Выбор души. История дочери Засса c дополнениями

Казбек Сиюхов
История эта произошла в период с 1835г. по 1842 г. В 1835 году полковник Засс был утвержден начальником кубанской линии и переехал жить в крепость Прочный Окоп(1). Общеизвестна кровавая деятельность Засса на Кавказе, но речь не об этом.

Дело в том, что в Лабинском укреплении вместе с ним была его дочь. Адыги, в дипломатических целях, как мы увидим ниже, выкрали дочь Засса и увезли в глубь своей территории. Кражу совершил Али Цирхиж (Хырцыж - по-адыгски)(2). Он держал ее у себя целый год, сохраняя ее честь. За это время ее познакомили с жизнью черкесов, с обычаями, традициями вынужденно воюющего народа. Учили ее языку черкесов, этикету (Адыгэ Хабзэ). Ее научили танцам и вышивке золотыми нитями(дэнлъэч хэдык1э). Она увидела и почувствовала уровень высокой общественной жизни народа, с которым воевал ее отец, и она прониклась симпатией.

И в один прекрасный день, с полагающимися почестями, черкесы вернули дочь отцу. Смело подъехали к укреплению и остановились. Увидев свою дочь живой в окружении черкесов, Засс отдал приказ всех уничтожить. В это время, его дочь выхватила серебряный кинжал, подаренный ей Алием, и пригрозила убить себя, если хоть один волос упадет с его головы. Зассу пришлось отменить приказ, и Али со своими сопровождающими уехал.

Засс, затаив злобу преследовал Цирхижа около полугода. По информации, имеющейся в интернете, Али Цирхиж был убит во время танца на игрищах. Даже смертельно раненый он продолжал танец, чтобы не выказать неуважение к старейшинам и собравшимся!

На этом история вроде бы заканчивается. Но вот, что рассказывает мой дядя - Сиюхов Джамбеч,со слов своей матери.

Кражу, вместе с Алием, совершили Хатокшоко Магомет Аша(3) и третий Лlы Гурэ(4). Планируя мероприятие, были распределены роли. Лlы Гурэ, как знаток местности, отвечал за безопасный подход к укреплению, где проживала семья Зассов и установление наблюдения. На Хатокшоко Магомет Аша возлагалось совершение кражи девушки и безопасный уход от возможных преследователей, с обязательным условием, что девушке не будет причинено ни малейшего вреда. На Алия Цирхижа возлагалась миссия максимальной задержки преследователей и при необходимости принятие боя, т.е. отвлечения внимания на себя.

Ведя наблюдение друзья, установили, что после обеда, группа девушек, вместе с дочерью Засса, Марией, обычно гуляли, под охраной, на опушке леса, неподалеку от укрепления. Там же, протекала река, где девушки купались.

Али выехал верхом из леса, так чтобы его сразу увидела охрана, которая тут же бросилась ловить незваного гостя. Воспользовавшись замешательством, Хатокшоко Магомет Аша схватил дочь Засса и скрылся вместе Лlы Гурэ. При этом, Хатокшоко Магомет Аша не посадил девушку на коня, а нес ее, посадив на свою левую руку. Также, упоминается, что во время переправы через реку, он держал ее на руке таким образом, что ни ее тело, ни даже платье не коснулось воды!

Благополучно прибыв в аул (вероятно аул в котором проживал Али Цирхиж), было объявлено, что девушка является гостем, и обходится с ней нужно подобающим образом. Что и было сделано. За время пребывания в гостях (один год), девушку оберегали и ей не было причинено никакого вреда. Напротив, она учувствовала во всех праздничных мероприятиях, проводимых в ауле и, даже, за его пределами. Вместе с Алием Цирхижем, она посетила несколько свадеб, учувствовала в развлекательных молодежных мероприятиях. Али ей все время говорил: «Смотри, это мой народ. Он не хочет войны. Мы хотим просто мирно жить. Посмотри сама и убедись». Марию, именно, для этого и выкрали, чтобы показать истинные намерения черкесов – не воевать с русскими, но жить с ними в мире.

Вероятно, Мария, имела способность к языкам, потому что, по истечении года, она вполне сносно изъяснялась по черкески и, максимально, насколько это было возможно за один год, изучила обычаи черкесов. По крайней мере, ее очень хвалили, за знание языка и черкесского этикета (а, это я вам скажу, целая наука. Об этом очень хорошо рассказал в своей передаче Юрий Сенкевич "Тайна Адыгства / Потомки Нартов / Этикет Адыгов").

Через год, было решено вернуть девушку отцу. На что Мария отреагировала крайне отрицательно, так как хотела остаться среди черкесов. Но, Али был неумолим. Марию, одетую в адыгскую женскую одежду, с подарками, трое друзей привезли именно на то место, откуда ее забрали год назад. Их тут же окружили, хотя они и не пытались скрыться.

Мария выхватила кинжал и пригрозила, что убьет себя, если черкесам будет причинен вред.

Тогда, Засс, сказал дочери, что если их не убивать, то придется наградить. Золото, деньги, что им нужно, спросил он? Им не нужно твое золото, ответила она, подари им коней. Засс предложил Цирхижу и его друзьям выбрать любых коней из необъезженных, которые находились тут же в загоне. Друзья зашли в загон и несколько раз выстрелили в воздух. Несколько лошадей, наиболее резвые перепрыгнули ограду и убежали в поле. Друзья поймали себе по одному коню.

Через некоторое время Засс и его дочь вернулись в Россию. Мой дядя говорил, что его жена уехала в Париж (?), а вот дочь оставила отца и вернулась на Кавказ. Она приехала в дом к Цирхижу, но к тому времени Алия уже не было в живых. Она осталась жить в его доме. Ей дали другое имя – Мира. Сколько она там прожила неизвестно, но к ней посватался представитель знатного черкесского рода и она вышла за него замуж. Со слов моего дяди, в нашем ауле проживают потомки этого брака.

Мною было изучено множество источников, однако официальных материалов, касающихся судьбы жены Засса и его дочери Марии, я, к сожалению,  не нашел.

1 – Прочноокопская — станица в Новокубанском районе Краснодарского края.
Апрошынэ (адыг.) – так черкесогаи называли станицу Прочноокопскую).
Черкесогаи (самоназвание «hay», рус. «хай», «эрмелы», также «горские» или «закубанские» армяне; черкесармяне; черкесские армяне — этническая группа армян, обосновавшаяся с XV века на территории Северо-Западного Кавказа (современный Краснодарский край и Республика Адыгея). Многовековое проживание в адыгской языковой среде привело к образованию особого этнолекта. В отличие от армян Армении, антропологически принадлежат к северокавказскому типу (прямой нос, высокий рост). В первой половине XIX века начали переселение на равнинные российские территории, где основали город Армавир. В настоящее время наиболее высока концентрация черкесогаев в городах Армавир и Майкоп.

2 – Али Цирхиж (Хъырцыжъ) – черкесский (абадзех) воин, известный, в том числе, как организатор вышеупомянутой истории. Есть песня: Хъырцыжь Алэ и орэд/Circassian epic song/Черкесская героическая старинная песня Али Цирхижа.

На карте Черкессии от 1830 года, на реке Шахе, неподалеку от аула Орданэ (Вардане), указан аул под названием Хъырцыжъ.

Вот что пишет Ислам Озроков 7 авг 2020 на страничке "Aдыгэ" ВКонтакте "ИСТОРИЯ ЧЕРКЕССКИХ АУЛОВ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ":

Село Харциз Первый (Хъырцыжъ).
До 1864 года на месте нынешнего села существовали черкесские поселения, которые были заброшены в результате мухаджирства, вызванного окончанием Русско-Кавказской войны.
Точная дата основания современного села неизвестна. Возможно русские переселенцы начали его заселять ещё в начале XX века. Название села происходит от адыгского дворянского рода — Харциз (адыг. Хырцыжь), которые раньше проживали в этой местности. Название рода закрепилось за местностью, а позже было присвоено новому селению основанному здесь.

Исходя из вышеуказанного, можно предположить, что аул Хъырцыжъ является родовым аулом Али Цирхижа (Хъырцыжъ).


3 – Хатокшоко Магомет Аша - Атажукин (Хатокшоко, по черкесски) Мухаммед (Мухамад-Аша) (около 1805/1806—1846) — кабардинский князь. Сын Асланбека (Росланбека) Мисостова — одного из лидеров освободительного движения в Кабарде в первые десятилетия XIX в. В одном из боев Атажукин был тяжело ранен в руку – правая рука стала немного короче (отсюда прозвище Ашэ — адыг. сухорукий).

В истории похищения дочери Засса, как участника, часто упоминается КУШУК АЖДЖЕРИ. На мой взгляд, в том числе со слов моего дяди, участником бы, все-таки, Хатокшоко Магомет Аша, но не Кушук Ажджери. Как известно, Кушук Ажджери погиб В 1829 году, в одном из сражений на реке Уарп (Уруп), получил тяжелую рану, от которой и скончался. Засс же переехал в Прочный Окоп в 1835 году.
 
Вот что пишет Алоев Тимур Хазраилович в журнале «Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований» № 4-1 (43), НАЛЬЧИК , 2019г., «ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ» :

«Предстающая ввиду недоступности (по крайней мере, на данном этапе) письменных источников в которых фигурировало бы имя Хатокшоко Магомет Аша последующее пятилетие его жизни на первый взгляд образуют биографическую цезуру. Однако обращение к черкесскому фольклору и препарирование его данных в соотнесении с общей канвой военно-политической динамики в регионе в котором хаджретский фактор на десятилетия стал определяющим, думается позволяет эксплицировать позицию рассматриваемой фигуры в тогдашней актуальной политической повестке. Выстраивая отправную точку рассуждений о жизнедеятельности персонажа и реконструкции социального облика Магомет Аша в этот период правомерно избрать вариант опубликованной в 1918 г. в газете «Адыгэ макъ» песни «Ажьджэрий и къуэ Кушыкупщ» («Князь Ажджериюко Кушук»). Она начинается так: «ЗекIуэ шухэр щыдэшэсыкIкIэ, Шу джакIуэхэр (уэ) кIэлъагъакIуэ; Пхъэр шухэр къыщыкIэлъыкIуэм, Iэрубыдхэр къытхухэзыш, – А шур хэтхэ ящыщ жыпIэмэ, ХьэтIохъущокъуэ Мыхьэмэт Iэшэщ!» В работе З.М. Налоева «Адаб Баксанского культурного движения» (Нальчик, 1991) дается следующий перевод данных строк: «Походные всадники, когда на коней садятся, Всадника-приглашателя за ним посылают; Всадники погони, когда за тобой шли, Пленных кто нам выводит – Это всадник из рода какого, если спросишь, Хатокшоко Магомет Криворукий это!» [Налоев 1991: 282–285] Ключевое значение с точки зрения задач настоящего текста имеет редакторская ремарка к этой песне, важность которой оценили в свое время Б.М. Керефов, и Р.У. Туганов [Торнау 1999: 408]. Публикуя песню, Нури Цагов посчитал необходимым предварить ее текст следующими пояснениями: «В старину кто бы [из отряда] ни совершал подвиг, [песню] заказывали на имя старшего. Эта песня о Хатокшоко Магомете Криворуком [хотя главным ее героем является Ажджерия сын Кушукупш] [Налоев 1991: 284]».

Таким образом, в черкесском фольклоре, вполне мог упоминаться Кушук Ажджери (Ажджерия сын Кушукупш), но в вышеуказанном событии принимал участие, именно,  Хатокшоко Магомет Аша.

В 1846 году, сопровождаемый лишь тринадцатью таких же, как он, решительных воинов, Хатокшоко Магомет Аша захотел совершить нападение на Ставрополь, что было поступком дерзким, стоившим ему жизни. Было проведано о его приближении; скоро он был окружен казаками. Князь, сказал своим путникам, что вернет их «живыми или мертвыми», совершил пред ними краткую молитву и бросился на кольцо, его окружавшее. Он прорвал его, но заметил, что оказался без своих людей; возвратился, прокричал им вселяющие бодрость слова и вновь присоединился к ним. Он трижды возвращался и вновь сходился с ними. Слышны были его крики ободрения. Все более и более теснимый он погибает вместе со всеми своими спутниками. Лишь один, будучи раненым, спасся и рассказал о происшедшем; но он был встречен с презрением. В черкесской песне, что  сложили в честь князя, сказано: «Он пал близ крепости Чет-Кале (черкесское название Ставрополя), окружённый своими врагами, наш Мохаммед-Аше, рыцарь Бога. Своей; мужественной; смертью он возвысил славу нашего дворянства (Уорк напе хехахо).

4 – Лlы Гурэ – черкес, друг Али Цирхижа. Личность не установлена.