Кузнечик и гусеница

Евгений Шиков 47
        Лежало в земле яичко, тоненькое, длинненькое. Пригрело солнышко землю, и из яичка вылупился совсем маленький Кузнечик. Он быстро-быстро задвигал всеми ножками и вылез из земли.
        – Ты откуда взялся? – спросил его большой жук.
        – Из яичка, – ответил Кузнечик.
        – Где же оно?
        – В земле осталось.
        – Понятно, – важно сказал большой жук.
        – Как Вас зовут? – спросил маленький Кузнечик.
        – Майский жук.
        – Давайте дружить, – простодушно предложил маленький Кузнечик.
        – С тобой? – удивился майский жук.
        – Да. А что?
        – А то, что ты очень маленький, – высокомерно ответил майский жук.
        – Я вырасту, – пообещал Кузнечик.
        – Вот когда вырастешь, тогда и приходи, а сейчас я занят. Мне  листочек есть надо.
        – А когда я вырасту? – спросил жука Кузнечик.
        – Ещё не скоро. Будешь расти, расти и вырастешь.
        Кузнечик опустил усики и попрыгал прочь. Прыгал, прыгал и увидел маленького красивого жучка. «Он такой же маленький, как и я, – подумал Кузнечик.
        – Вот с ним я и буду дружить».
        – Как тебя зовут, красивый жучок? – спросил Кузнечик.
        – Божья коровка.
        – Давай дружить, – предложил маленький Кузнечик.
        – С тобой? – удивилась божья коровка.
        – Со мной.
        – Нет. С тобой мне дружить не хочется, – ответила божья коровка.
        – Почему, – грустно спросил маленький Кузнечик. – Я такой же маленький, как и ты.
        – Ты весь зелёный, некрасивый. А я хочу дружить с большими и красивыми.
        Маленький Кузнечик опять опустил усики и поскакал прочь. Вскоре он увидел прекрасные золотистые цветы.
        – Какие вы красивые! – воскликнул Кузнечик. – Я хочу с вами дружить.
        – Дружить с тобой? Мы не хотим с тобой дружить, – ответили золотистые цветы.
        – Почему? – удивился Кузнечик.
        – Потому, что ты очень маленький!
        – Я вырасту, – пообещал Кузнечик.
        – Ты страшненький! – сказали цветки.
        – Я не страшненький, – возразил маленький Кузнечик.
        – Нет страшненький! Маленький и некрасивый!
        – Но почему? – спросил Кузнечик.
        – Потому что у тебя такие смешные ноги. Они все в шипиках. А усы! Усы-то, какие длинные! Да ты просто маленький зелёный уродец! – смеялись красивые золотистые цветы.
        – Ну и цветите здесь одни, – обиделся Кузнечик. – Зазнайки! Никто с вами не будет дружить!
        – Будут! Будут! – смеялись в ответ цветы. – С нами дружат пчёлы, шмели и даже прекрасные бабочки! Они часто к нам при-летают, и мы их сладким нектаром угощаем.
        – А какие они, бабочки? – грустно спросил Кузнечик.
        – О! Они самые прекрасные! Они летают рядом с солнышком! Да что тебе рассказывать. Бабочки даже не захотят с тобой разговаривать. Ищи себе друзей таких же уродливых, как ты сам.
Ничего не ответил маленький Кузнечик. Только усики опу-стил и побрёл дальше. Вскоре он нашёл хороший зелёный куст и решил на нём жить. Кузнечик сел на веточку и загрустил.
        – Не грусти, – услышал он голос сзади.
        – Кто здесь? – оглядываясь вокруг, спросил Кузнечик.
        – Я, маленькая Гусеничка.
        – Где ты? Я тебя не вижу, – сказал Кузнечик.
        – Я здесь, совсем рядом, – сказала Гусеничка.
        – Где же? Кругом только трава, – удивлённо оглядываясь, спросил Кузнечик.
        – Присмотрись. Здесь я, среди травы сижу. Я такая же зелёная, как трава, поэтому ты меня и не видишь, – объяснила Гусеничка.
        – А-а-а! Вот ты где! Увидел, – обрадовался маленький Кузне-чик. – А почему ты такая зелёная?
        – Чтобы меня никто не увидел.
        – А я?! – растерялся маленький Кузнечик. – Я тебя увидел.
        – Ты не в счёт, – успокоила его Гусеничка.
        – Почему? – удивился Кузнечик.
        – Потому что ты мне не страшен. Ты меня не съешь.
        – А кто тебя может съесть? – поинтересовался Кузнечик.
        – Птицы. Я птиц боюсь. Да и ты их бойся. Они и тебя могут съесть. Берегись!
        – Как беречься? – спросил Кузнечик.
        – Помни, что ты тоже зелёный. Пока ты сидишь тихо и спокойно, птицам тебя трудно заметить. А вот когда ты двигаешься, ты уже заметен. Поэтому не прыгай понапрасну. Сиди тихо и жуй травку.
        – Хорошо, – сказал Кузнечик и начал жевать травку.
        – Давай дружить, – предложила Гусеничка.
        – Нет. С тобой я не хочу дружить, – ответил маленький Кузнечик.
        – Почему? – разочарованно спросила Гусеничка.
        – Потому, что ты маленькая, – ответил Кузнечик и перешёл на другую ветку. Там он пожевал нежные листочки, съел несколько тлей и уснул до утра.
Его разбудило громкое жужжание. На ближайшем цветке возился кто-то большой и мохнатый.
        – Вы кто? – спросил его маленький Кузнечик.
        – Я шмель, – ответил большой и мохнатый.
        – Давайте дружить!
        – Давай, давай, – не отвлекаясь от своей работы, – ответил шмель.
        – Прилетайте сюда, – обрадовано предложил маленький Кузнечик.
        – Зачем, – не прерывая своей работы, спросил шмель.
        – Поиграем.
        – Мне некогда, – ответил шмель.
        – Почему? – разочарованно спросил Кузнечик.
        – Я собираю для своих деток сладкий нектар и пыльцу. Они меня ждут, – ответил шмель, улетая.
Кузнечик грустно посмотрел ему вслед и стал завтракать.
        – Приятного аппетита, – услышал он голос за спиной.
        – Спасибо, – ответил Кузнечик, оборачиваясь. – А-а. Это ты, – сказал Кузнечик, увидев опять маленькую Гусеничку.
        – Давай дружить, – вновь предложила Гусеничка.
        – Ты маленькая, а я хочу дружить с большими и красивыми, – ответил Кузнечик.
        Гусеничка грустно опустила голову и уползла прочь.
        Кузнечик полез вверх по ветке и услышал ласковый голос:
        – Милый Кузнечик! Я хочу с тобой дружить! Я большой и красивый. Посмотри, какой удивительный узор у меня на спине!
        Маленький Кузнечик увидел на конце ветки  кого-то большого с красивым крестообразным узором на спине.
        – Давай! – обрадовано согласился он.
        – Иди ко мне. Я тут гамак из паутины сплёл. Будем вместе в этом гамаке качаться!
        – Сейчас, сейчас! Я быстро, – обрадовался Кузнечик.
        – Стой, кузнечик! Стой! – услышал Кузнечик знакомый голос. На соседней веточке сидела маленькая Гусеничка и кричала ему.
        – Почему «стой»? – удивился Кузнечик.
        – Потому что это страшный паук. Видишь, какой крест у него на спине. Это паук крестовик! Он тебя съест!
        – Не может быть, – не поверил маленький Кузнечик. – Он хо-чет со мной дружить. Он даже построил гамак, и мы вместе будем в нём качаться.
        – Какой гамак? – замахала своими маленькими лапками Гусеничка. – Это не гамак, а сеть! Паук ловит в неё мух и всех, кто летает.
        – А зачем? – удивился маленький Кузнечик. – Чтобы вместе качаться?
        – Затем, чтобы их съесть!
        – Как съесть?!
        – Очень просто. Всех, кто попадает к нему в паутину, паук связывает паутиной, а потом убивает и съедает! Только сухие шкурки от мух остаются!
        – Не может быть, – не поверил Кузнечик.
        – Не веришь?! – воскликнула Гусеничка. – Тогда посмотри на его сеть! Видишь, что на ней висят белые комочки?
        – Вижу.
        – Так вот. Это завёрнутые в паутину сухие остатки от съеденных жертв!
        – Прыгай в мой гамак! – услышал Кузнечик голос паука. – Вместе покачаемся!
        – А что это у тебя в гамаке за белые комочки висят? – спросил паука маленький Кузнечик.
        –Это? – немного растерялся паук. – Это мусор какой-то мне ветром занесло. Вот я и завернул его в паутинку,  чтобы он мне красоту гамака не портил.
        – А почему из одного комочка нога мухи торчит? – заметил Кузнечик.
        – Это не нога, это просто длинная соринка. Подойди поближе, и сам увидишь, – предложил хитрый паук.
        Кузнечик двинулся было к нему, но Гусеничка опять закричала:
        – Не верь ему! Не подходи к пауку! Он схватит тебя и съест!
        – Что ты вмешиваешься! – заорал на неё паук. – Не твоё дело!
        – Нет, паук! Ты обманываешь меня, – понял, наконец, маленький Кузнечик. – Не пойду я к тебе!
        – Молодец, Кузнечик! – похвалила его гусеничка. – Уползай скорее с той ветки.
        - Спасибо тебе, Гусеничка, - поблагодарил кузнечик и ушёл подальше от паука.   


        С той поры маленький Кузнечик стал дружить с Гусеничкой. Они вместе грелись на солнышке и играли.
        А кругом летали разные насекомые. Как-то раз на ближайшую ветку сел большой красивый жук с длинными усами.
        – Вы такой красивый! – восхитился маленький Кузнечик. – Нельзя ли с Вами подружиться?
        – Нельзя!
        – Почему? – спросил Кузнечик.
        – Потому что ты урод, – грубо ответил красивый жук.
        – Я не урод, – обиженно возразил маленький Кузнечик.
        – Посмотри на себя. Передние ноги короткие, а задние – длинные. И все они в шипах. Разве это не уродство?
        Маленький Кузнечик опустил длинные усы и от стыда опять спрятался за листик.
        – Не расстраивайся, Кузнечик, – услышал он голос сзади. – Ты не урод. Ты просто таким уродился.
        Кузнечик обернулся и увидел знакомую Гусеничку.
        – Спасибо тебе за сочувствие, – печально сказал Кузнечик.
        – Хорошо, – ответила Гусеничка, – но ты не горюй. Посмотри кругом. Все разные. Стрекозы с большими крыльями, мухи – с небольшими. Бабочки летают, а черви ползают. И все могут счастье найти. Ищи и ты своё.
        – А ты своё счастье нашла?
        – Не совсем.
        – Почему?
        – Потому что мне тут травка не нравится. Росла тут маленькая вкусная травка, да я её всю съела, – пожаловалась Гусеничка.
        – Так найди вкусную!
        – Вкусная травка на другой лужаечке растёт. Это мне добрый шмель сказал.
        – Так ползи на другую лужаечку, – предложил Кузнечик.
        –Это далеко. Мне туда не доползти.
        – Не доползёшь, так доедешь. Забирайся ко мне на спину! – предложил маленький Кузнечик.
        – А ты сможешь прыгать со мной на спине?
        – Смогу! Ты же маленькая, лёгкая!
        – Спасибо, милый Кузнечик, – сказала Гусеничка и заползла к нему на спину, и Кузнечик поскакал.
        Скакал, скакал и прискакал на прекрасный лужок. На нём было много цветов и столько разных травинок, что у гусенички и кузнечика просто глаза разбежались. Попробовали они разных листочков и выбрали самые вкусные. Наелись и уселись на солнышке греться.
       

        Так и стали Гусеничка с Кузнечиком вместе на лужочке жить. Хорошо им было. Кругом много вкусной еды и солнышко. А когда солнышко за тучи заходило, и дождик шёл, юные друзья прятались под листиками.
Много ли, мало ли времени прошло, того друзья не знали. Только как-то Гусеничка есть перестала. Сидит на травинке и не шевелится.
        – Что с тобой? – забеспокоился Кузнечик.
        Ничего не ответила гусеничка. Так и просидела до следующего утра. А утром вдруг увидел Кузнечик, что кожа на спине Гусенички лопнула и стала сползать вдоль тела к заднему концу.
        – Что с тобой?! Что с тобой?! – волновался Кузнечик. – У тебя кожа сходит! Как же ты будешь жить без кожи?
        Кузнечик отогнал от гусенички муравья, пригрозил шипастой ногой мухе, которая захотела присесть рядом, и нежно гладил усиками гусеничку. К его удивлению, вся кожа сползла с Гусенички и скомканная в комочек оказалась позади неё. Оставшись без зелёной кожи, гусеничка стала светло жёлтой. Усиками Кузнечик почувствовал, что его подружка совсем мягкая.
        – Боже! – воскликнул Кузнечик. – Ты мягкая, как слизень! Как же ты будешь жить среди жёсткой травки?
        Гусеничка сидела на стебельке и по-прежнему молчала. Кузнечик уже готов был заплакать от жалости к своей подружке, как вдруг ему показалось, что Гусеничка стала увеличиваться. Если б у него были руки, он бы протёр глаза. Но рук у Кузнечика нет, а большие глаза и так всё время открыты. Он смотрел на Гусеничку и видел, что она растёт! Кузнечик просидел около своей подруги полдня. За это время Гусеничка выросла почти в два раза! А к вечеру она опять стала зелёной.
        - Не волнуйся, друг мой Кузнечик! Со мной ничего плохого не случилось. Я выросла, – сказала, наконец, Гусеничка.
        – Но, зачем ты сбросила всю свою кожу?
        – Как зачем? Моя кожа не могла растягиваться. Чтобы расти, мне надо сбросить плотную старую кожу. Новая кожа, как ты видел, была нежная и светлая. Пока она не затвердела, я росла. А потом новая кожа опять стала плотной и приобрела окончательную окраску.
        – Я такого даже представить не мог! – взмахнул усиками по-ражённый Кузнечик.
        – Не удивляйся! Все гусеницы, жуки и клопы так растут. И ты так будешь расти! Так что готовься! Придёт время, ты потеряешь аппетит, а потом выползешь из своей кожи.
        – Какая у меня кожа? Я снаружи покрыт очень плотными пластинками. Это не кожа, – неуверенно возразил Кузнечик.
        – Не кожа, так не кожа. Но всё, что у тебя снаружи, очень твёрдое, а ты должен расти. Поэтому все эти покровы ты должен сбрасывать. Так несколько раз, – объяснила Гусеничка.
        – Откуда ты знаешь? Ты же молоденькая, – поинтересовался Кузнечик.
        – Мне старый жук рассказал.
        – И что теперь делать? – растерянно спросил Кузнечик.
        – Ничего. Живи спокойно. Сбрасывание кожи называется линькой. Я ещё два раза должна слинять.
        – А потом что?
        – Потом я стану, как мёртвая – превращусь в куколку. Не буду есть, а затем рожусь ещё раз.
        – Как это возможно? Родиться можно  только один раз. Я родился из яйца и теперь должен только расти. Это мне майский жук сказал.
        – Жук тебе правильно сказал. Кузнечики и клопы только один раз из яиц родятся, а мы, бабочки, жуки, осы, шмели и пчёлы превращаемся в куколки и родимся два раза – сначала из яиц, а потом из куколок.
        – Ты что, бабочка? – ещё больше удивился Кузнечик.
        – Да. А что тебя удивляет?
        – Я видел бабочек. Они красивые. У них крылышки, они летают, а ты просто червячок.
        – Пока червячок, а потом буду бабочкой.
        – А крылышки?
        – И крылышки у меня будут. И летать буду. Ты потом сам увидишь.


        Снова Гусеничка и Кузнечик стали жить, как прежде. А потом случилось то, о чём говорила Гусеничка. Кузнечик потерял аппетит, уцепился за стебелёк и замер. Он почувствовал, что что-то толкает его спину вверх. Твёрдый панцирь Кузнечика лопнул, и его тело стало выдвигаться. Теперь уже гусеничка наблюдала, как линял её друг.
        Постепенно следом за телом из твёрдых покровов вытянулись ноги и усики. Когда они освободились, Кузнечик повис на старой шкурке. Теперь он был намного больше прежнего. Кузнечик медленно перешёл на стебелёк. Старая шкурка осталась сзади. Гусеничка ничего не спрашивала у своего друга, зная, что ему сейчас трудно говорить. Кузнечик спокойно посидел, немного окреп, потом вернулся и съел свою старую шкурку.
        – Удивил! – воскликнула гусеничка. – Только что слинял и уже можешь шкурку есть!
        – Да, – смутился Кузнечик. – Вдруг очень есть захотелось, а шкурка так вкусно пахла.
        – Я не осуждаю. Просто я после линьки долго не могла есть. Что об этом говорить? Я поздравляю тебя с успешной линькой! Ты очень вырос!
– Спасибо, – ответил Кузнечик.


        С того дня Кузнечик и Гусеничка уже знали, как проходят линьки, и не удивлялись. Они линяли ещё и становились всё больше и больше. И наконец, пришло время Гусенице превратиться в куколку. Она предупредила об этом Кузнечика и сказала, чтобы он ничему не удивлялся. Гусеница заползла на серую веточку и стала плести для себя коврик из прозрачных тонких, как паутинка, нитей. Потом она прикрепилась задними ножками к коврику и стала сама себя привязывать к коврику. Для этого Гусеничка закинула голову назад и раскачивала её из стороны в сторону, прикрепляя тонкие нити то с одной стороны, то с другой. Когда она прочно привязала себя, то замерла, а потом слиняла. Только теперь вместо гусеницы она стала куколкой. Кузнечик просидел около своей подружки до самого вечера. Куколка осталась на веточке.
        Каждый день он приходил к веточке и осматривал куколку. Она была неизменна. Но однажды кузнечик заметил, что у куколки стали просвечивать маленькие крылышки. Он очень обрадовался и остался рядом. Вдруг куколка лопнула и из неё очень быстро выдвинулась бабочка. Она выползла из куколки и села. Сердечко новорожденной бабочки сильно билось. Кровь толчками нагнеталась в маленькие крылья. Они стали изгибаться и быстро вытягиваться. Крылья вытянулись, но были мягкими и тихо раскачивались под нежным ветерком.
        Зачарованный произошедшим превращением кузнечик не мог вымолвить ни слова. Вскоре крылья бабочки окрепли, и она взлетела.
        – О-о-о! Как ты прекрасна!
        – Ничего особенного! Бывают и более красивые бабочки!
        – Нет! Нет! Ты самая красивая! Я счастлив с тобой дружить! Не улетай!
        – Конечно, не улечу. Мы же друзья. Я умею ценить дружбу и не бросаю друзей.
        – Спасибо тебе, Гусеничка, то есть теперь уже Бабочка! По-дожди немного. У меня тоже должны вырасти крылья. Будем вместе летать.
        – Хорошо, мой друг. Подожду.


        И она подождала. Кузнечик ещё раз слинял и стал взрослым. Теперь у него были большие крылья, но летать как Бабочка он не смог. 
        – Не расстраивайся, кузнечик. Я всё равно люблю тебя. Ты мой верный друг.
        – Бабочка, я хотел бы летать вместе с тобой, но не могу.
        – Зато ты можешь играть на своей скрипочке.
        – Могу. Но это же не трели соловья, – опустил усики кузнечик.
        – Ты не соловей, но ты мой друг. И я счастлива от того, что ты играешь именно для меня. Играй! Доставляй мне радость!
        – Спасибо тебе, бабочка, - радостно вздохнул кузнечик и заиграл на своей скрипочке.


        Так и стали они жить. Каждый вечер Кузнечик сидел на кусте и играл на скрипочке. Жук на земле говорил, что Кузнечик просто стрекочет. Шмель ворчал, что своей трескотнёй Кузнечик только спать мешает. А Бабочка дремала на листочке и слушала скрипку Кузнечика. Он играл для неё, и не было ей лучше музыки, чем простенькая игра Кузнечика на скрипке. В ней Бабочка слышала столько любви, что она была прекрасней всех трелей соловья.