Современная принцесса

Садулова Нагима
                Моя  внучка  Аделина любит сказки про принцесс. И она мне постоянно говорит: « Аже, я хочу быть похожей на принцессу Аврору». А я ей сказала: « Зачем тебе быть похожей на принцеессу  Аврору? Ты сама самая настоящая принцесса, принцесса  Аделина. Я напишу про тебя сказку, моя принцесса Аделина.»
                Посвещаю моей любимой немере  Аделине.
                Аже  Нагима.
Её путь с самого рождения был усыпан розами. Начиная от главных ворот, сам ата  Едиген рассыпал розы до её колыбельки в спаленке. Принцесса Аделина прибыла в “Голландский замок”.
Родилась славная малышка с кудрявыми  золотистыми волосами и огромными карими глазами. Кожа её  была нежно белая просвечивала, как мрамор. Курносый носик и фамильно поджимала нижнюю губу.
У казахов есть хороший  обычай, справлять ребенку сорок дней со дня рождения.
Это целый ритуал.
Хоть в доме уже было две аже:  аже  Айгуль и аже   Нагима, с Петропавловска прилетела третья аже  Кулян. Она привезла большой деревянный ковш для сорока ложек воды и большую деревянную ложку.
С утра дом был в оживлении, на кухне уже готовили праздничный обед.
Наконец  прибыла  киндк  шеше  Саадат. Аже Айгуль постригла малышке ногти, постригла её завитушки.  И конечно спрятали всё  это на память в специально приготовленный сундучок.
Процесс пошел.
Дно купальной чаши заполнили серебренными монетами и серебренными украшениями. Мы с Кулян попеременно держали малышку на ладонях, она царственна лежала, а собравшиеся  по очереди  подходили  и  поливали  её водой из большой деревянной ложки. Обычно очень  капризная  малышка замерла. Она видимо своим детским умом наблюдала, что происходит.  Хоть это был чисто  женский праздник,  пришел  на  обед  хозяин  дома  ата  Едиген.  От  любопытства,   он  заглянул  в  детскую.  Ему  тоже  доверили  полить  одну  ложечку  воды.  Не хотел отставать и маленький Бектасик, он принял  это  как  игру,  и  поливал водичку, пока не забрали ложку.
Наша крошечная принцесса достойно выдержала весь ритуал. Она  вела  себя  великолепно.  Как сказал  ата  Едиген:  “Просто  сказочно”
По  окончании церемонии  всем  присутствующим на память  раздали серебренные  монеты,  а  серебренные  украшения оставили на память аже  Айгуль, хозяйке дома, ведь она кыркнан шыгарды. Также много  подарков получила сама Аделина. Самый интересный подарок подарила киндк шеше  Саадат.  Она принесла крошечной малышке,  крошечные  золотые сережки  с тремя бриллиантами.  Сережки были очень витиеватые с вензелями.  Она  объяснила, что  три бриллианта обозначали три сына, что-то похожее на букву А – Аделина, буква С -  Саадат. Саадат объяснила: «Я выбирала сережки с тем умыслом, что у меня растет три сына, и может случится, что Аделина,  стать моей невесткой.»  Если я правильно поняла, эти сережки выражали все её замыслы.
В этот день моя  внучка   Аделина  заявила о себе на планете  Земля.
Аделина была  долгожданным первенцем, и теперь родителям не терпелось заняться её развитием.  Ребенок в утробе находится в воде и есть такая версия, если сразу после рождения приучать ребенка к воде, он будет плавать. У маленьких детей обычно голова тяжелая. Я  сшила ей патронташ из пенопласта. Она очень забавно в нем выглядела, как в скафандре, и как учила тренер, родители поливали ей на голову воду и говорили: «Ныряем»  и в этот момент погружали в воду.
Незаметно пролетали   дни за  днями,  Аделине  исполнилось два месяца.  У маленькой девочки стал проявляться характер.  Она не терпела над собой никого вида насилия. Ей не нравилось, когда  ушки чистили ватными палочками, она сразу протягивала ручки и пыталась отобрать их. Больше всего не нравилось, когда соплесосом чистили носик. Однажды я слегка придерживала её за плечики, а её мама вытягивала сопельки. На этот раз ей было видимо весьма неприятно. Она усиленно двигала плечами и  хватилась рукой за трубочку инструмента. В один момент вырвала у матери. Я была просто в шоке. Это же надо, сколько у неё силы. Она способна постоять за себя в таком возрасте. «Да! Подумала я, растет просто драчливая девчонка». В девять месяцев она сидела на своем детском стульчике, смотрела телевизор и передражнивала медведя. Рычал как медведь , приводя нас в изумление.
Звериные инстинкты проявлялись не только в рычании. Когда её мама возвращалась домой с работы, Аделина в это время выползала из своей детской и прямиком неслась к выходу.  Она неслась быстро, быстро, чтобы никто не захватил её на пути к цели. А ползла она к двери, и как только Найля на своем “мицубиси” въезжала в ворота,  Аделина уже стояла в проеме двери “Голландского замка”. И так радовалась приезду матери, приседала на коленях, готовая полететь к ней на крыльях. Таким радостным событием заканчивался для неё день.
Вскоре родители получили ключи от квартиры в комплексе «Жастар». Для Аделины была отведена комната.  Шторы, шкафы,  кроватка были сделаны в розовом цвете и разукрашены полевыми цветами. Здесь провели второй казахский ритуал: тсау кесу. Малышка твердо держалась на ногах и несмело ступала два три шага самостоятельно.
Пригласили ее теску Адель, сплели из цветных ленточек аркан и спутали ножки. Поставили посреди комнаты на толстый ковер, все присутствующие подбадривали, а в  центре отец Азамат звал дочурку, показывая ей шоколадные конфеты. То ли блестящие обертки  привлекали, то ли отцовский голос её вдохновил, пробежала она полкомнаты, и плюхнулась отцу на руки. Молодец и это испытание она выдержала с достоинством. Ведь она с рождения принцесса, принцесса Аделина.
 Мы летели  в Анталию.  Адеша, какое-то время  спала.  Проснувшись, ей конечно захотелось двигаться. Чтобы ползать, привычных ковров в самолете не было. Хоть мы и резали ей путы, самостоятельно она боялась ходить и всегда держалась за чей-то палец. Самолет был маленький, и мы с ней очень быстро преодолевали расстояние между пилотской кабиной и буфетом стюардесс.  Все на пути ей хотелось потрогать: навигационные приборы и заглянуть в кабину  пилотов. Полет приближался к концу. В окно между облаками были видны горы и Средиземное море.
 Мы прибыли в свой отель. Вечерело. Море затягивало туманом. На востоке ночи короткие, не успела сомкнуть глаза, уже рассвет, в мечети поют Азан. Мы пошли на море. Ноги утопали в зыбком песке.  Волны набегали на берег и отступали. Моя внучка любила стоять в позе горки и смотреть на море. И однажды морская волна накрыла ее слегка. Она не успела испугаться. А когда подняла голову, у нее все завитушки были в песке. Мы целый день загорали и  купались на море.
Так получалось, что после Азана, мы со свахой просыпались. Но дело было не в нас. Нам приходилось вставать, так как просыпалась прежде всего наш «петушок» - Аделина. Мы тихо собирались, и посадив Аделину в коляску, втроем шли к берегу моря.
Здесь каждый занимался своим делом: Кулян плавала на море, я делала йогу, Аделина ползала возле меня. Когда я делала асаны, она всегда наровила подползти туда, куда я собиралась лечь или сесть. Если я делала “плуг”, она непременно оказывалась возле моей головы, когда я делала мостик, она заползала под меня, единственно горку мы делали вместе, этот асан она хорошо усвоила. Зато, когда я садилась в медитацию, она подальше уползала от меня. Только  шестым чувством я улавливала, где она сейчас бороздит песок.
Кушали мы все вместе. Аделина ещё не умела самостоятельно кушать, а дочка и говорит: « Пусть здесь и учится.» Мы сажали её на детский стульчик, ставили перед  ней еду и давали в руки ложку. Что могла она ложила в рот, а то что мимо, естественно падало на пол. И однажды при нас оффициант отодвинул её стульчик. О! Кошмар!Сколько там было накидано. Можно было накормить одну маленькую хрюшу. Мне стало очень стыдно. И с тех пор я стала  кормить её с ложки.
На ночь мы ей готовили одну бутылочку с кефиром, другую с водой. С водой давали ночью, а с кефиром под утро, когда проголодается. И вот, однажды под утро, когда она заплакала, я  не посмотрев , дала ей бутылочку, которая стояла на тумбочке. Аделина попробовала её, и как швырнет и заплакала от обиды. Я не поняла в чем дело.Когда подняла бутылочку, она оказалась с водой. А бутылочка с кефиром была пустая. Сваха оказывается ночью  с просонья перепутала бутылки. А дети за стеной похихикивают, вот мол внучка показывает характер ажекам.
 Аделина была очень привлекательным ребенком и проффессиональные фотографы называли её не иначе, как принцесса. И хоть мы не просили, (у нас был свой проффессиональный фотоаппарат), они очень много  фотографировали её. Она так классно выходила на фото, что родителям приходилось все это выкупать.
 Отдыхать на море было просто великолепно.
У Аделины мама работала в международной компании, время от времени ей приходилось выезжать за границу. Аделине было всего год и три месяца, когда её мама поехала в Китай в командировку и мы с Адешей были вместе десять дней.
Уже на второй день она резко почувствовала отсутствие матери. Мы зашли с ней в спальню к родителям. Она открыла прикроватную тумбочку , вытащила оттуда мамино бельё, прижала к себе, понюхала и говорит: «мама» и так она делала на протяжение получаса, постепенно опусташая тумбочку. На следующий день, Адёша увидела мамины портреты на подоконнике и стоя под окном, указывая пальцем она кричала: «Мама! Мама!» Этим она видимо хотела сказать: «Куда же она делась?» Мне пришлось посадить её на подоконник и она тыча пальцем в каждую фотографию, говорила: «Мама!Мама!» Хотя рядом с мамой красовался папа, она его не замечала. К сожалению это занятие, садится на подоконник и любоваться своей мамой вошло в привычку. Становилось даже опасно и мы с трудом её отучили.
 Аделина посещала различные дошкольные заведения. Первой из них была школа «Монтесори».  Когда Аделина заходила в школу, первым долгом брала со столика  книгу с цветными автомашинами. Очень внимательно разглядывала машины. Потом ложила обратно на место, а воспитательница говорила: «Профессор». Как много было там  различных маленьких игрушек и все непременно были сложены в маленькие коробочки. Здесь можно было лепить, мыть руки под краном, и сколько угодно пускать воды, а в конце занятий дети непременно танцевали и тушили свечки. А вот свечку Аделина боялась тушить и воспитательница перестала её вызывать. Няня оскорбилась за такое невнимание к своей воспитаннице и родители решили расстаться со школой «Мантесори».
Алматы большой город, следующей школой была «Точка роста». Здесь Аделина впервые стала заниматься йогой. Она была совсем маленькой и тело было очень гибким. Асаны легко давались. Дома она нас всех строила и заставляла за ней повторять упражнения. В «Точке роста» она больше всего любила рисовать. С каким удовольствием она разукрашивала картинки и потом делала ажекам и аташкам щедрые подарки. Но часто к концу занятий уставала и засыпала прямо на занятиях, положив голову на свой рисунок.
Занятия в этой школе закончились для неё большим триумфом. На выпускном она вместе с детками танцевала танец маленьких негритят. Юбочки были из перьев, а на голове парики с черными кудряшками. Всё, чему научилась она в этой школе, ей пригодилось в балетной студии и в музыкальной школе.
P.S    Немере с казахского языка – внучка.
        Аже – бабушка.
Киндк шеше – крёстная.
Кыркнан шыгарды  - отмечают сорок дней со дня рождения ребенка.
Тсау кесу  - резать путы.