  И  чем  ты  их  тут  угощаешь?  Ну,  ладно, сразу  же  просьба  к  тебе.  Ты,  отец,  сына  нашего,  Гриньку,  не  трогай,  пожалуйста.  Тебя  дома  ведь  целых  четыре  дня  не  было…».  Но  я,  исследователь,  не  мог  дать  ей  договорить,  ибо  торжеству  моему  не  было  предела,  так  как  меня  просто  распирало  от  гордости.
        Уж  не  стал  я  её,  учителя,  унижать  и  мордой,  извиняюсь,  личиком,    тыкать  в  свершившийся  очевидный  факт  весьма  активного  поедания  нашими  дворовыми  пернатыми  мелких  металлических  денег.  Женой  ведь  она  моей.  всё-таки,  считается… Попросив  супругу  хотя  бы  с  минуту  не  перебивать  и  с  великим  трудом  пытаясь сдержать  рвущееся  наружу  торжество  от  нечаянного  открытия,  я  спокойно  и  вполне  доходчивым  языком  поведал  ей  о  проведенном  научном  практическом  эксперименте. 
        Нет-нет!  Нисколько  не  рисуясь  и  не  важничая.  И,  в  итоге,  добавил,  что,  мол,  всё  это,  несомненно,  еще  как  пригодится  в  помощь  ей,  как  школьному  учителю  русского  языка  и  литераторы.  А  потом  скромно  замолчал,  опустив  глаза  долу,  но  в  нетерпеливом ожидании  заслуженной похвалы от проведенного мероприятия. Некоторое  время  жена  с  какой-то  пока  что  ещё  непонятной  для  меня  откровенной жалостью  и  участием, молчаливо смотрела этаким долгим-долгим взглядом. Потом прижалась,  ласково  погладила  по  голове  и  вдруг  тихо,  и  безутешно  заплакала.
        Через  пару  минут  успокоившись,  глубоко  вздохнув  и  попросив  тоже  не  перебивать,  заговорила.  «Ты,  Миша,  зря  не  дал  мне  досказать… Я  уговаривала  тебя  не  наказывать  Гришку,  так  как  я  уже  только  что  об  него  весь  ремень  порвала… Сама  я  с  этими  экзаменами  совсем  зашилась.  Ты  же  знаешь,  каждый  год  так  с  выпускными.  А  сыночек  наш  тоже  свои  экзамены  сдавал  и  поэтому  о  другой  задаче,  данной  ему  мной,  совсем,  видать,  позабыл.  Да.  Чтобы  курочек-то  кормить.  Вообще-то  этим  всегда  ты  сам  занимался.  И  он,  стервец,  не  сыпал  им. 
        И,  оказывается,  ни  разу  за  все  три  дня!  Хорошо,  хоть  воды  у  них  было  много… Так  чего  же  ты,  дорогой  Миша,  от  птичек  неразумных  хочешь?!  Во-первых,  они  глупые.  Во-вторых,  голодные  же  они,  «как  собаки»… Поэтому  твои  пернатые  не  то,  что  монетки  блестящие,  а  даже  и  гвоздики  обыкновенные  клевать  с  этакой  голодухи  будут!  А  разве  не  так?  Куда  им,  бедолагам,  деваться?  Ты  же  сам  видел,  что  у  соседа  твоего  вороватого  по  всему  двору  прямо  сплошь  зерно  всякое  под  ногами  валяется! Ты  же  сам  частенько  подглядываешь  у  забора…
        И  сам  прикинь: это  с  какой  такой  стати  объевшиеся  чистого  зерна  птички  железки  твои  круглые  глотать  станут?! И  не  позорься,  не  вздумай  с  фонариком  ночью  тёмной  пойти  копейки  свои  ползая  на  коленях  собирать.  А  поэтому  и  затею  с  бумажными  «десятками»  забудь,  Миша.  Даю  на  отсечение  любой  орган: если  и  соседских  кур  богатея  денька  три-четыре  не  покормить – то  и  они  все  твои  гвоздики  с  превеликим  удовольствием  склюют!  Да,  и  с  человеком  то  же  самое: чего  только  не  съешь  с  голодухи  длительной...  Что?  Разве  не  так,  Миша?». 
        Высыпав  принесённое  зерно  нетерпеливо  ждущим  курам,  супруга  ласково  прижалась  ко  мне  и  просительно  добавила: «А  о  подлинном,  как  ты  прямо  так  здорово  выразился,  дополнительном  смысле  этой  и  вправду  очень  непростой  поговорки  о  «курах,  не  клюющих  денег  у  своих  богатых  хозяев»,  лучше  давай  потом  поговорим.  Завтра.  А,  Миш?  Я  так  устала  сегодня…Ну,  пожалуйста,  пойдём  ужинать  и  сами». 
        Вот  тебе  и  нА… И  сказать-то  в  ответ  мне  было  нечего… Срезала,  подрубила  супруга  меня,  «экспериментатора  хрЕнова»,  под  самый,  что  называется,  корешок…Однако,  опять  и  снова  в  очередной  раз «пролетел»  я… Да.  Это  точно.  Не  то  сделал.  Видимо,  что-то  из  смысла,  из  самой    глубинной  сути  поговорки  не  ухватил…Чуток,  наверное,  недопонял.  Но  ничего.  Завтра  моя  мудрая  учительница  всё-всё  растолкует.  Однако  на  другой  день  пришла  супруга  совсем  расстроенная  и  молчаливая.  На  вопрос,  в  чем  дело,  снова  тихо  так,  как  и  вчера,  заплакала.  Возле  школы, мол, остановила её соседка наша,  у  которой  «весь  двор  в  деньгах». 
        Да. Жена бухгалтера. Прямо  навзрыд  плачет.  Пожаловалась,  что  кто-то  большого  зла  им  желает.  Мол,  в  селе  колдун  объявился,  весь  двор  их  мелкими  заговорёнными  монетами  усыпал.  В  сельсовет  она,  мол,  уже  сообщила,  а  сейчас  к  бабке  Агафье,  к  ворожее,  на  поклон  ходила.  Пусть  расколдует  и  доподлинное  имя  этого  чернокнижника  назовёт.  Только  она  на  рынке  торгует  и  будет  к  вечеру.  Вот  тогда  и  пойдёт  к  ней.  «Так  что,  Миша,  вот  тебе  гостинцы.  Сходи  к  бабке  Агафье  сейчас,  сознайся  ей  честно  во  всём,  подари,  и  пусть  она  «расколдовывает»  монетки  соседские.  Всё,  Миша,  иди  уже.  Помощник  ты  мой  хрЕнов…».  Да-а… Только  этого  мне  и  не  хватало… Снова,  блин,  «пролетел»…