О пользе сидения между стульями

Михаил Гонопольский
"Маргинал, маргинальный человек, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д." (из Википедии)

Для начала - так, резко: мы все по природе своей маргиналы. Без восклицательного знака. Просто так, констатация.

Далее, конечно же, "во-первых".
Во-первых, мы живем во времени. А это создает интересный эффект: в каждый следующий момент мы оторваны от предыдущего, от всего, что стало привычным, и - еще далеки от того, что вот-вот станет нашей реальностью.
 
Во-вторых, мы развиваемся. Из реки развития, отфыркиваясь, всплывают все новые желания, выскакивают и, не обсохнув как следует, тянут нас туда, куда раньше и подумать было стремно.
И, покорно плетясь за ними, мы начинаем испытывать "влияние противоречащих друг другу норм, ценностей": прежних - и тех, к которым они нас влекут.

Все это, – не говоря уж об окружающем обществе, которое, меняясь, постоянно и беспардонно, держит нас в состоянии маргинальности: старого уже нет, к новому еще не приросли.
И время туда же: чем дальше, тем больше уплотняется. Так, что его можно уже руками пощупать, главное - не обжечься. А скорость происходящих изменений нарастает по экспоненте.
Из всего из этого следуют, как минимум, два вывода: о том, что а) маргинальность неизбежна, и о том, что б) она необходима.

О первом можно ограничиться философическим замечанием, что, мол, ощущение жизни это вообще ощущение изменений.
А вот необходимость маргинальности, - она диктуется самим процессом развития. Человек развивается, просто чтобы развиваться. Ну вот нужно ему позарез ощутить себя "не таким": не таким, как другие сейчас, даже не таким, каким он хочет стать.
 
Условия нынешние он ощущает как липкие тесные рамки, которые душат, цепко удерживают в себе, в привычном. То есть, - в прошлом.
Поэтому люди иногда провоцируют маргинальность, "нетаковость", потому что чувствуют ее как условие движения, развития.
 
В культуре существуют даже архетипы маргинальных элементов, чуждых системе, миру: волшебников, падших ангелов, духов, которые и с неба вроде упали, и на землю толком не спустились. Людей "не от мира сего".
Литература и фольклор полны сюжетами о маргиналах в нашем мире как в системе. Бывают даже культы маргинальности. Как, например, бытовавший в России народный культ блаженных, как людей, знающих некую высшую, божью или народную, правду.

А теперь давайте из этого сделаем еще более решительный и общий вывод: сам механизм развития предполагает наличие в системе маргинальных элементов.
Ими она, система, прощупывает, проигрывает следующие состояния.
А может, - чем черт развития не шутит, - и варианты этого самого развития.
То есть, маргинальность это одна из составляющих механизма развития. Вот где-то так...

И, после такого вывода, позволим себе, как бы в оффтоп, небольшую заметку "о пользе сидения между стульями": начиная где-то с середины прошлого века серьезные научные открытия и разработки стали появляться в "междисциплинарном пространстве", то есть, именно на стыке наук.

Но если говорить о человеке и его обществе, то развитие бывает внешнее и внутреннее.
И когда оно сводится только к смене антуража: архитектурных стилей и поколений бытовой техники, тогда сопутствующее развитию ощущение маргинальности входит в привычку. Иногда до зевоты и сытого икания.
А человек на пару с обществом видят в этом развитии простую природную цикличность.
 
И тогда прекращается внутреннее развитие. Человек может жить в мире волшебных изобретений, новшеств и чудес - и оставаться примитивным пользователем.
Внутреннее развитие – это когда состояние "на разрыв", когда то, каким хочет или должен стать человек, общество, не может быть подменено никакими внешними изменениями.
Чувствительные к этому люди часто стимулируют или же, если слабо стимулировать, - симулируют состояние на разрыв.
 
Итак, что мы обнаружили? Что развитие бывает внешнее и внутреннее.
Да уж... В последние десятилетия происходит вообще удивительное сочетание этих двух моментов.
С одной стороны, внешнее развитие идет с ускорением. Не успеваешь удивляться: возникают и разваливаются империи и союзы, возникает всемирная связь людей и рушатся основы семьи и общества. Мир как с цепи сорвался.
Благодаря этому ускорению факт нашей природной маргинальности проникает в сознание всех людей. Независимо от места, происхождения, положения и прочих осенних листьев.
 
Поэтому внутренне, в отношении к происходящему, в оценке себя в новых обстоятельствах люди разумные и положительные стараются, как обычно, придерживаться традиционного для них и привычного. Или же наспех привыкать к наспех же сляпанным политологами и массовиками от науки и искусства моделям будущего. Что, в общем, одно и то же.

И для этого есть вроде бы все основания.
Ведь все, что бы ни происходило в мире и в обществе, как-то само собой укладывается в некий более общий штамп, схему.
Всем заранее ясно, что новое поколение будет хотеть жить по-новому. Жизнь вообще сплошная тавтология.
Ясно, что тот, у которого появятся новые желания, будет хотеть жить, как те, у которых эти желания уже есть. Чтоб маргинальность до костей не пробирала.
 
То есть, об использовании для развития нашей, ставшей уже отчетливо ясной для всех, природной маргинальности, - для большинства речь пока не идет.
Тем не менее, жизнь свое берет.
Как бы упрямо мы ни сводили развитие к изменениям того, что вне нас, маргинальность не менее упрямо стучится к нам в душу и требует себе место жительства именно в ней.

Нам удобнее считать развитием появление новшеств в технике, в условиях жизни, смену правительств, потому что это дает нам уверенность, что "все течет, но ничего не меняется".
Но добро бы только айфоны с трампами были новшествами.
 
Кризисы и катастрофы все активнее включаются в эту чехарду развития.
Делать вид бывалых нам становится все труднее.
Происходящее все настойчивей требует от нас судить о своем развитии не по внешним, а по внутренним изменениям.
 
Такими должны стать изменения основ наших взаимоотношений с ближними и дальними - с критериев личной и групповой выгоды на основы единой семьи народов.
Изменения в сознании: с привычного поиска виновных и злоумышленников на поиск общей пользы.

И если мы сумеем принять необходимость новых основ жизни, - ого! Тогда наша природная маргинальность, постоянство ощущения себя где-то посредине между собой прошлым: эгоистичным, зыркающим по сторонам в поисках врагов, - и собой же будущим: человеком мира, - найдет свое место в нашей жизни.