СССР и продовольственная проблема

Лев Ольшанский
На фото: график урожайности зерновых в СССР

               
20 век был необычайно богат для России смутами и революциями. Ещё недавно, казалось бы, вполне благополучное, стабильное государство будто бы всбесилось и пошло в разнос.

Одни винят в организации смут неких масонов, другие – "мировое закулисье", кующее гнусные замыслы в отношении России, третьи – подрывную деятельность социалистов всех мастей, направленную на ослабление наших духовных скреп и устоев и на ликвидацию государства.

Попробуем разобраться, в чём причина катаклизмов, постигнувших Россию в 20-м веке.

В 1842 году царским правительством было констатировано, что неурожаи повторяются через каждые 6—7 лет, продолжаясь по два года кряду. За вторую половину XIX столетия особою жестокостью отличались голода, порождённые неурожаями 1873, 1880 и 1883 годов. Голод был и в 1891-1892 гг.
В начале 20 века в России голодными были годы: 1901-1902, 1905-1908 и 1911-1912 годы. На грани смерти находилось 30 млн. человек.

Весь 19-й и начало 20-го века в истории нашего государства характеризуются высокими темпами роста численности населения. С 1800 по 1914 годы количество жителей России, без учёта Польши и Финляндии, возросло с 35,5 до 161 миллиона, то есть в 4,5 раза.

В то же время урожайность зерновых культур оставалась крайней низкой. В конце 19-го века она колебалась в пределах 5,4 - 6,6 ц/га, в начале 20-го века составляла 7,7 - 8,6 ц\га[1].

В 1913 г. получив рекордный урожай зерновых - 80 млн. т. - Россия на душу населения имела порядка 471 кг зерна. Англия, Франция, Германия имели около 430-440 кг, США - свыше 1000 кг, Канада - около 800 кг, Аргентина 1200 кг[1].

Рассмотрим таблицу.

Средняя урожайность главнейших хлебов и внесение искусственных удобрений (центнеров на гектар) в странах Европы и в России[2]:

Бельгия 22,0 / 3,21

Голландия 21,9 / 1,57

Дания 21,75 / 0,46

Швейцария 20,4 / 0,51

Англия 19,6 / 0,67

Германия 19,35 / 1,32

Швеция 17,1 / 0,37

Австрия 12,7 / 0,25

Франция 12,4 / 0,48

Италия 12,3 / 0,45

Венгрия 12,0 / 0,15

Испания 10,5 / 0,135

Румыния 9,75 / 0,009

Россия 7,95 / 0,05

Сербия  7,5 / 0015


Из таблицы видно, что в странах Западной Европы были достигнуты довольно высокая урожайность зерновых культур (от 12 до 22 ц/га) и высокий уровень агротехники. В это же время урожайность зерновых в России была довольно низкой, а удобрения практически не вносились.

Кроме того, страны Европы недостающий хлеб ввозили, Россия же хлеб, напротив, вывозила, обедняя тем самым рацион питания наименее обеспеченных слоёв населения (крестьян - в первую очередь).
 
Если же учесть, что «не хлебом единым жив человек» и вспомнить хотя бы о картофеле, которого, к примеру, Германия вырастила в 1913 году в полтора раза больше чем Россия (в России в тот год было собрано 2 191 291 тыс. пудов картофеля, в Германии – 3 301 381 тыс. пудов), то образ России в качестве «кормилицы Европы» ещё больше потускнеет. Соответственно, намного меньше на душу населения в России, чем в странах Европы, производилось молока, мяса и яиц.

Отсюда можно сделать вывод: русский крестьянин неимоверно голодал на протяжение всего 19-го столетия и в начале 20-го. Отсюда и голодные годы, и постоянная готовность населения к бунтам, восстаниям, революции.

Рост населения, не сопровождаемый одновременным увеличением выпуска продовольствия, вызвал рост числа голодных годов и голодных смертей, а также социальную активность населения.

Взаимосвязь между перенаселением, голодом и социальными революциями  не секрет для политиков и экономистов. Перенаселение и голод не принадлежат к исключительным чертам нашего времени – они были характерны для многих обществ в различные исторические периоды.

В обществах, существовавших сотни и тысячи лет, в конце концов наступало перенаселение; оно проявлялось прежде всего в измельчании крестьянских наделов, которые уже не могли прокормить своих владельцев.

Многие крестьяне уходили на заработки в города, но ремёсла не могли прокормить массы “излишнего" населения, катастрофически росло число безработных и нищих. В конечном счёте, перенаселение приводило к голоду, восстаниям и социальным революциям.

В результате революций часто происходили экспроприации имений помещиков и передел или обобществление земли, но и помимо передела, голод, эпидемии и гражданские войны приводили к гибели большой части населения и появлению свободных земель.

Таким образом, проблема перенаселения и нехватки земли на некоторое время теряла свою актуальность. Но затем население вновь начинало расти, появлялось перенаселение и наступало время голода и революций. История развивалась в ритме демографических циклов.

То же самое произошло в России в начале 20 века.

В результате крестьянских восстаний начала 20-го века (1905 - 1917 гг.) к власти пришли большевики. Но и они долгое время не могли существенно увеличить выпуск продовольствия.

Начавшаяся в 1918 году гражданская война стала крупнейшей демографической катастрофой в современной истории.  В 1918-1921 годах погибли 8 миллионов человек, из них 1 миллион на фронтах, а 7 миллионов в тылу, был ликвидирован и ушёл в эмиграцию 3,5-миллионный правящий ранее класс помещиков, фабрикантов, дворян.

Продразвёрстка 1918-1920-х годов, вызвавшая массовый отказ от возделывания зерновых, породила страшный голод 1921-1922-х годов, унёсший около 6 миллионов жизней.  Дефицит численности населения за период с 1917 по 1922 годы  даёт цифру прямых и косвенных (связанных со снижением рождаемости и ростом смертности) потерь  около 37 миллионов человек.
 
Голод 1932-1934–х годов стал следствием гражданского неповиновения новшествам коллективизации, когда страна оказалась на грани новой гражданской войны.

Используя официальные данные по численности населения СССР в 1933  году, получим оценку прямых и косвенных потерь населения в размере 2,3 млн.  человек в 1932-1933 годах и 6,5 млн. человек в 1934-1936-м годах, что в сумме составляет около 8,7 млн. человек.

По мнению А. Г. Вишневского, советского и российского демографа и экономиста, демографические потери только в период 1926-1940 годов составили 9 млн. человек.

Неурожай 1946 г. вызвал голод 1946-1947 гг., в результате чего умерли порядка одного миллиона человек.

Из графика, приведённого на фотографии к статье видно, что урожайность зерновых культур на протяжение первых 40 лет Советской власти не повышалась.[4]

Только с середины 1950-х годов урожайность начала устойчиво превышать показатели дореволюционной России, а после 1964 года советские урожаи ни разу не опускались ниже уровня 1913 года, на что положительным образом повлияла химизация сельского хозяйства. И в то же время урожайность зерновых ни разу в истории СССР не превысила отметки в 20 ц/га в то время, как европейские страны достигали уровня в 40 - 60 ц/га.

Проводимая государством на протяжении десятилетий политика форсированной индустриализации, прежде всего за счет аграрного сектора, угнетающе подействовала на развитие отечественного сельского хозяйства, которое чем дальше, тем больше не поспевало за ростом запросов населения.

Тем самым в экономике складывалась ситуация, аналогичная той, которая возникает в результате перенаселения. Все более усугублялся диспаритет между потребностями сельскохозяйственного производства и искусственно поддерживаемыми низкими ценами на продовольствие. Правительство Н. Хрущева попыталось поднять цены, но начались волнения, приведшие к кровавым событиям в Новочеркасске в 1962 г. После это власти уже не решались увеличивать цены. Таким образом, они лишились основного рычага экономического регулирования.

Диспропорция между спросом и предложением постепенно росла, продовольственные, а затем и многие промышленные товары постепенно исчезали с прилавков государственных магазинов и появилась проблема товарного дефицита.

После новочеркасского кризиса цены на продовольствие и многие промышленные товары были зафиксированы, правительство не решалось их увеличивать, и в дальнейшем это породило постоянно обострявшийся дефицит, спекулятивный рынок и теневую экономику.

После кризиса государство резко увеличило капиталовложения в сельское хозяйство. В 1966–1970 годах был достигнут заметный рост производства, но резервы незанятых посевных площадей оказались исчерпаны, и в следующей пятилетке темп развития сельскохозяйственного производства замедлился.

В городах появилась нехватка продуктов питания и правительство было вынуждено закупать продовольствие за границей.

Советская власть стремилась во чтобы то ни стало обеспечить хлебом растущее население и увеличивала капиталовложения в сельское хозяйство. Это было состязание между демографическим ростом и ростом урожайности (посевные площади уже не росли).

Однако капиталовложения давали всё меньший эффект, во-первых, в силу закона убывающего плодородия почвы и во-вторых, в силу того, что к 1980-м годам система командной экономики была в корне подорвана.

Ни одно государство в мире никогда не могло долгое время поддерживать фиксированные цены, попытки подобного рода неизбежно приводили к расцвету "черного рынка" и к экономическому хаосу (пример сегодгяшнего дня – Венесуэла). Мелкие чиновники, директора заводов и магазинов, все, кто имел доступ к распоряжению товарами, постепенно стали пользоваться создавшимся положением для личной наживы, перепродавая дефицитную продукцию по двойной или тройной цене.

Таким образом, разложившееся чиновничество приватизировало доходные должности и объекты управления, социалистическое общество разлагалось, на смену коллективизму приходили индивидуализм и стремление к обогащению. Возникла теневая экономика, быстро росли спекулятивные капиталы; постепенно появился целый класс мелких (и крупных) торговцев-спекулянтов, занимавшихся частным предпринимательством.

Таким образом, в советской экономике сформировался капиталистический сектор, появилась советская буржуазия.

В 1960-х годах ХХ века в СССР практически не было "черного рынка" и теневой экономики, ее обороты в это время оцениваются всего в 5 млрд. рублей. К концу 1980-х годов эти обороты возросли в десятки раз, они составляли по разным оценкам, от 100 до 250 млрд. руб. (15–25% национального дохода).

По некоторым оценкам, в этом секторе оказалось занято около 40 млн. человек. Большинство из них считало себя вполне порядочными, законопослушными гражданами, вынyжденными немного "ловчить". Однако по оценке советских правоохранительных органов, деятельность 10 млн. из них находилась в явном противоречии с уголовным законодательством; таким образом, они являлись "профессиональными преступниками".

Эти люди находились в остром конфликте с властями и законом, были кровно заинтересованы в свержении преследующей их советской власти. Это была готовая армия для баррикад – кадры будущей буржуазной революции.

Однако вернемся к проблемам сельского хозяйства. В условиях внутренней дезорганизации советская власть проиграла "битву за урожай". В 1980–1985 годах капиталовложения в этот сектор экономики увеличились по сравнению с предыдущим пятилетием на 10%, а сбор упал на 10%.

За счет государственных закупок приходилось кормить быстро растущее сельское население Средней Азии и к тому же население Афганистана. Опасаясь продовольственных волнений, правительство в огромных масштабах закупало хлеб за границей, используя для этого валютные ресурсы, полученные от продажи нефти.

Это и был тот кризис, который побудил руководство КПСС начать “перестройку”. Капиталовложения в сельское хозяйство были еще раз резко увеличены, что привело к некоторому росту душевого производства. Однако этот рост не сказался на улучшении продовольственного снабжения.

Командная экономика и система государственных закупок разваливались на глазах: в 1988–1989 годах планы закупок выполнялись лишь на 2/3 – притом, что зерно в стране имелось. Так как цены на нефть на международном рынке резко упали, для продовольственного обеспечения городов государство встало перед необходимостью во все больших масштабах занимать деньги за границей.

Советская власть постепенно оказывалась не только в должниках, но и в заложниках у европейских и американских капиталистов. Ведь стоило прекратить кредитование закупок зерна, и в городах СССР начались бы массовые беспорядки. Вследствие растущей финансовой зависимости М. Горбачев был вынужден идти на постоянные политические уступки Западу.

Между тем, внутри страны росли численность и сила буржуазии. Миллионы людей мечтали о том, чтобы легализовать свою экономическую деятельность и незаконно нажитые богатства; другие мечтали приобщиться к спекулятивной торговле, общество оказалось пропитано буржуазными настроениями.

Поскольку государство не охраняло богатств теневой буржуазии, то ей приходилось содержать охранников или искать защиту у криминальных группировок; отсюда проистекает характерная для современной России связь бизнеса и криминала.

Разложение социалистического общества происходило на фоне растущих экономических трудностей и пустых прилавков; дефицит необходимых товаров вызывал массовое недовольство населения. К концу 80-х годов ХХ века в стране почти не осталось людей, которые могли бы встать на защиту существующей власти – о переменах мечтали все, общество требовало реформ.

Начатые Горбачевым преобразования быстро вышли из-под контроля коммунистов, инициатива оказалась в руках идейных представителей буржуазии, которые пользовались скрытой (и открытой) поддержкой Запада. В конечном счете, "буржуазная революция" и сопровождавший ее рост националистических настроений, охвативших в том числе руководящие слои компартий союзных республик, привели к гибели Советского Союза и образованию на его территории целого ряда государств.

Конечно, демографический фактор не был единственным среди причин, предопределивших распад Советского Союза. Несомненно, свою роль сыграли и революция в средствах массовой информации, которая облегчила идеологическое наступление Запада, и революция в сфере компьютерной техники, которая продемонстрировала научное и техническое превосходство капиталистических стран.

Кризис СССР имел комплексный характер, и социалистическое общество подвергалось мощному давлению разнородных сил. Но, как показывает опыт истории, даже одного из этих факторов – демографического – было, в принципе, достаточно, чтобы разрушить Советский Союз как социалистическое государство.


Продолжение см.
http://www.proza.ru/2019/07/18/240

Ссылки:

[1] Урожайность хлебов в России. Исчисление урожайности. В.Г. Растянников, И.В. Дерюгина

[2] "Прорыв" 1913 года, России которую мы потеряли
https://felix-edmund.livejournal.com/610313.html

[3] Урожайность в Российской империи (без Польши)
http://www.protown.ru/information/hide/6610.html

[4] Урожайность хлебов в России за 200 лет
https://polit-ec.livejournal.com/7428.html