Лондонская Национальная галерея-3

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Огромное полотно СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ» (1517-1519), вошедшее в инвентарь галереи под №1 и особенно ценимое знатоками того времени, кажется нам теперь холодным и театральным, несмотря на всю искусность рисунка и группировок,зато «ВЕНЕРА И АДОНИС»(1553-54) ТИЦИАНА (1495-1576), где скульптурность объемов центральной группы сочетается с цветовым великолепием и богатством движения, и сейчас властно захватывает зрителя.

Из произведений великих мастеров северных школ, входивших в собрание отметим «ХРИСТА И ГРЕШНИЦУ» РЕМБРАНДТА (1644), «ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК» РУБЕНСА (1635-40) И «ПОРТРЕТ ВАН ДЕР ГЕСТА» ВАН ДЕЙКА (1620). Два последних мастера были всегда особенно ценимы в Англии. Фламандец Ван Дейк обрел здесь вторую родину, тесно сплетя свое творчество с национальными английскими традициями и на два века вперед указав пути развития английской портретной школы.
Картина «ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА» была написана РЕМБРАНДТОМ в 1644 году для своего друга Яна Сикса. Действие развертывается внутри величественного храма, высокие своды которого тонут в глубоком мраке. Внизу в окружении толпы людей – Христос и склонившаяся перед ним грешница, ярко освещенные падающим на них снопом света. Контрасты освещения, восточные одежды, торжественное великолепие храма создают волнующее ощущение чудесной таинственности и необычности совершающегося.
Тонкий ценитель живописи старых мастеров, Рейнольдс был одним из немногих людей XVIII века, кто умел восхищаться гением Рембрандта и в своих академических речах старался всячески привить это восхищение и своим современникам.
Рядом с этим произведением, полным многозначительной внутренней сосредоточенности, картина РУБЕНСА «ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК» кажется особенно шумной и яркой. Бегут и борются люди, рвутся кони, развеваются пышные одежды, создавая какой-то бешеный водоворот, все увлекающий на своем пути. Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться с исторической темой или мифом, которые он всегда перекраивал на свой собственный лад.
Рубенс не позаботился одеть свои персонажи в соответствующие сюжету античные одежды, и можно подумать, что это не древние римляне, а какие-то корсары XVII века, вторгшиеся в Антверпен и волокущие по улицам богатых горожанок, современниц художника.
«ПОРТРЕТ ВАН ДЕР ГЕСТА», известного антверпенского антиквара, коллекционера и друга Рубенса, принадлежит еще к фламандскому периоду творчества Ван Дейка, отличаясь от его более импозантных английских работ простотой трактовки и пристальной точностью наблюдения. Легкость и свежесть кисти отличают эту работу, в свое время любимую крупнейшим английским портретистом Рейнолдсом.