Трудно быть экспертом

Александр Курлаев
Я — член ученого совета ЛПИ. Хочу поделиться своими надеждами и некоторым разочарованием. Это необходимо, так как студенты участвуют в заседаниях совета уже второй год.
Ученый совет, как известно,— совещательный орган при ректорате, своеобразный совет экспертов, которые оценивают ситуацию и, опираясь на свои знания и опыт, рекомендуют ректорату выбрать лучшее решение той или иной проблемы жизнедеятельности вуза. Но очень трудно быть экспертом, когда рассматривается, например, вопрос о, Псковском филиале ЛПИ или о ЦНИ ОКИ РТК — ведь в процессе обучения мы, по сути, не сталкиваемся с ними.
Кроме того, не хватает информации о работе самого совета, с проектами некоторых решений знакомишься за 5 минут до очередного заседания, и поэтому, просто нет возможности выработать мнение о принимаемом решении. Было бы целесообразно вывесить информационный стенд о работе совета, чтобы преподаватели и студенты имели возможность обсуждать проекты принимаемых решений.
На каждом заседании совета происходит утверждение в званиях и должностях по конкурсу. В этом случае решение является окончательным. Хотя в таком большом институте, как ЛПИ, по-моему, трудно выбирать по конкурсу — просто не хватает объективной информации: решение принимается по характеристикам претендентов, которые дают кафедры и факультеты. «Студенческая фракция» голосует, опираясь на положительные или отрицательные (что крайне редко) отзывы представителя факультета. Таким образом, решение кадров6го| вопроса отдано на откуп факультетам и кафедрам. Может быть, кафедры лучше могут решать этот вопрос, но, по моему мнению, у учёного совета института должно быть свое отношение к кадровой политике. Неплохо было бы иметь комиссию из членов совета, которая будет изучать объективные данные кандидатов и давать, наряду с коллективом кафедры, рекомендации. Возможны здесь и разногласия, но зато будет больше объективности.
И все-таки, несмотря на несовершенность демократических механизмов, участие студентов в заседаниях создает хорошие условия для принятия объективных решений. Можно вспомнить активные выступления  студентов, когда обсуждались вопросы о сельхозработах, о военной кафедре, создании ФТФ, самоуправлении. Иногда обсуждение превращалось в дискуссию, высказывались различные мнения, создавалась благоприятная атмосфера для выработки коллективного ращения.
Студенты в ученом совете — это первый шаг к демократизации высшей школы. Преодолевается предрассудок о студенческой «некомпетентности» и поэтому якобы  о невозможности участия в управлении вузом. Становится ясно, что только объединение усилий студентов и преподавателей сможет привести к решению стоящих перед институтом проблем.
Газета Политехник № 6 (2946) Вторник, 21 февраля 1989 г.  Ленинградского ордена Ленина Политехнического института имени М. И. Калинина