Сочинение школьникам о разгроме войска Мамая

Владимир Довженко
               
В древнем «Сказании о мамаевом побоище» переплелись предания, легенды, реальные и не очень достоверные исторические факты. Поэтому о тех исторических событиях с интересом можно читать и это сочинение как сказку- быль.

В конце июля 1380 года, узнав о намерениях Мамая воевать с Русью, великий князь московский Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских воинских сил на южной окраине города Москвы в селе Коломенском. Здесь давно уже, лет 50 проживали люди, бежавшие ранее от золотоордынских угроз, жители города Коломны. В наше время здесь находится музей-заповедник города Москвы Коломенское.

О составе войска Дмитрия Донского и войска Мамая до настоящего времени многие цари и президенты разное говорили и больше 600 лет продолжают сомневаются, почему с обеих сторон сражались ратники разных национальностей: татары, литовцы и русские, а также кто и против кого в Куликовской битве воевал?  Где на самом деле была Куликовская битва, под Тулой или в Москве. В самом деле где же это было. Тоже сильно интересно и до сих пор про это спор идёт.

Всегда объединялись люди разных национальностей в союзники для борьбы против общего врага в защиту своих княжеств, городов и сел независимо от мест рождения и происхождения. Вот мой и ответ на вопрос о национальных принадлежностях для участников Куликовской битвы. Не было ещё в 14 веке Руси как единого государства, а кстати Москва послужила центром притяжения и объединения отдельных русских княжеств.
                ВОЙСКО
                ДМИТРИЯ   ДОНСКОГО.
                --------------------------------------            
Не терял времени даром московский  князь Дмитрий Иванович и выставил против Мамая большое (до 40 тысяч человек) боеспособное войско, прибывших из более двадцати трёх княжеств.  Что ни день, к Москве стягивались всё новые и новые отряды ратников, ополченцев и княжеских конных дружин: из Переславля, Костромы, Можайска, Звенигорода, Серпухова, Углича, из Ростова, Ярослава, Дмитрова и других русских городов. Помимо подручных князей, прибыли и дружины из  Суздальского  и  Смоленского  княжеств.

Чуть позже, в месте сбора всех вооруженных дружин и полков у князя Дмитрия уже было в наличии огромное войско, немногим меньшее войска эмира Мамая. Никогда ещё Русь не обращала против татаро-монголов такой огромной воинской   силы.   
Готовясь к битве с Мамаем Дмитрий Иванович решил поручить командование полками русской армии непосредственно в сражении своему другу и двойнику Михаилу Андреевичу Бренку, чтобы бойцы постоянно видели своего командующего на коне, в плаще великого князя и под знаменем города Москвы. До самого окончания битвы русские полки должны быть уверены  в своей силе и победе над врагом. 

Князь Дмитрий Донской идя на битву, сомневался лично в своём состоянии здоровья, по причине нередких сердечных заболеваний.   Что не сможет продержатся долго в седле под своим знаменем до окончания сражения. А это послужило бы панике и поражению всего русского войска.

Надо думать, что цифры количества войск в средневековых источниках сильно преувеличены и не соответствуют реальной численности.  Так «Летописная повесть о Куликовской битве» — заявляет наличие 100 тысяч воинов Московского княжества и 50—100 тысяч из русских городов союзников. «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторических источников — сообщает общую численность армий на поле Куликовом перед сражением в 260 или 300 тысяч человек.

Летописцы, вероятно, не знали о малых размерах самого Куликова поля, в Тульской губернии, куда сместили они события знаменитой битвы. Всего оно оказалось около 2-х километров в длину и 800 метров в ширину. Ясно, что Куликово поле в Куркинском уезде Тульской губерни было очень тесным для этих двух огромных армий с обозами.

С территорий подконтрольных княжеству литовскому прибыли ещё к Дмитрию, ставшие союзниками Москвы, со своими дружинами Андрей Полоцкий, княживший во Пскове, и Дмитрий Корибут, брянский. Они, поссорившись с братом и князем литовским Ягайлом, вступили в число подручников великого князя московского Дмитрия. Эти князья славились воинской опытностью и могли быть полезными на случай войны с Ягайлом, который стал союзником Мамая.

Русское войско состояло в основном из княжеских дружин, которые были сформированы из русских всадников, хорошо обученных ведению боя в татарском конном строю, а также из крещеных татар и перешедших к Дмитрию литовских полков. Часть войска также состояла из пеших отрядов ополченцев.
Союзником Дмитрия и противником Мамая считался и хан Золотой орды Тохтамыш с войском из сибирских татар. Однако непосредственно в Куликовской битве Тохтамыш не принимал участия. Но он позже решил судьбу Мамая в Крыму после его поражения в битве с войском Дмитрия Донского.

Проведенная Дмитрием военная реформа, укрепившая ядро русского войска за счет княжеских конных дружин, дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим тяжелую пехоту.
Пешие ратники были вооружены в большинстве копьями с узколистными наконечниками треугольной формы, плотно насаженными на длинные и крепкие древки.  Либо они вооружались метальными копьями и пиками с кинжаловидными наконечниками. Против пеших ордынцев Мамая при рукопашной битве русские воины имели мечи и сабли, а для дальнего боя – обеспечены были луками с колчанами стрел.

Головы ратников прикрывались шлемами-шишаками, а также наушиями металлическими и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями). Грудь русского воина была закрыта чешуйчатой, пластинчатой или наборной броней, комбинированной с кольчугой. Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми, треугольными, прямоугольными и сердцевидными.

                ВОЙСКО  МАМАЯ  И  ЕГО СОЮЗНИКИ.
                ------------------------------------------------
Претендовавший на власть хана Золотой орды, темник Мамай решил в 1380 году произвести опустошительный набег на Русь, чтобы ослабить её возрастающее могущество. Темник — это военный начальник, имевший тьму войска, то есть собственную большую армию не менее 10 000 человек.
Мамай не был ни царем, ни татарином - он был по происхождению - черкесом. Мамай не являлся потомком Чингисхана и поэтому не имел прав на престол. Он лишь контролировал в зоне современной Европы западные земли Золотой орды. Кстати, Мамай был ордынским эмиром и темником.
 
Летом 1380 года, помимо татар и монголов, в войске Мамая имелись конные отряды поляков, осетин, армян, черкесов, и проживавших в Крыму генуэзцев.
Пешие татаро-монголы были вооружены копьями с наконечниками треугольной формы.  Против ратников Руси ордынцы Мамая для рукопашной битвы имели мечи и дугообразные сабли, а для дальнего боя у них были лучники с колчанами смертоносных стрел.
Головы у многих монголов прикрывали металлические шлемы-каски с наушиями и кольчужные воротники-оплечия. Грудь ордынского воина и тело были защищены кожаным плащом длиной ниже колен с  закреплённой на нём пластинчатой и наборной броней, комбинированной с кольчугой.

                БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ПОБЕДУ.
                ------------------------
В те далёкие времена русские люди перед каждым важным делом отправлялись в храмы и молились перед святыми иконами, прося помощь Божью. Так поступил и великий князь Дмитрий. Он побывал в Троицком монастыре, который находился в 50 километрах от Москвы среди дремучего леса, где служил Преподобный Сергий Радонежский.
Встретился тогда московский князь со старцем Его Святейшеством Сергием Радонежским и рассказал ему о том, как ездил к Мамаю и пытался договориться мирным путём решить проблемы с данью и рассказал старцу Сергию о невыносимых поборах с русских городов и деревень.

Поведал так же и о том, что дважды Мамай нападал на Нижний- Новгород (вотчину московского князя Дмитрия Ивановича), чтобы ослабить и уменьшить численность объединенной русской армии. Угонял всякий раз в Золотую орду крепких молодых мужиков и понравившихся женщин в рабство. А чтобы русские княжества становились более покорными татаро-монголы увозили в Золотую орду подросших сыновей княжеских и готовили из них преданных великому хану воинов.

Также великий князь попросил благословения на битву с войском Мамая. В конце беседы и после глубоких раздумий, Сергий Радонежский собрал совет и получил великий князь Дмитрий Иванович от Его Святейшества благословение на битву с темником Золотой орды Мамаем, на освобождение от рабства и страданий народов русских княжеств.

В то время в обители святой Троицы, в числе братии, под руководством преподобного Сергия были два монаха богатырского роста: Александр Пересвет, бывший боярин Брянский и Андрей Ослябя, бывший Любецкий боярин из Калужской губернии. Их мужество, храбрость и искусство воинское были ещё у всех в свежей памяти. До принятия монашества оба они славились, как доблестные, храбрые и очень опытные люди в военном деле.

Вот их-то и попросил в русские полки великий князь Дмитрий у Преподобного Сергия Радонежского. Он надеялся, что эти богатыри, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством послужат примером для его воинства, и укрепят в трудную минуту духом и делом.

Преподобный Сергий исполнил и эту просьбу князя Дмитрия.  Он повелел монахам Александру и Андрею готовиться на дело ратное.  Поручая их великому князю московскому, старец сказал:
 - «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники».

Благодаря преподобному Сергию Радонежскому, основателю в глухих лесах Подмосковья Троицкого монастыря, рядом с этим монастырём были возведены позже новые соборы и храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вблизи построен современный город Сергиев Посад. Тут же в Троицком соборе хранятся теперь мощи святого Сергия Радонежского.

                ПОХОД  НА  КУЛИКОВО ПОЛЕ.
                -------------------------------------- 
Из Москвы (по «Сказаниям») русское войско двинулось в город Коломну, а дальше в Тулу и на Куликово поле, к месту сражения. За войском следовал длинный обоз. На телегах везли тяжелые предметы вооружения и еду. Князья и бояре имели при себе особые обозы и многочисленных слуг. Долгий был путь на Куликово поле, которое находится в 320 километрах от Москвы и южнее города Тулы. Там загоралось большое сражение между русскими и татаро-монгольскими полками.

Мамай ждал сражения в том месте, где речка Непрядва впадает в могучий Дон. Там есть большое поле под названием Куликово с дубовой рощей с одного края. Бывала в прежние времена здесь хорошая охота на куликов, отсюда и название его.
Ночь перед сражением 8 сентября 1380 года выдалась тёплой и тихой. Только зловеще выли в ближнем лесу волки. Утром стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к полудню. С раннего утра на Куликовом поле русские полки стали в боевой порядок готовые встретить атаку и рукопашную битву с врагом.

                НАЧАЛО  КУЛИКОВСКОЙ  БИТВЫ.
                ----------------------------------------
Под солнечными лучами засверкали шлемы и доспехи русских воинов, заблестели сабли и мечи, грозно ощетинились копья. А напротив изготовились к бою полчища Мамая. С косматыми гривами монгольские лошади нервно переминались и всхрапывали. Всадники Мамая в чёрных халатах-плащах из кожи с пластинами защитной брони и кожаных колпаках размахивали кривыми клинками. За плечами у каждого ордынца был лук, а в колчанах большой запас смертоносных стрел.

Передний татарский полк, как и русский, состояли из пехоты, полки противников надвигались густой волной. Задние ряды пехотинцев клали свои копья на плечи передних рядов. В некотором расстоянии все рати вдруг остановились. С татарской стороны выехал на середину Куликова поля мамаевский  всадник огромного роста, чтобы по обычаю тех времен начать битву единоборством. Он был из знатных, богатых людей и его звали Челубей.

По сказаниям русский богатырь боярин Александр Пересвет принял вызов и решился на бой поединщиков. Увидев Челубея, сказал  Александр Пересвет  стоявшим рядом воеводам:
- «Сей человек себе подобного   ищет, и я хочу с ним видеться».
- «Преподобный отец игумен Сергий, – воскликнул Александр, – помоги мне молитвою своею?!»
И с копьем наперевес поскакал он на врага. Татарин понесся на встречу. Противники ударили друг в друга копьями с такой силой, что кони их упали на колени, а сами они мертвыми поверглись на землю.   

На этот подвиг решился только Александр Пересвет, богатырского телосложения бывший боярин, а как монах, уже умерший для мирян и монашескими обетами погребённый по законам церковным. Он вышел на дуэль и выполнил волю Божью, послушание святого старца Сергия Радонежского, желание и волю всех русских народов.
               
                ОПИСАНИЕ   СРАЖЕНИЯ.
                --------------------------------         
Едва Челубей упал из седла, ордынская конница с флангов двинулась в атаку и быстро смяла передовой пехотный полк русских. Татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки Дмитрия, состоявшие из гражданских ополченцев, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской армии.  А Мамай и его ближние мурзы наблюдали за ходом сражения с вершины Красного холма, (писали авторы Сказаний).

Разгорелась жестокая схватка основных дружин и полков. Не только оружием разили, но и друг о друга разбивались противники битвы. Великий князь Дмитрий Иванович сражался со своим Большим полком, уже все полки его войска, кроме засадного полка князя Владимира, вступили в бой. Мечи сверкали, от ломающихся копий стоял треск. Не велико поле Куликово, поэтому невозможно было всем уместиться  на нем. Невиданное и жестокое  развернулось тут сражение. В один час многие тысячи погибли в той страшной битве!

Скоро Куликово поле сделалось до того тесным, что русские ратники и татары стали задыхались в густой свалке. Расступиться в сторону было некуда; с обоих боков препятствовало свойство местности  русла двух рек. Такой битвы никто из русских и не помнил. Люди валились на землю, как трава скошенная, их кровь текла ручьями. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони едва могли двигаться от множества убитых людей, которыми покрылось поле битвы. В одном месте одолевали татаро-монголы, в другом русские рати.

И вот в решающий момент выскочили из дубравы зеленой русские уланы засадного полка, отборные всадники легкой конницы с пиками и саблями. Как ясные соколы обрушились на врага они и начали поганых сечь, как траву косили.

Уставшие в битве татары, увидев могучих русских мужиков на свежих лошадях, мчавшихся на них в атаку из дубовой рощи, стали быстро разбегаться от гибели своей и орали в ужасе:
- Перехитрили русские варвары — пока молодые с нами бились, знатные всадники оставались в засаде и теперь  быстро наступают атакуя нас!

Варварами назывались в древние века в легкой или в тяжелой кавалерии знатные всадники с хорошей боевой выучкой атаке в конном строю и имевшие отличное, самое лучшее вооружение.

                ОКОНЧАНИЕ БИТВЫ.
                -----------------------------
По окончанию сражения, князь Владимир Андреевич стал под великокняжеским знаменем и велел трубить в сборную трубу, сыновьям русским собираться с побоища, каждый под знамя своего полка. И не увидел князь Владимир Андреевич великого князя Дмитрия Ивановича, тогда сказал он всем:
 - Братья мои тот, кто увидит или услышит голос нашего великого князя, первым человеком будет среди нас!

Князья, бояре и молодые отроки, оставшиеся в живых, разошлись по полю в разные стороны искать великого князя московского Дмитрия Ивановича. Нашли убитого боярина Михаила Андреевича Бренка, погибшего в отважном бою в плаще и со знаменем великого князя московского. Он в этой битве принял командование всеми русскими полками по просьбе Дмитрия и погиб с честью русского героя полководца.

В это время два сына боярских костромичи немного уклонились под гору Красного холма, к реке  увидали государя, великого князя Дмитрия Ивановича.  Лежал он под расщепленной березой без сознания, возможно от сотрясения мозга. Дмитрий Иванович вскоре с трудом открыл глаза и поднялся на ноги. Шлем и латы его были иссечены, но защитили его самого от острия мечей и копий.

По окончанию битвы Дмитрия обнаружили среди многочисленных мертвых тел поверженных врагов. Крепость духа стала причиной того, что ни одна из ран не стала для князя смертельной, (так сообщали летописцы). С наступлением вечера его посадили на коня и отвезли в шатер.

В сказаниях писано, что сам великий князь Дмитрий успешно сражался в первых рядах Большого полка (центр войска) и чудом остался живым. Объясняется это двойной броней, сделанной для него по "специальному заказу".  А также остался жив потому, что верхнюю одежду свою и командование сражением передал он другу боярину Михаилу Андреевичу Бренку, который погиб в этой битве. Его в бою враги приняли за московского великого князя Дмитрия Донского.

Теперь же, когда значительная часть неприятельского войска была рассеяна и наша засадная конная дружина подоспела вовремя, вся русская рать пошла в решительное наступление. На спуске Красного Холма, подкрепленные последними силами, татары около своих таборов приостановились и вновь вступили в бой. Но ненадолго. Русские всадники охватывали их со всех сторон. Оставшееся мамаевское войско обратилось в бегство. Впервые в древней истории за долгие годы ордынской власти они потерпели сокрушительное поражение.

Мамай и его ближние мурзы на конях ускакали, оставив станище своё со множеством всякого добра победителям. Причем было захвачено множество верблюдов, навьюченных разным имуществом, а также целые стада рогатого и мелкого скота.

                ПРОЩАНИЕ  НА  КОСТЯХ.
                ------------------------------------
После завершения героической Куликовской битвы Дмитрий Донской велел разбирать тела убитых, чтобы отделить христиан от врагов поганых.               

               
Двенадцать дней, пока хоронили погибших ратников (по другим летописям восемь дней) стоял на поле Куликовом великий князь с оставшимися дружинами и хоронил погибших. Убитых князей, бояр, и воевод велел он готовить к отправке домой к их семьям.

Для рядовых воинов, которых было убито больше ста тысяч, велел великий князь на Куликовом поле большие могилы копать по высоким местам.  Всего больших могил выкопали триста тридцать. Потом велел он тела убитых класть с почестями в эти могилы и над ними насыпать земляные курганы. В конце похорон стал Дмитрий над этим огромным братским кладбищем и произнёс прощальную речь, сказав:

- Братья мои, простите и благословите в этом веке и в будущем. Вам братья мои, суженое это место на поле брани. Сложили вы головы свои за святую православную веру и великую Русь! Теперь же мы хороним вас по христианским обычаям, чтобы не растерзали ваши тела дикие звери и птицы! Вечная вам память и слава на века!

Ещё велел государь сосчитать сколько погибло православных христиан и союзников; в том числе сколько убито князей, бояр, и воевод, и сколько после битвы в живых осталось? Воеводы и бояре четыре дня считали всех своих.

В живых осталось после побоища у войска Дмитрия около пятидесяти тысяч от всей рати прибывшей на Куликово поле. Войско Дмитрия Донского потеряло 12 князей и 483 боярина, что составляло примерно 60% командного состава. Всех своих убитых князей, бояр и дворян, велел Дмитрий Иванович отвезти на родину по домам, где кто жил к их семьям и там похоронить.

С убитых врагов поснимали доспехи, одежды, золотые предметы, и серебро, оружие и конское убранство. Затем тела их велел оставить великий князь прямо на Куликовом поле на съедение диким зверям.

Сосчитали силы свои и князья литовские, которые с полками своими пришли к Дмитрию на битву с Мамаем, — убито двадцать пять тысяч, а осталось живых у них всего пять тысяч. Князь великий Дмитрий Иванович с двоюродным братом своим князем Владимиром Андреевичем, одарили литовских князей союзников щедрыми дарами из трофеев вражеских, и расцеловав по-братски, отпустили  с честью в свою отчизну.

Татарское войско понесло потери гораздо большие чем русское.  Бежавший с Куликова поля Мамай со своей охраной, нового войска так и не собрал, а остатки тех, кто убежал с ним и его самого добил в Крыму царствовавший хан Орды и потомок Батыя Тохтамыш. Так без славы окончилось время Мамая.

А душа праведника и героя поединщика Александра Пересвета созерцала весь ход битвы уже из Царства Небесного.  Видел он, как боярин Андрей Ослябя  бесстрашно повёл отряд воинов русских в жестокий бой на плотные   ряды войска Мамая. Потом, как он сражался отчаянно с конниками врага, и тяжело раненый тоже погиб в неравном бою. Видел Александр Пересвет, как многие часы русские полки удерживали иноземцев, а потом созерцал победу и прощание с погибшими братьями и с ним самим тоже.

Когда утром 9-го сентября 1380 года великий князь  Дмитрий объезжал Куликово поле, ему в числе прочих показали  в гуще татарских погибших ведущего на смертный бой ратников второго богатыря-монаха   Андрея Ослябя. Учитывая их подвиги и заслуги перед Русью и православием, приказал князь Дмитрий отвезти обоих выдающихся монахов героев в московский Симонов монастырь и там их похоронить с почестями, а рядом с их могилой построить деревянный храм в честь победы, завоёванной как раз в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.  Для тел богатырей (утверждали летописцы), были вырублены дубовые колоды, в которых имелись вместилища, чтобы довести геройски погибших до Москвы.

                ДОРОГА  ДОМОЙ.   
                ---------------------------
Почти месяц обозы московского князя Дмитрия Донского везли, (по летописным сведениям из Тульской губернии), домой многочисленных погибших бояр, князей, а также раненых в ходе битвы. Отстававших от главного русского войска безжалостно грабили и добивали литовцы князя Ягайло. Некоторые обозы, которые возвращались с трофеями в Москву через рязанскую землю, тоже грабили рязанцы. Однако, уже в 1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием Донским на будущее анти-ордынский договор.
 
Гонцы уже известили жителей Москвы о славной победе в Куликовской битве, и настало народное ликование. «Сказания» сообщают, что 28 сентября Дмитрий с войском торжественно вступил в Москву и его встречали радостная супруга с детьми, множество народа и духовенство с золочеными крестами. Благодарственный молебен был совершен в Успенском храме московского кремля.  Дмитрий оделил деньгами и трофейными вещами встречавших его многих убогих, нищих, а в особенности вдов и сирот, оставшихся без кормильца в семье.

В этом же Успенском  соборе на территории   московского кремля через девять лет был похоронен и сам Дмитрий Донской. На гранитной плите крышки саркофага можно прочитать выбитые буквами его имя и фамилию, - Дмитрий Иоаннович Донской. Под руководством Дмитрия Донского русский народ стал формироваться как единая нация, по плечу которой уже были исключительные задачи.

Доном называли в древней Руси большую реку, отсюда прозвище его «Донской» и новая фамилия, данная ему народом в честь первой великой победы над золото-ордынцами у берегов одной из больших рек на европейской части Руси. Никому раньше до 1380 года побить не удавалось ни одно вражеское войско Золотой орды.

                ПАМЯТЬ  ПОГИБШИМ ГЕРОЯМ.
                ---------------------------------------
Тела богатырей монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби похоронены были в октябре 1380 года в Москве на территории Симонова монастыря, как и велел  Дмитрий Донской. Основателем монастыря тогда  был племянник Сергия Радонежского, Федор, он же и духовник великого князя Дмитрия.

После возвращения в Москву на торжественном сборе русского войска поздравлял Дмитрий Донской  доблестных победителей, желал всем здравия на многие годы и долгой жизни. Затем отпустил он всех по домам своим с благодарностью за великую победу.
 
Из Москвы великий князь с боярами участниками сражения отправился в монастырь святой Троицы, чтобы воздать благодарение Господу Богу и лично поведать великому старцу Сергию о победе над войском Мамая. Князь Дмитрий Иванович поблагодарил его за тёплые молитвы о воинах русских и за оказанную его монахами-героями помощи в трудной победе над войском Мамая, примолвив: 

- Если бы, отче Святый, твой послушник Александр Пересвет не убил татарского богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смертную!» 

Куликовская битва вселила уверенность в возможность окончательной победы над ордынцами через многие годы. Поражение Мамая на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления огромной территории Золотой Орды на мелкие улусы. Два года после разгрома Мамая Русь не платила ордынцам дани. Всё это положило начало осознания другими народами гнёта ордынцев. Так и укрепилась роль Москвы, как центра объединения русских земель, и она стала одним из крупных улусов ещё на многие десятилетия вперёд.

По мнению историка Игоря Николаевича Данилевского, князь Дмитрий Иванович по возвращении с Куликовской битвы получил от хана Тохтамыша поздравление с победой над Мамаем. Победой этой Дмитрий Донской расчистил фактически путь Тохтамышу на ордынский престол. Хотя хан его об этом вовсе не просил.

                ОБНОВЛЁННЫЙ  ХРАМ.
                ----------------------------------------
С той поры на отдельной полуразрушенной территории монастыря, (в зоне завода Динамо)  уже более 600 лет стоит красавец каменный храм с колокольней в 1510 году построенный на месте деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы и уже с  могилой народных героев Александра Пересвета и  Андрея Осляби в трапезной храма.  Русская православная церковь постановила ежегодно праздновать память по всем убиенным на Куликовом поле в Дмитровскую субботу, ибо победа над Мамаем и разгром его войска пришлась на субботний день 8-го сентября.

Расположен древний Симонов  монастырь  в южном районе города Москвы.  Находится теперь он близко от станции метро Автозаводская.    
Симонов монастырь — в прошлом был одним из самых крупных и богатых мужских монастырей ближайшего древнего Подмосковья. В XVI—XVII вв. входил он в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек монастыря было снесено в 1930-е годы, а территория его частично застроена заводскими корпусами и жилыми зданиями.

Этот древний монастырь был примечателен особенно! Могучие стены, башни с золотыми куполами и с 44-саженной колокольней стоял он над Москва-рекой на   высоком обрывистом берегу.
 
Сохранилась малая часть построек Симонова монастыря. Уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая названа «Дуло» у неё четыре боевых яруса, пятигранная «Кузнечная» башня и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» и «старая» трапезные, братский корпус, мастерская палата и хозяйственные постройки.

Симонов монастырь был упразднен окончательно в 1930 году, как недействующий и частично разрушенный в советское время, а огромная территория его разделена была на две части. На одной построен завод «Динамо» возле храма Богородицы, а через дорогу на другой территории монастыря, возле сохранившихся башен появились стадион «Торпедо» и дворец культуры автозавода  « ЗИЛ».

В 2019 году бывший мужской Симонов монастырь отметил своё 640-летие. В ранние годы советской власти надгробие героев богатырей было порушено, а вокруг территории, прилегающей к храму Рождества Пресвятой Богородицы выстроены складские и хозяйственные помещения завода.
               
В 80-х годах прошлого 20-го столетия храм и могила в нём заново отреставрированы. Специально были изготовлены и установлены два каменных надгробия из белого мрамора с именами героев и рядом им общий памятник из коричневого мрамора.

В наше время над  братской могилой Пересвета и  Осляби в храме том установлена новая резная арка из морёного дуба.  Наверное, мраморный памятник был всё же более долговечным.  На этом снимке обновленная гробница, в трапезной и под одной крышей с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. В советское время в этом храме находился заводской склад. 
               
Сам храм с останками двух легендарных героев  Куликовской битвы отгорожен теперь от заводских корпусов белым забором из строительных панелей. За крепкую веру и любовь к Православию имена покоящихся в храме богатырей особо почитаются и на их малой родине.

Так на Брянщине, в честь святого Александра Пересвета названа одна из улиц, на Покровской горе. А на особо важном историческом месте сооружен к 1000 – летию города Брянска памятник герою войны с нашествием Мамая. Его имя находится в полном списке чтимых Радонежских святых, поэтому празднование ему совершается как ратнику духовному погибшему в Куликовской битве с Мамаем. 

В память об Андрее Ослябе в Калужской губернии у обочины федеральной автодороги Москва-Брянск возведён групповой монумент отважным воинам Куликовской битвы. В городе Москве в честь событий 1380 года, кроме того, был построен Богородице-Рождественский монастырь, давший приют вдовам и сиротам ратников, в те скорбные времена погибшим в Куликовской битве.

После разгрома войска Мамая на Куликовской  битве, была утрачена видимость его правления и оставшиеся  отряды его стали переходить на сторону хана Тохтамыша. В том же сентябре состоялась решающая битва Мамая с Тохтамышем, в которой Мамай был разбит и бежал в Крым. Там он был убит людьми, подосланными Тохтамышем. Мамай был врагом как Дмитрия, так и Тохтамыша, который отныне ещё много лет сам стал собирать дань с русских земель.

Несмотря на великую победу, русские князья ещё долго не могли избавиться от страха и зависимости от Золотой орды. И только в 1480 году Русская православная церковь смогла убедить население Руси не малодушничать, а повторить свой же подвиг, совершенный в легендарной Куликовкой битве!

Народ услышал этот призыв. Тогда же русский царь Иоанн третий, (отец Ивана Грозного) со своим войском разбил вновь пришедшие на Русь ордынские полчища хана Ахмата. Вдохновляющий пример предков помог русскому народу окончательно сбросить с себя многовековое ярмо рабства  Золотой орды.

                ТАЙНЫ  ПРОШЛОГО.
                -----------------------------
В музейных документах мемориала на Куликовом поле написано, что погибших в битве воинов перевезли и захоронили в селе Монастырщино, в Куркинском районе Тульской области  на сельском кладбище. Как же так, разве на небольшом сельском кладбище  было достаточно  места для больших 300 братских могил с курганами? Которых не найдено до сей поры. Село  это находится в 10 километрах от места Куликовской битвы, а погибших было очень много.

Наверное не реально, за восемь или двенадцать дней перевезти их в село Монастырщино на телегах с колёсами из досок, затем выкопать около трехсот больших могил и захоронить с курганами всех погибших. На самом деле сделать это  невозможно было. Какое количество телег потребовалось бы для этого траурного мероприятия?

«Сказания о Мамаевом побоище» наоборот сообщают о погребении большого количества ратников непосредственно на поле Куликовом, так велел московский великий князь Дмитрий Донской. Село Монастырщино после всех ордынских  погромов было возрождено только в 17-м веке, а Куликово поле в 18 веке было отдано под распашку графу Нечаеву. По сведениям печатных источников мемориала,  Тульской губернии, этот граф имел  свой частный музей из найденных крестьянами воинских предметов 14 века. А после революции в России, вроде бы, музей графа разграбили.

Верить в эту историю трудно потому, что в древней Руси кованное оружие стоило очень дорого, поэтому трофеи на поле боя не оставляли, а делали зачистку за пару дней после любого между княжеского  сражения. Ну а что же с курганами, которых должно быть очень много на поле Куликовом или в селе Монастырщино?  Распахать их плугами с лошадьми было невозможно крестьянам помещика Нечаева, даже если бы те 330 курганов реально существовали там. Бульдозеры бы справились и распахали бы, но это уже кощунство и другие столетия!

Проведённые за много лет поисковые работы на Куликовом поле под Тулой дали не значительное количество находок для музея в мемориале. Найденные отдельные части кольчуг, стрел или нательные крестики можно было сыскать в любом другом районе междоусобных вооруженных споров на Руси или после набегов и грабежей отрядами из Золотой орды.

Как и со многими известными сражениями старины, в России  до сих пор нет единого мнения о реальном месте Куликовской битвы. Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне – это Куркинский район Тульской области.  Однако, там не обнаружены те 330 братских могил с курганами, в которые велел Дмитрий Донской захоронить погибших ратников своего войска, (прямо на поле боя). Нет там каких-либо следов и доказательств той крупной битвы 14-го века.

То, что знаменитая битва была на Куликовом поле вызывает большое сомнение у сторонников версии этого сражения в Москве на Кулишках.  Московское  поле Кулишково тоже было в районе слияния  двух рек, а именно Яузы и Москва-реки. К тому же, на Куликовом поле элементарно очень мало было места, размеры которого всего два километра на 800 метров, а участников битвы было около 300 тысяч, да ещё учесть надо площадь для обозов?

Результатом полеогеографических исследований грунта, проведённых в наше время на Куликовом поле установлено, что на слиянии  рек Непрядвы и Дона в эпоху знаменитой битвы находился сплошной лес, а не чистое поле с рощицей с одного края.  Некоторые летописи прямо говорят о том, что поле Куликово находилось в Москве, те самые Кулишки, которые сейчас образует Славянская площадь, (об этом сообщает поэтическая летопись в стихах «Задонщина»).

Московские Кулишки охватывали площадь Покровских ворот. Именно тут находится слияние Москва-реки и Яузы.   Согласно нашей гипотезе, в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая битва, в результате которой великий князь Дмитрий Донской разгромил со своей армией Мамая войско.

Если в этой истории отжать эмоциональную составляющую, то она вполне может превратится в точную науку, типа математики. Посмотрим давайте, какая же вместимость Куликова поля в Тульской губернии? На площади размером два километра на 800 метров разместились как-то русские и мамаевские войска, общей    численностью от двухсот до четырёхсот тысяч человек. Это не реально.
Следовательно, простой арифметический расчет показывает, что на одного пешего воина или всадника с конём приходилось по 5 квадратных метров площади.  Довольно тесно стояли противники битвы, всего в трёх шагах друг от друга. А ещё необходима была площадь для обозов имущества с вооружением и места для личных нужд.

Проясняет картину эпизод сражения, а из летописных вестей узнаём, что:
 - «Место Куликовской битвы было до того тесным, что ратники задыхались в густой свалке. Расступиться в сторону было некуда; с обоих боков препятствовало свойство местности, русла двух рек.  Такой тяжелой и страшной битвы никто из русских и не помнил».
 
- «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали, как трава скошенная, кровь текла ручьями». Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони тоже не могли двигаться от множества трупов людей и лошадей, которыми покрылось очень быстро это место битвы». 
             
Не так важно теперь кто и на чьей стороне тогда сражался. Главное состоит в том, что великому князю Дмитрию Донскому удалось призвать огромное количество русских ратников, ополченцев и союзников для защиты Москвы от нападения войска Мамая. Нам современникам необходимы постоянная память, а также новые заключения более опытных историков и специалистов.

Многие тайны наша история хранить будет ещё долго, если не применять и научный подход к поисковым работам. Пока существуют легенды, предположения и вопросы о фактическом месте знаменитой Куликовской битвы, о них нужно говорить и писать, не отрицая признанные факты, полученные в реальных исследованиях нашей прошлой жизни.  Легко ведь отрицать то, чего нельзя было до нашего времени объяснить. 

Могли, вероятно, иметь место искажения названий исторических мест и фактов летописцами, невольно или умышленно допускавшими изменения реальных событий в чьих-либо интересах? Остаются вопросы, зачем и кому это нужно было?
Сегодня официально историки и власти считают, что знаменитая битва была на Куликовом поле в 120 км. южнее  города Тулы. Стоило ли идти из Москвы вдаль на такое маленькое поле русскому громадному войску, чтобы просто подраться и не оставить там следов? Точное расстояние от Москвы до Куликова поля равно трём ста двадцати километрам по нынешним автодорогам. Предположим, что полки шли по десять часов в день, с учетом отдыха, то 320 километров они одолели бы за 30 дней в лучшем случае.

В писаниях сказано так же, что от Коломны до Куликова поля (это 214 км.) перед битвой русские войска добирались с 15 августа по 8 сентября, или 22 суток. Сложно так быстро это расстояние проехать большому войску вместе с пешими ратниками.  Учесть ещё надо время в пути от Москвы до Коломны это 106 километров и весь путь 320 км. По расчетам (умножая 320 км. на 22 дня и поделив на 214 км),  получим 32 дня – время необходимое, чтобы одолеть путь в 320 километров от Москвы до Куликова поля.

Там ли мы ищем Куликово поле?  Подмосковье тогдашнее располагало гораздо большим пространством для этой серьезной битвы. Некоторые летописи прямо сообщают, что Куликово поле находилось в Москве, например, поэтическая летопись в стихах «Задонщина».

Упоминается ещё, что во время сражения Мамай с тремя своими мурзами находился  "на Красном Холме", откуда и  руководил своим войском. Таким образом, рядом с Куликовым полем был Красный Холм. Есть ли в Москве на Кулишках такой холм?  Да, есть.
 
Более того, рядом с Красным холмом находится и в наше время Краснохолмская набережная Москва-реки. А поэтому знаменитая Красная горка тут, где до сих пор стоит старое здание Московского университета! Московское поле Кулишки окружено несколькими холмами. Один из них Красный холм возле одноимённой набережной реки, на другом известная всем Красная площадь,  древний московский кремль, храм Василия Блаженного и ГУМ.

В нашу эпоху двадцатого и двадцать первого веков в московском старом Симоновом монастыре археологические работы в широких масштабах не велись. А исследовавший захоронения Пересвета и Осляби господин   Егоров В.Л. вообще полагал на полную непригодность исторического слоя в трапезной храма Рождества  и бесперспективность выполнения здесь каких-либо археологических работ. Такое вот грустное заключение в 1995 году им сделано было видимо потому, что захоронения оказывается расположенны не в Тульской области, (куда сместили летописцы Куликовскую битву), а вероятнее всего в Москве!

Уже много лет предпочитают замалчивать о реальном сражении с войском Мамая в Москве.  Ведь любой здравомыслящий человек тут же задаст давно волнующие вопросы? 
    
- Неужели тела погибших (их - 483 боярина, 12 князей, и двух героев монахов) по приказу Дмитрия Донского почти месяц везли в Москву и в другие города чтобы похоронить?  Погибших везли на телегах более трехсот километров с Куликова поля к их домам. Очень долго, минимум месяц этих князей и бояр не хоронили, и это в тёплое время сентября?

- Неужели погибшим князьям и боярам, за указанное время погребения других рядовых воинов, как бы на поле Куликовом (от 8 до 12 дней), выжившие ратники смогли так быстро срубить топорами огромное количество дубовых колод с вместилищем для транспортировки в них убитых домой, всего   497 дубовых колод вместо гробов? Абсурд какой-то проясняется.

Многих тяжело раненых, (сообщали писари летописей), свезли в ближайшее от Куликова поля село Монастырщино, (здесь вероятно они медленно лечились или умирали без хорошей медицинской помощи). Еще сообщается, что там на сельском кладбище есть древние захоронения куликовских воинов, а провести хотя бы точечные раскопки мешают сельские застройки.

В Москве почему-то смогли сделать раскопки при строительстве завода Динамо, а также в наши годы сделать точечные раскопки между цехами завода, а в селе Монастырщино не смогли? Не будем мудрить, нужны лишь финансы и политическая воля чиновников для выполнения этих работ.  На территории завода Динамо при его строительстве в 1930-х годах нашли массовое захоронение 14-го века погибших молодых воинов рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы, значит и битва с Мамаем вероятно происходила в Москве. Это совершенно естественный вывод!

Еще раз укажем, что на Куликовом поле в Тульской области никаких следов крупных захоронений с курганами, или братских могил не найдено.   Даже если число погибших сильно преувеличено (так и есть скорее всего), то после подобной крупной битвы, должны до сих пор остаться в захоронениях кости скелетов, (которые сохраняются обычно в древних могилах очень долго, более трёх тысяч лет).

Симонов монастырь на юге Москвы это, скорее всего, древнее и на большой территории кладбище братских могил ратников погибших на мамаевом побоище.   
Верьте, это объективный факт и его следует признать на основе уже проведённых точечных раскопок в Москве в районе храма Рождества Пресвятой Богородицы, и завода Динамо. Тут ведь покоятся останки героев-монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, внутри храма! Значит и большие братские могилы могут находятся вблизи.

А пока вечной памятью захороненным здесь в Москве всем  погибшим защитникам древней Москвы пусть будет веками стоящий красавец храм Рождества Пресвятой Богородицы на территории полуразрушенного Симонова  монастыря. Люди в этот храм ходят молиться и исправно ведутся службы священнослужителей. надеюсь сюда никогда не зарастёт народная тропа, так писал известный великий поэт  А.С. Пушкин.

Прошу ещё прочесть  мой рассказ «Это было иначе» о раскопках в Москве  на территории Симонова монастыря, рядом с храмом в котором усыпальница Александра Пересвета и Андрея Осляби ?