1. 8. О глубинном государстве Ватикана
Поиск причин вытеснения католической церкви и её паствы в странах Запада «на обочину общественной жизни» приводит к мысли, что это связано с пассивностью лидеров католической церкви, и прежде всего папы римского, в защите ценностей своей веры.
Формально папа имеет исключительные полномочия: он и верховный католический понтифик, и Глава Святого Престола, и «Епископ Рима, Викарий (Заместитель) Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада , … раб рабов Божьих». Его власть не имеет территориальных ограничений, он считается пожизненным преемником самого апостола Петра – первого епископа Рима, «которому Иисус Христос особым образом доверил служение Господу».
Согласно догматам Римско-католической церкви, папе присущи непогрешимость по вопросам веры и нравов, и первенство юрисдикции – монополию на принятие окончательных и обязательных для исполнения католиками решений. Основная обязанность папы – блюсти христианскую веру, способствовать её утверждению и распространению. Понятно, что абсолютная власть папы возлагает на него и ответственность за положение дел и обязанность принимать решения на пользу католической церкви.
Объективные данные свидетельствуют, что с появлением «европейских ценностей» положение католиков явно ухудшаются, но даже попыток изменить ход событий в еаропейской зоне влияния Ватикана не видно. А ведь прошло более трех лет со дня встречи глав двух Церквей в Гаване, назвавшей основные проблемы христианского мира!
Как получилось, что католицизм, самая влиятельная на протяжении последней тысячи лет религия, в XXI веке оказалась на обочине общественной жизни, рискующий уже в недалеком будущем полностью утратить свой прежний авторитет в наиболее развитых странах Европы? Только ли образование людей, провоцирующее их атеистические взгляды и отсутствие потребности искать защиту у Бога, тому причина? А может быть тому причина в деятельности руководителей церкви, в том числе числе и папы? У меня есть некоторые предположения.
Верховенство папы в делах Римско-католической церкви - только внешняя, видимая сторона. На самом деле управление этой самой большой мировой «империей» требует учета интересов многих влиятельных личностей, а не только папы, даже если он облачен властью монарха. И начинаются эти проблемы уже на этапе выборов, в которых избирателями являются кардиналы – высшие (после папы) духовные лица католической церкви.
Заблуждение, что папой становится самый авторитетный защитник Веры. Дело в том, что для избрания кандидат должен набрать 2/3 +1 голос от участвующих в заседаниях конклава (собрание выборщиков папы),а их число бывало разным. Сами выборы проходят в условиях острого соперничества кардиналов, а потому продолжались долго, в прошлом - месяцами и даже годами. Побеждал тот, кому удавалось найти достаточное число сторонников и ослабить влияние конкурирующих соперников, а сделать это без обязывающих закулисных сговоров, без интриг и заговоров трудно Так появлялись в прошлом, и очень возможно и в наше время ограничивающие деятельность папы обязательства.
Иногда применяются и нестандартные приемы, один из таких показан в романе Мориса Дрюона «Негоже лилиям прясть» из серии «Проклятые короли», и рассказывает об избрании 196-го папы в 1316 году. Тогда выбор пал на болеющего и почти умирающего кардинала Жака д-Юэза, который после своего избрания внезапно для всех ожил, принял папство под именем Иоанна XXII и правил католиками еще 18 лет! Безусловно, художественное произведение - ненадежный источник фактов, но и М.Дрюон известен как дотошный исследователь прошлого, не позволяющий себе вольно обращаться с историческими материалами.
Сделки в ходе выборов – только один вариант ограничения возможностей папы. Не менее эффективно влияние ближайших сотрудников понтифика, прежде всего членов Святого Престола (правительства Ватикана), длительное пребывание которых во власти сформировало у них устойчивые мировоззрение и интересы. И готовность их защищать не только путем открытого отстаивания.
Современные исследователи процессов управления государствами, пришли к выводу, что в условиях выборности власти и сменяемости руководителей обеспечить сохранение курса можно путем создания неформального органа управления, состоящего из формально не обремененных властными полномочиями,но влиятельных персон. Это и есть «глубинное государство», выходящее на свет только в критических ситуациях, но действующее всегда. И папа работает не в изолированном пространстве, а во взаимодействии и с кардиналами – высшими духовными лицами, в функции которых входит «помощь папе в руководстве Римско-католической церковью».
С XIII века Этой католической элите принадлежит право носить красную шапочку в знак того, что они «до последней капли крови, не боясь смерти будут действовать ради возвышения святой веры, мира и спокойствия христианских народов, приращения и крепости Святой Римской Церкви». Я привел фрагмент их клятвы для понимания глубины «очеловечения» духовных лидеров Веры в условиях нынешних проблем христианства.
Помните ответ Иисуса Христа на вопрос бегущего из Рима Петра: «Куда идем, Господи? «За то, что ты оставил Мой народ (христиан), Я иду в Рим на второе распятие». Очевидно, что готовность служить Господу и для этого защищать Его Заповеди – не суть деятельности лиц возглавляющих католическую церковь. . Не Богу они служат, не Богу… И помощниками папе в названных в Гаване делах они очевидно будут плохими. Или я ошибаюсь?
Утрата католической церковью прежнего влияния требовала проведения реформ, но новое время свою готовность к этому первым стал проявлять в 1978 году 263-й Папа - Иоанн Павел 1.Его пребывание на святом престоле во втором тысячелетии самым коротким – всего 33 дня! Смерть внешне здорового человека оставила много вопросов, а ставшие известными общественности её детали не исключают и отравление ядом. В это трудно поверить, но Святой Престол не захотел исключить такую возможность, отказавшись от независимого расследования.
Папа Бенедикт XVI - единственный , кто в последние шестьсот лет по своей воле отказался от престола. Он также видел необходимость реформирования католической церкви. Можно предположить, что к такому решению папу подтолкнул и конфликт с исламом, и косвенно задевшие его случаи педофилии священнослужителей. Это произошло в 2013 году, в условиях всеобщего отрицания прежних христианских взглядов на недопустимость греховных действий, а гомосексуальные отношения и педофилия в условиях наступления «европейских ценностей» уже даже не осуждались, они защищались законами. Бороться с такими проявлениями – значит противостоять «цивилизованному» Западу, а на это ни католическая церковь, ни её штаб – Святой Престол во главе с папой оказался не способен. Пока.
Разве приведенные случаи не говорят о зависимости папы от реально стоящих рядом с ним лиц из числа ближайшего окружения и светских властей? Боюсь, есть все основания утверждать, что не реальные проблемы христианства и не благие намерения папы, обнародованные в заявлении по итогам гаванской встречи, а реальные интересы существующего в Ватикане «глубинного государства» определяют политику Ватикана.
Чтобы выяснить, когда и как оформились истинные интересы католического Рима - пап, и в чем они состоят, предлагаю заглянуть в прошлое Римско-католической церкви.Но об этом - в следующей главе.