Философия природы у Пришвина и Паустовского...

Сергей Сиротин
Философия природы в творчестве
Михаила Пришвина (1873-1954гг.) и Константина Паустовского (1892-1968гг.)
(Лекции для…)

Нужно вообще усилие к тому, чтобы оградить нашу природу от разорения и обезображивания. Красота земли должна быть одним из могучих факторов при воспитании нового человека.
К. Паустовский

Два писателя, начавшие свой творческий путь ещё до года революций и сделавшие очень много для запечатления в сознании современников естественной природной красоты окружающего человека живого мира. Оба они много раз и как всегда безрезультатно предупреждали людей о их кровной связи с окружающей природной средой, о связи изменений в природном балансе с изменениями в психогенном здоровье человечества…
В своих книгах о природе Пришвин не был просто описателем её красот: он следовал философии «естественного человека», которую до него разрабатывали и продвигали мыслители всех времён, от Диогена до Руссо, Л. Толстого и Ганди. Писатель был искренне убеждён, что каждый человек только затем и родится, чтобы прибавить какую-то чёрточку к картине бытия. Вот, например, целая философская система жизни из «Корабельной чащи»: «Не гоняйтесь поодиночке за тёплым счастьем! Счастье приходит от понимания…»
Читателю хорошо и комфортно с произведениями Пришвина и Паустовского: в их интонациях, красках чувствуется любовь к миру, неприязнь к тому, что уродует природу и самой планеты, и человека.
М. Пришвин своими произведениями: «В краю непуганых птиц» (1907 год); «За волшебным колобком» (1908 год); «Журавлиная родина» (1929 год); «Кладовая солнца» (1945 год); «Корабельная чаща», «Глаза земли», «Осударева дорога» (1954 год); открывал миллионам людей русскую природу как глубокий мир тончайшей, светлой поэзии. Природа в изображении писателя обогащает образами и мыслями, облагораживает ясностью жизни, увиденной и прочувствованной автором. Важно, что М. Пришвин воспринимает природу в органической связи с человеческими представлениями, настроениями и думами о бытии…
Сразу после революции 1917 года порвал с обыденной жизнью горожанина и ушёл за русским словом на север, прервав свою биографию учёного-агронома, сделавшись писателем живой жизни природы, изобразителем и описателем красоты первозданной земли. Он ясно видел привычное в непривычном и особенное в, казалось бы, повседневном. Продолжив традицию русских учёных, обладавших писательским даром, разъяснявших людям суть явлений природы и общества, Пришвин следовал примеру таких великих естествоиспытателей, как Пржевальский, Менделеев, Тимирязев, Арсеньев, Ферсман, Обручев и многие другие, коими не оскудевала российская земля.
Писатель имел довольно обширные и глубокие знания в науках: этнографии, фенологии, ботанике, зоологии, агрономии, метеорологии, орнитологии, фольклоре, географии, краеведении, истории. Эти его знания органически вошли в художественную ткань его книг, где он использовал их для более образного и точного осмысления своих конкретных наблюдений. Михаил Пришвин – фанатик познания, ведущий читателя по прекрасным уголкам России, заражая его любовью ко всем проявлениям существующей в ней жизни. Все его «географические произведения» объединены одним героем – ищущим, пишущим, неспокойным человеком-исследователем, достойным уважения за великое внимание к родной земле. Прозу писателя можно назвать разнотравьем русского языка. К. Паустовский писал об этом: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем.»
Сам Константин Паустовский начинал свою литературную стезю в городе Одессе, когда романтика угольных пароходов стучалась в сердца российских мальчишек. Уже тогда его произведения отличались неожиданным интересом к странствованиям и открытиям новых земель, и точным описанием увиденных глазами героев экзотических пейзажей.
В произведении «Белые облака» Паустовский широко использует в описательных отрывках приём антитезы, когда один и тот же пейзаж дан во сне и наяву, олицетворяя мечту и действительность, а читатель видит всю огромную разницу между желаемым и реальным. Писатель привлекает внимание читателей к уже проявившимся тревожным последствиям для земной живой жизни наступления цивилизации. Он одним из первых заговорил о варварском истреблении лесов, порче и загаживании рек, загрязнении воздуха и о необходимости мер для прекращения всего этого.
Первый роман Паустовского «Романтики» написан в 1923 году, в нём, как и в более позднем «Блистательные облака» 1929 года проявился интерес автора к таким человеческим чертам, как доверие, высокомерие, благородство и взаимопонимание. И раскрытию главных тем романов способствовали прекрасные яркие и красочные описания романтических пейзажей южного моря.
В 1932 году Паустовский пишет повесть «Кара-Бугаз», где высказывает идею о плотине, отделяющей солевоспроизводящий залив от вод Каспийского моря. Позднее пишет повесть «Колхида», о преобразовании болотистых зарослей субтропиков в плодородные земли. И во всех произведениях писателя мир человека и мир красоты природы синонимичны, и если нет добра и красоты в человеке, то и в описании природы появляется катастрофический диссонанс, так как сие по мнению автора связано единством происхождения жизни. Действие большинства произведений писателя происходит на природе: Чёрное море, играющее зелёной волной, Мещерская сторона в шелесте листвы, Каспий и природа Грузии – везде Константин Паустовский проводит мысль о взаимозависимости человека и природы.
И Паустовский и Пришвин считали природу не только физической, но и духовной праматерью человечества и оба предупреждали о катастрофичности расхождения и разрыва интересов человека и мира природы, о хрупкости биологического поля планеты и каждого отдельного уголка Земли, о разрушительной неразумности человечества, нарушающего себе же во вред и зло биологическое равновесие природы…

С.М. Серотян. Напечатано 16. 07. 2019