1. 8. О глубинном государстве Ватикана

Николай Ткаченко-Перекопский
 
            Поиск  причин   вытеснения  католической церкви и её паствы в странах Запада  «на обочину  общественной жизни» приводит к мысли, что это связано с  пассивностью  лидеров католической церкви, и прежде всего папы римского, в защите  ценностей своей веры.

            Формально папа имеет исключительные полномочия: он и  верховный католический  понтифик, и  Глава Святого Престола, и  «Епископ Рима, Викарий  (Заместитель) Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный  Первосвященник  Вселенской Церкви, Патриарх Запада , …  раб рабов Божьих». Его власть не имеет территориальных ограничений, он считается  пожизненным преемником  самого  апостола Петра – первого епископа Рима,  «которому Иисус  Христос особым образом доверил служение Господу».
 
               Согласно догматам Римско-католической церкви, папе присущи   непогрешимость по вопросам веры   и нравов, и первенство юрисдикции – монополию на  принятие окончательных и обязательных для  исполнения католиками  решений.  Основная обязанность папы – блюсти  христианскую веру, способствовать её утверждению и распространению. Понятно, что абсолютная власть  папы   возлагает  на него и ответственность за положение дел и обязанность  принимать решения на пользу   католической церкви.
 
               Объективные  данные свидетельствуют, что с  появлением «европейских ценностей»  положение католиков явно ухудшаются, но  даже попыток изменить ход событий в еаропейской зоне влияния Ватикана   не видно. А ведь прошло более трех лет со дня встречи глав двух Церквей в Гаване, назвавшей основные проблемы  христианского мира!
 
                Как получилось, что католицизм, самая влиятельная   на  протяжении последней тысячи лет религия,  в XXI веке оказалась на обочине общественной жизни, рискующий уже в недалеком будущем  полностью утратить свой прежний авторитет в наиболее развитых странах Европы? Только ли образование людей,   провоцирующее их  атеистические взгляды  и  отсутствие  потребности искать защиту у Бога,  тому причина?   А может быть тому причина   в деятельности руководителей  церкви, в том числе числе и папы? У меня есть некоторые предположения.
   
                Верховенство  папы в  делах Римско-католической церкви -  только внешняя, видимая сторона. На самом деле управление этой самой большой мировой «империей» требует учета  интересов многих влиятельных личностей, а не только  папы, даже если он облачен властью монарха.   И начинаются эти проблемы уже на  этапе выборов, в которых избирателями являются  кардиналы – высшие (после папы) духовные лица  католической церкви.
 
               Заблуждение, что папой становится самый авторитетный защитник Веры. Дело в том, что для избрания кандидат должен набрать  2/3 +1 голос  от  участвующих в заседаниях конклава (собрание выборщиков папы),а их число бывало разным.  Сами выборы проходят в условиях острого соперничества  кардиналов, а потому  продолжались долго, в прошлом -  месяцами и даже годами. Побеждал  тот, кому удавалось найти достаточное число сторонников и ослабить влияние  конкурирующих соперников, а  сделать это без обязывающих закулисных сговоров, без интриг и заговоров трудно Так появлялись в прошлом, и очень возможно и в наше время ограничивающие деятельность папы  обязательства.

             Иногда применяются и нестандартные приемы, один из таких  показан в романе Мориса Дрюона  «Негоже лилиям прясть»  из серии «Проклятые короли», и рассказывает об избрании 196-го  папы в 1316 году. Тогда  выбор пал на болеющего и почти  умирающего кардинала  Жака  д-Юэза, который после  своего избрания внезапно для всех ожил, принял папство под именем  Иоанна XXII и правил католиками еще 18  лет! Безусловно,  художественное произведение - ненадежный источник фактов,  но и  М.Дрюон  известен как  дотошный исследователь прошлого,  не позволяющий себе вольно обращаться с историческими материалами.
 
              Сделки в ходе выборов – только один вариант ограничения возможностей  папы. Не менее эффективно влияние  ближайших сотрудников  понтифика, прежде всего  членов   Святого Престола (правительства Ватикана),  длительное пребывание которых во власти сформировало у них устойчивые мировоззрение  и интересы. И готовность их защищать не только путем открытого отстаивания.

              Современные исследователи процессов управления  государствами, пришли к выводу, что в условиях  выборности власти и  сменяемости руководителей  обеспечить  сохранение курса можно путем создания неформального   органа управления, состоящего из формально  не обремененных властными полномочиями,но  влиятельных персон. Это и есть «глубинное государство», выходящее на свет  только в критических ситуациях, но действующее всегда. И папа  работает не в изолированном пространстве, а во взаимодействии и с кардиналами – высшими духовными лицами,  в функции которых входит «помощь папе в руководстве Римско-католической церковью».
 
              С XIII века Этой католической элите принадлежит право носить красную шапочку в знак того, что они «до последней капли крови, не боясь смерти  будут действовать ради возвышения святой веры, мира и спокойствия христианских народов, приращения и крепости Святой Римской Церкви». Я привел   фрагмент их клятвы для понимания глубины  «очеловечения» духовных лидеров Веры  в условиях нынешних проблем христианства.

              Помните ответ  Иисуса Христа на вопрос бегущего из Рима Петра: «Куда идем,  Господи?  «За то, что ты оставил Мой народ (христиан), Я иду в Рим на второе распятие».   Очевидно, что  готовность служить Господу и для этого защищать Его Заповеди – не суть деятельности лиц возглавляющих католическую церковь. . Не Богу  они служат, не Богу…  И помощниками папе в  названных в Гаване  делах они очевидно будут плохими. Или я ошибаюсь?

           Утрата католической церковью прежнего влияния  требовала проведения реформ,  но новое время свою готовность к этому первым стал проявлять  в 1978 году  263-й  Папа - Иоанн Павел 1.Его пребывание на святом престоле во втором тысячелетии самым коротким – всего 33 дня!  Смерть    внешне здорового человека  оставила много вопросов, а  ставшие известными  общественности  её  детали  не исключают  и  отравление ядом.  В это трудно поверить,  но  Святой Престол не захотел исключить такую возможность, отказавшись от независимого расследования.
 
            Папа Бенедикт XVI - единственный , кто  в  последние шестьсот  лет по своей воле отказался от престола. Он также видел необходимость реформирования католической церкви. Можно предположить, что к такому решению  папу подтолкнул и конфликт с исламом, и  косвенно задевшие его случаи педофилии священнослужителей.  Это произошло в 2013 году, в условиях   всеобщего отрицания прежних христианских взглядов на недопустимость греховных действий, а гомосексуальные отношения и педофилия в условиях наступления «европейских ценностей»  уже  даже не осуждались, они защищались законами. Бороться с такими проявлениями – значит противостоять «цивилизованному» Западу, а на это  ни католическая церковь, ни её штаб – Святой Престол во главе с папой  оказался не способен. Пока.

                Разве приведенные случаи  не говорят о зависимости папы от  реально  стоящих рядом с ним лиц из числа ближайшего окружения и светских властей?  Боюсь, есть все основания утверждать, что не реальные проблемы христианства  и не  благие намерения папы, обнародованные в  заявлении по итогам гаванской встречи,  а реальные интересы существующего в Ватикане  «глубинного государства» определяют политику  Ватикана.

                Чтобы  выяснить,  когда и как  оформились   истинные интересы   католического Рима - пап,  и в чем они состоят,  предлагаю заглянуть в прошлое Римско-католической церкви.Но об этом - в следующей главе.