Маяки

Александр Харченко 2
С высокой горы над городом далеко красивый пейзаж виден. Внизу водохранилище поворачивает у горы с быстрым течением после ГЭС  уносящийся белой пеной вниз по реке. Неугомонные белые чайки парят над водой, в поисках добычи. А вон там, вдалеке на горизонте, вход в аванпорт с желанными маяками на входе.

Правильно говорят: не человек выбирает профессию – а профессия выбирает человека. Главное в жизни понять вовремя, что это твое, не пойти по ложному пути, приобретя по ошибке ту профессию, которая будет тебя тяготить всю жизнь. Если не упустил свой шанс, не отказался от мечты, желанная профессия подарит тебе помимо, инсультов и инфарктов еще вдобавок «красивого» букета болезней (к сожалению, без этого никак не обойтись) много приятного в жизни: счастья, смысл жизни, удачу и мизерную пенсию. И тогда с вершины своих прожитых лет, ты можешь уверенно сказать, что шанс, однажды выпавший тебе в жизни судьбой, ты использовал, на все сто процентов.

Вечереет. Переждав полуденный зной, я не спеша кручу педали почти каждое воскресенье по знакомой дороге. Не в пятый и не в десятый, наверное, уже в сотый раз, к своим друзьям – маякам. Вот и пятикилометровая открытая всем ветрам дамба показалась. Пустота вокруг, только волны, не спеша равномерно накатывают на плиты стройными валами. Сквозь ямы и ухабы вперед к  стоящим одиноко растерзанным маякам на входе в аванпорт, открытых всем штормам. Нелегкая, но такая нужная доля им досталась! Сколько всего видели и слышали они на своем веку! Да только никому ничего не рассказывают.

Мне уже далеко за семьдесят. Родиться и прожить человеку большая удача, а старость это уже как награда, которая мне досталась. Быстро жизнь пролетела, посеребрив виски, быстрее, чем самая быстрая река. Далеко – далеко, где – то там, в юности остались грезы и мечты. Среди бескрайнего ковыльного поля, колышущегося, как море. С крохотным прудом на краю села. Что – то сбылось, а что – то забылось. Моей мечтой всегда была вода.  Много - много воды, как океан!

 Вот так и получилось, что воды мне на всю жизнь хватило. Навигация, ремонт, опять навигация и так одна за другой чередой. Чего только не было за эти годы.  Проводки – военные, доковые. Грузы – генеральные, уголь, лес – навалом и в пакетах. Руда – медная, железная, марганцевая, серная – какую только не возил. Не было легких рейсов, все требовали постоянного внимания. Мелькали города, порты и причалы. Длительная стоянка вызывала внутреннее беспокойство. На первом месте всегда был план – план и ничего более.


Я уже три года, как зарылся в ил на берегу мертвым якорем. Уныло таскаю пылесос по надоевшим коврам в своем доме. Слыша лишь грозную команду жены.

- На месте стоять! За пылесос держаться!

 Как я устал от этой городской суеты! А с каким бы удовольствием сейчас драил палубу шваброй, закатав робу до колен! Или стоял «совиную» вахту где – нибудь в море или в водохранилище, встречая рассветы и провожая закаты. Вместо этого «стерегу» в караванке пустой причал с ржавым железом, торчащий из воды.

И пусть работа не особо нуждается во мне. Но я рад и такой работе, цепляюсь за нее – это мой последний парус! Если он сникнет, значит это и есть мой последний причал! Дальше лишь безрадостное дожитие. В аптеку проложена знакомая утоптанная дорожка. Колет где - то между ржавыми шпангоутами в левом боку. Феромоны ушли из души. Даже июльская ночь темна и длина. Разве это жизнь?
 
Под меня уже давно «копали»! С 1990 года по указанию министерства, весь российский комсостав жестко проверяли на профпригодность.  Судоводители стали умирать в рубках во время движения с аварийным исходом и крупными убытками.

Многие командиры, работающие  именно на  «ОТА»,  не смогли  пройти медицинскую комиссию на вибрацию в начале навигации. На них даже вахтенный журнал невозможно было на столе в рубке заполнить, только на коленях. Вековому резонансу корпуса и дизеля никто серьезного внимания не уделял, как будто, так и нужно было.

На людях я еще молодцом, но что – то невидимое в душе надломилось. Что дальше? А дальше только и остается вот так раз в неделю приехать к своим друзьям – маякам, преодолев 23 –х километровый путь. Без всяких мечтаний, просто посидеть, помолчать на парапете. Послушать волну, которая зовет и не дозовется на свои просторы.

В моей памяти еще остались желанные сны – не береговые: неугомонный мозг еще находится в рейсе продолжая вести теплоход по ночной реке.  А теперь и осталось только вдохнуть запах свежего прибоя. Понаблюдать за идущими издалека кораблями, идущими в желанный порт.  Выбеленными до ржавчины солеными штормами дальних странствий. За боцманом на полубаке, готового отдать якорь на внутреннем рейде. С удивлением поглядывающего на одинокого человека, сидящего на дамбе.
 
Ушли те времена, когда входные маяки были всегда желанны. Конец рейса! Пришел из плаванья  закоренелый  добровольный отшельник от берега, от семьи, от цивилизации. И даже когда появляешься дома на короткое время из рейса. То поневоле напрягаешь всю семью. У жены без тебя быт налажен, как у часового механизма: дети, садик, работа, домашние дела. А тебе от рейса отдохнуть охота, потому что завтра на месяц – два снова в рейс. А дома женам одним опять семейные проблемы решать.

Время не стоит на месте. Не успел, и оглянуться -  сорок шесть навигаций, как один день пролетели. Почему – то реальность жизни под конец оказалась не такой радужной, как хотелось, какой видел  в своих юношеских мечтаниях. Престиж речника, да и многих профессий в целом, стал стремительно падать.

 Тридцать – сорок лет назад флот был другим. Сегодня другие капитаны ведут теплоходы по голубым дорогам России. Но это не тот ностальгический зазывный знакомый до боли гудок парохода над речной излучиной. Унесший с собой  что – то другое неуловимое.
 
 Уходят старые капитаны с флота, потихонечку уходят. Дойдя до своего ожидаемого предела, когда дрожит сердце от перенапряжения, слабеют глаза, вылетает из памяти вчерашний день, появляется боязнь высоты. Нужно вовремя уйти, просто нет у нас права рисковать теплоходом и жизнью экипажа.

Теперь уже основательно темнеет. Солнце зашло за ближайшие горы. Ровной полоской обозначился далекий закат. Не спеша появляются далекие - близкие звезды в чистом небе. Я особенно люблю эти сумеречные мгновения! Вот и огоньки зажглись на маяках. Пора и мне в обратный путь отправляться.

 В конце дамбы еще раз остановлюсь.  До свиданья друзья маяки – огоньки! Даст Бог - еще свидимся. Вам - то все равно, приеду я или нет. Но для меня вы не просто маяки, а отзвуки прошлых лет.  Потерял я свой лямбда – ош. Потерял. Наверное, это смешно. Но вы мне помогаете сохранять веру в себя. Только благодаря вам я еще в состоянии преодолевать расстояние через городскую суету, лежащую между нами.

 Вот и смена к вам едет. Два крутых джипа с громкой музыкой, девичьим визгом и мусором в багажнике придачу.

Говорят, что при современных спутниковых системах, скоро надобность в маяках совсем отпадет, и уйдут в старые добрые времена растерзанные одинокие маяки. Но, я надеюсь, на мой век вас хватит. Вам еще светить и светить, ожидая корабли, плывущие со стороны горизонта. Только мои надежды и мечты погасли возле вас рядом.

Ушли для меня те времена, когда на берегу хочешь опять на реку, а на реке на берег.  Выпасть из семейства водоплавающих не так – то легко, как кажется на первый взгляд. Дороги которые мы выбираем - это внутри нас!  Понимаю про себя, все понимаю. Бросил плаванье – значить прощай море и река, ты уже не капитан, а всего лишь рядовой пенсионер. Ушла в прошлое точка притяжения, от  которой, уплывая, уже не  мечтаешь вернуться обратно.
 
 И все же я спокоен от чувства исполненного долга перед своей мечтой. Вот так в жизни бывает, что мечты сбываются и не сбываются, плавно уходя в небытие, превращаясь в обыкновенную насыщенную  человеческую жизнь. В которой, хочется просто жить, жить и больше ничего не ожидая взамен.

Только вспоминаю не спеша: сколько за кормой километров оставил – это мое богатство, и никто у меня его не отнимет!  Все – таки не хуже других свою жизнь прожил. Пусть даже ее кто - то осудил или не заметил! Старые опытные моряки, потрепанные штормами всех широт мира, могут мне возразить.

- Да где ты плавал - то?

 И прежде, чем меня осудить; "наденьте мою обувь, пройдите мой путь, споткнитесь о мой камень, почувствуйте мою боль, испытайте мою горечь. И после этого поймете мою дорогу, которую я выбрал."  Вот такая притча напоследок.