Записки экскурсовода Ч. 11 Человек барокко

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/06/24/1600


Пусть человек... подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим, пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной, и, выглядывая из чулана, отведенного ему под жилье, — я имею в виду зримый мир, — пусть уразумеет, чего стоит наша Земля со всеми ее державами и городами и, наконец, чего стоит он сам. Человек в бесконечности — что он значит?

Блез Паскаль.



С конца 16-го до начала 18-го века Западная Европа переживает один из интенсивных и одновременно драматических периодов своей истории. Непрекращающиеся войны, эпидемии чумы, религиозные конфликты вызывают в человеке чувство растерянности, рождают сомнения, суеверия и страхи.

Реформация церкви делит христианскую Европу на два лагеря - католиков и протестантов. Всё более обостряющаяся вражда между ними переходит в Тридцатилетнюю войну. К середине 17-го века она уносит жизни половины населения Германии. Борьба за спасение душ превращается в завоевание политической власти над Европой.

Мировоззрение 17-го столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он подчинён среде, обществу, государству. Наука и искусство уже не идут рука об руку. Кризис культуры Возрождения, последствия Реформации и Контрреформации, кризис феодализма как общественной системы приводят к новому пониманию мира как противоречивого, трагического, динамического явления. Меняется в это время и понимание человека, его места в мире.

Личность человека эпохи Возрождения характеризуется полным единством и целостностью. Он чувствует себя в гармонии с природой. Его судьба зависит только от его добродетелей, талантов, энергии.
В эпоху барокко личность  теряет качество самоценности. Человек переполнен противоречиями и постоянной борьбой со своими страстями, с окружающей природой и социальной средой. Причём и мир природы, и мир человеческих отношений, и внутренний духовный мир человека выступают как многоплановые, динамические, противоречивые феномены. Вместо спокойствия и гармонии Возрождения на первый план выступают хаотичность, иррациональность, эмоциональность, драматизм.

Вторая важная идея барочного мировоззрения - в сочетании противоречий: человека и природы, идеального и реального, разума и эмоций. С этим связан повышенный интерес к дисгармоничному, гротескному, преувеличенному. Это также попытка выявить необычное в обычном и обычное в чрезвычайном, тенденция к иносказанию, что приводит к частому использованию аллегории.

Третья идея барокко - особое понимание красоты как идеала выше природы. Искусство должно совершенствовать природу и отражать не недостатки реальной жизни, а облагороженную и улучшенную действительность. С этим связаны такие особенности эстетики барокко, как великолепие, парадность, театральность, живописная иллюзорность, возвышенность и торжественность.

Человек  барокко был приверженцем роскоши. Идеалом мужчины в это время становится джентльмен. Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета?

Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

Высший и средний класс  любили развлечения: вместо паломничеств  - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - "карусели" (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Появились качели и "огненные потехи" (фейерверки). Место икон в интерьерах заняли портреты и пейзажи.

Понимание Бога как Творца, который направлял все действия и поступки, пришло в упадок. Время барокко создало новую модель понимания Божественного. Теперь Бог рассматривался как Творец всего насущного, а управлять всем живым и неживым на земле призван человек. В эпоху барокко человек сам должен был  найти путь к самому себе и к Небу. Все переживания, терзания человека отразились в литературе и искусстве в образах "фортуны", определяющей путь жизни.

Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями знаний являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд "Математические начала натуральной философии"(1689), а Карл Линней систематизирует биологию ("Система природы", 1735). Время барокко позволило развиваться таким наукам, как анатомия и биология, поскольку раньше церковь запрещала их изучение, считая все населяющие землю объекты созданиями Бога. 
Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон Крузо, судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен.

В философии разгорается борьба противоположных учений. Ивестный физиолог и мыслитель Рене Декарт утверждал, что единство мира находится в разуме человека. Английский философ Томас Гоббс определил материальность всего сущего на земле, в том числе и души человека. Нидерланский философ Бенедикт Спиноза определил понимание как начало согласия духовного и материального миров. Мишель Монтень определил жизнь как вместилище блага и зла. Главный принцип философии Рене Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую" стал девизом эпохи и определил вектор развития будущего. Взлёт научной и философской мысли привёл  к совмещению реальности и иллюзии, объединению направлений искусства.

В это время творили художники Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Ван Дейк, Франс Хальс, Вермеер и другие. Их произведения, насыщенные драматизмом, динамичны и цветисты. Искусство барокко предназначалось для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения. Приём ассимметрии создавал ощущение нестабильности и движения. Каждая картина была "зашифрована" аллегорическими символами, которые образованный зритель должен был знать.

Барочная музыка стремилась к  высокому уровню эмоциональной наполненности. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, родился новый жанр - опера, которая заняла ведущее положение вместе с кантатой и ораторией. Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов.

Излюбленными музыкальными инструментами барокко становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи.
Увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Даже мадригалы и арии чаще не пелись, а исполнялись инструментально.

Расцвет классической литературы, новая трактовка произведений древнегреческих авторов, поразительная роскошь декораций и костюмов – неотъемлемые составляющие светских театральных постановок эпохи барокко. В конце 16-го века в Европе стали открываться оперные залы.  Искусство принадлежало высшим слоям населения, в театр ходили знатные аристократы.

Но со временем появились платные концерты для всех желающих. Первый такой концерт состоялся в 1672 году в Англии благодаря композитору Джону Банистеру, который, учитывая народные привычки, даже открыл в театре пивную.

Образы эпохи барокко контрастны и напряжённы, они совмещают в себе реальность и иллюзию. Вымышленные и реальные персонажи встречаются на страницах книг, театральных подмостках, в скульптурных композициях и музыкальных произведениях.

Объединение противоречий стало основой времени барокко. Восприятие мира происходило в понимании материального и духовного, в анализе природного и божественного начала в человеке, объединении разума и чувства.

Человек эпохи барокко – это человек, способный чувствовать и страдать, который обладает мышлением и воображением.

Время барокко в истории европейской культуры стало фундаментом для появления нового искусства, новой этики и новой науки.

Продолжение  http://www.proza.ru/2019/08/08/12

Иллюстрация: репродукция картины Николя де Ларжиллиера     "Людовик XIV и его семья"