Пищеварение. Часть I

Леонид Андреев 2
Здоровье становится особо ценным тогда, когда оно начинает портиться. В этом случае люди поступают по-разному в зависимости от тяжести недугов. Одни начинают усиленно бегать по врачам, надеясь на помощь просвещённых профессионалов медицины, другие, в особенности те, у которых были основания для отсутствия большого оптимизма по части врачей, стараются побольше узнать о своём организме и мобилизовать свою способность к нему прислушиваться, потоньше понимать, когда организму плохо, а когда ему хорошо, раздумывать над тем, что могло бы ему помочь. Второй подход автоматически связан с наращиванием знаний. Не важно, осознаёт человек, какой из этих альтернатив он предпочитает пользоваться и в каком соотношении, или не осознаёт, но эти два подхода даже при параллельном использовании являются ничем иным, как альтернативой. Идти к врачу нужно тогда, когда что-то неладно, а начинать прислушиваться к себе нужно начинать тогда, когда всё хорошо и никаких проблем на горизонте не намечается. Первое делается по нужде, второе не делается только по избытку оптимизма.

Времена у нас не те, что раньше. Для наращивания знаний нет нынче необходимости записываться в публичную библиотеку. Тем более, что сегодня в библиотеках знания довольно устаревшие. Но в общедоступном интернете отличить враньё от правды - это ещё та задачка! Врут все: и профессора, рассказывающие о том, что от витаминов умирают, и простые колхозники, создавшие средства собственной информации и рассказывающие о том, как много натрия, калия, кальция и витаминов в овощах и фруктах (https://systemity.livejournal.com/4379774.html).

Наш организм нам привычен и во многом кажется даже хорошо знакомым, но это так только кажется. На самом же деле человеческий организм космически сложен. Любой орган, любая железа человеческого организма изучается в течение многих столетий большим контингентом специалистов и, чем больше изучаются, тем больше требуют дальнейшего изучения. Пищеварительная же система является тем органом, знание механизмов работы которой может дать человеку существенно бОльшие преимущества с точки зрения влияния на своё здоровье, нежели изучение любого другого органа, поскольку в работе пищеварительной системы человек своим умом, опытом, знаниями принимает несравненно большее участие в работе пищеварения, чем в работе любого другого органа. Человек, составляя меню, по существу в значительной степени влияет на работу своего пищеварения. Знания о том, как работает мозг, как работает сердце, печень и т.п., не дают человеку ощутимых преимуществ в управлении этими органами. Однако, мало кто, включая даже высоообразованных людей, знает в совершенстве механизм работы пищеварительной системы.

Принципиально важно понимать три очень важные особенности функционирования желудочно-кишечного тракта. Во-первых, то, что ЖКТ устроен невероятно сложно, намного сложнее большинства механизмов, с которыми человеку приходилось иметь дело. Важно понимать, что человек миллионы лет тому назад эволюционировал из растениеядного предка и обладает анатомией ЖКТ, характерной для растениеядного животного. Мне часто задают совершенно дебильные вопросы: "Как растениеядное, как растениеядное! Ведь на севере, куда человек мигрировал из Африки мало растений, а много мамонтов?!" Чем бы человек не питался, растениеядная анатомия его ЖКТ возникла раз и навечно. При очень большом желании и шалавых дегньгах отправить человека на Марс для обживания этой никому не нужной кроме миллиардеров планеты может быть и удастся, но изменить растениеядную анатомию человеческого ЖКТ ни при каких обстоятельства не удастся. Во-вторых, очень важно понимать, что наша жизнь зависит от населяющей наш кишечник микрофлоры. Нужно понимать, как она функционирует и помогать ей функционировать.

В-третих, нужно твёрдо понимать, что ЖКТ - это вектор. На свете много идиотов. В особенности в наши дни много их среди профессоров медицины. В погоне за известностью и деньгами их выворачивает в такие фантастические области деятельности, что можно только диву даваться. В США недавно умер пациент после процедуры трансплантации фекальной микрофлоры Медицинские самоделкины придумали новый способ заработка: восстановления микрофлоры толстого кишечника путем пересадки стула здорового человека. Сколько будет жить такой человек после этой идиотской пересадки, неизвестно. Важно лишь то, чтобы он прожил период, в течение которого врачи будут нести отвественность за последствия применения их новой идиотской профессии. Кишечная микрофлора - это отражение характера человека, его привычек, его физиолого-биохимических особенностей. Известно, что самые важные органы важно заменять, взяв их от доноров. Это - процедура нетривиальная, очень сложная в исполнении и дорогая. Дерьмотрансплантация может стать повальным видом медицинского спорта, и это очень страшно.

Для того, чтобы понять, как работает микрофлора кишечника человека, нужно прежде всего забыть сказки дремуче неграмотных по понятным причинам тысячелетних давностей составителей священных писаний от Торы до Библии с их адамовым ребром или адамовой половиной Надо понимать, что весь физиолого-биохимический космос микрофлоры человека проистекает от женщины с её первосвященной функцией производства потомства. Всё объясняется не очень сложно, но не на основе молекулярной биологии, генетики и самых продвинутых областей медицины, которые, кстати говоря, ничего до сих пор толком объяснить не сумели, а объясняется довольно просто, как говорится, на пальцах. Во-вторых, кишечная микрофлора человека представляет собой "бесплатно" работающий дополнительный геном, ассоциированный с геномом человека и каждый человек обязан это понимать.

Если в геноме человека около 23 тысяч генов, то по некоторым подсчётам в кишечной флоре человека, включающей от 300 до 1000 видов микроорганизмов автономно функционирует около 3 миллионов генов. Эти микроорганизмы мало зависимо от человека сами себе синтезируют энергию, сами себе находят пищу, поставляют человеку витамины, моносахара и другие полезные вещества и защищают его от многих болезней. Больных на голову мечтателей и грантопотребителей с незапамятных времён тянет на создание киборгов, которые будут по слабоумным представлениям этих мечтателей умнее нормального человека. А в случае с кишечной микрофлорой мы естественным путём с самого начала появления человекоподобных существ имеем прототип того самого киборга. Представить себе искусственный мозг в сто раз более эффективный по сравнению с естественным весьма трудно даже тем, кому не сидится в образе нормального человека, а каждый из нас в реальности эксплуатирует геном, который в сотню раз больше нашего генома, заключенного в хромосомах.

Пища, которую человек потребляет, опускается по пищеводу в желудок, где подвергается действию кислоты и ферментов, призванных начать процесс пищеварения и усвоения питательных веществ. После примерно трех часов механического перемешивания в этой суровой кислотной среде, в которой микробы отсутствуют, частично переваренная пища постепенно поступает в тонкую кишку. Это гибкая трубка длиной примерно 6,5–7 метров и диаметром 2,5 сантиметра. Внутренняя поверхность тонкой кишки представляет собой множество выступов, называемых ворсинками, через которые вода и питательные вещества поступают в кровь. В тонком кишечнике пища пропитывается ферментами. Их выделяют поджелудочная железа и печень, чтобы помочь переварить белки, жиры и углеводы. Здесь, в тонкой кишке, количество микробов весьма небольшое, всего лишь около 50 миллионов на чайную ложку содержимого тонкой кишки. Последняя остановка в этом путешествии продолжительностью примерно 50 часов - толстая кишка, где еда продвигается со скоростью улитки. Средняя длина толстой кишки меньше 1,5 метра, диаметр 5–8 сантиметров, концентрация микроорганизмов здесь в миллионы раз большая, чем в тонкой кишке.

Очень важно понимать, что микрофлора толстой кишки не может попадать в тонкую кишку. Функцию предотвращения ретроградного поступление бактерий из толстого кишечника в тонкий выполняет илеоцекальный клапан или т.н. бугиниева заслонка. В толстой кишке, в этом личном микробном зоопарке человека, жизнь изолирована от предыдущего участка кишечника. В толстую кишку поступают остатки непереваренной пищи и начинается новый этап пищеварения, непохожий на предыдущий. Говоря о микрофлоре кишечника, очень важно понимать, что количественные пропорции в содержании отдельных видов микроорганизмов в кишечнике практически не имеют существенного значения для понимания их роли в функционировании микробиоценоза, а тем более не дадут практически никакой полезной информации даже при получении детального анализа видового состава микрофлоры кишечника. Есть очень простой и очень точный критерий работы микрофлоры толстой кишки. Это - длина экскрементов. Если она длиной в 0.2-0.4 м, значит микрофлора себя чувствует хорошо на все 100%.

Нужно иметь представление о том, как формируется микрофлора у новорождённого, какие в ней заложены основные виды, что эта микрофлора любит, чем её баловать... При огромном числе видов кишечной микрофлоры подавляющая её часть питается продуктами метаболизма очень ограниченного числа видов. При этом они могут играть роль, как положительную, так и отрицательную, могут быть просто поставщиками биомассы или производителями некоторых витаминов. Такие "сожители" очень полезны кроме всего прочего и тем, что  удаление продуктов метаболизма "главных" микроорганизмов-кормильцев всегда содействует повышению скорости их роста. Таким образом формируется микробиоценоз, в котором, говоря простонародным языком, "всё схвачено и все в деле". Сформированный человеком микробиоценоз толстой кишки так же уникален, как его отпечаток пальцев.

Часть II: http://www.proza.ru/2019/07/17/390