Автобиография фрагменты

Алла Турманидзе
...В шахматы я играю,сколько себя помню.Мама научила нас с братом в возрасте примерно  3х лет.Сама она была завзятой шахматисткой.читала и ученики по шахматной игре.А также очень любила философов.У неё было десятка два томов мыслителей древности,помню-любимым её автором был Бальтазар ГРАСИАН.  Кроме того,она очень любила "Рейнеке -лиса"Гёте и сказки дядюшки Римуса-без купюр.Она была большой умницей.Очень культурным,воспитанным и глубоко образованным человеком.Никогда не занимаясь музыкой профессионально,прекрасно пела-прекрасно и очень точно интонируя-это я говорю,как профессионал. Ну а в своей профессии она была профи высочайшего уровня. Именно поэтому её не любило начальство.А когда оно любило подчиненных,компетентнее себя в 10 раз,в 100  раз умнее и в 1000 раз интеллегентнее?!со времен Бомарше такого не было:помните незабвенное из монолога Фигаро:"с умом-и вдруг продвинуться?шутить изволите!"Думаю,я многое от неё унаследовала, в том числе и последнее достоинство.Впрочем,сдвинутое начальство ,превосходящее подчиненых только в одном -в подлости-у меня было только в одном месте-в институте искусств.Но до него мы ещё дойдем ,хотя,если честно,очень  не хочется. Я ушла оттуда два года назад,и сказать,что я не жалею об этом-значит ничего не сказать.Для понимания-два раза в этом году я видела сон,что вернулась туда на работу.И оба раза просыпалась с криком ужаса,плавно переходящим в слезы радости = от того,что  это  был только сон.Все остальные мои начальники во всех остальных рабочих местах были людьми адекватными,почти все порядочными и некоторые даже очень хорошими людьми...но об этом позже.
....Итак,к шахматам.Мы с Колей научились древней игре очень быстро и очень  её полюбили. Мы играли  с ним буквально с утра до вечера,мама встревожилась,что мы перегреем мозги в столь нежном возрасте,и стала прятать от нас шахматы.НО,как говорил Майн Рид,любовь смеется над препятствиями-в том числе и любовь к шахматам. Мы с Колей показали себя достойными детьми наших родителей.решив пробему просто:сделав себе новые шахмматы.Идея принадлежала вашей покорной слуге ( не зря самый достойный из моих начальников Эдуард Орестович Егоров,завкафедрой черчения СХИ,говорил ,что у меня "инженерное мышление"), а исполнение-брату.У меня всегда было хорошо с  идеями и словом, а у него всегда руки росли из правильного места.Сколько я его  помню-он все время что-то пилил, строгал, выпиливал, клеил,паял, лепил,рисовал и даже шил.Начертить и разрисовать доску( на картоне)и вылепить из пластилина шахматы-очень похожие на настоящие,кстати-для него было детской забавой.Думаю,если бы мы так не спешили начать играть и если б у него был подходящий материал и инструменты-он бы запросто выстрогал бы их из дерева или высек бы из камня.Но пришлось обойтись тем,что есть-и "мы их слепили из того, что было,и что было-в то и играли" :-) И мы продолжили наши баталии. Это продолжалось до того дня,когда мама один раз вернулась с работы домой пораньше и застала нас,что называется,на месте проступка :-) Ну что было делать? мама как женщина мудрая попросту вернула нам настоящие шахматы,помню, что первое время мы даже немного скучали по тем,вылепенным,но потом снова привыкли.

...С братом мы всегда дружили.Мама помню говорила,что ей завидовали коллеги ,у которых тоже были дети- в те времена во многих семьях было по двое и трое детей -что мы живем дружно,а их дети часто дрались ,как кошка с собакой.Мы с братом не дрались ни разу.Вообще не обижали друг друга.Ну, так помнится. Я было дело даже защищала его от мамы,когда она в воспитательных  целях замахивалась на него,ремнем.Она рассказывала: "замахнешься- а ты встаешь передо мной,расрыв руки как птица-наседка и говоришь"мама, не бей Колю,давай я его котлету съем"ну у меня руки и опускались перед такой защитницей".Видите ли, Коля плохо ел,и у мамы иногда сдавали нервы.Коля в детстве был худенький, а ей наверняка зудел кто нибудь мол плохо кормишь ребенка.а я этого не понимала.я думала-надо просто съесть колину котлету-проблема решится :-)

( продолжение следует)....