Александр Розенбаум Я давно уже не суечусь. Инт

Татьяна Феоктистова Первая
Ни за кем в своей жизни и так не бегала, как за Александром Розенбаумом!
После полугодового общения с его помощниками я прочувствовала весь  ритм  его жизни и уже была согласна на интервью где угодно и когда угодно.
Получив предложение сопроводить его в машине из Останкино на Мосфильм, я уже не привередничала. 30 минут эксклюзивного общения с артистом, который только что отметил свой юбилей – о чем еще могла я мечтать?

- Александр Яковлевич, 60-летие – это хороший повод, чтобы приостановиться и подвести какие-то итоги. Вы достигли всего, чего хотели?
(Розенбаум держит долгую паузу. Неспешно достает из кармана сигареты)
- Ничего, если я закурю?
- Да курите на здоровье!
(Артист улыбается шутке и задумчиво смотрит в окно машины)
- Знаете…всего достичь ведь нереально. Если человек думает, что он всего уже достиг, ему надо в психбольницу. Потому что он не понял в жизни главного: нет предела совершенству…
- Тогда поставлю вопрос иначе: чего бы хотелось еще достичь Александру Розенбауму – музыканту и человеку?
- Хочется написать еще новые песни, сделать новую программу и поработать с хорошими коллективами, с которыми я дружен. Например, с хором имени Пятницкого, или с оркестром Мариинского театра п/у моего друга Валеры Гергиева.
А еще до ужаса как хочется построить деревянный сруб где-нибудь в диком месте, купить пару лошадей, штук семь собак и проводить нам намного больше времени, чем где-либо.
- Ну-у! Для этого вам придется изменить сумасшедший график жизни. А вы, похоже, к этому не готовы. Вон сколько всего хотите. Вот я и думаю: не размывается ли в суете ваших повседневных забот самое главное, что нельзя потрогать руками?
- Вы имеете ввиду мою семью?
- Ну, например.
- Нет. Не размывается. Только я не согласен с формулировкой «суета». Это не суета. Это, извините, моя работа!
Я вообще давно уже не суечусь. Потому что суета – она сродни бесцельному времяпровождению. Бегаешь без толку, суетишься, не знаешь, куда себя приложить.
А я знаю, куда себя приложить. И если бегаю, то только с концертами. Или с людьми встречаюсь, которые ко мне хорошо относятся или для которых я вообще живу.
- Вы имеете ввиду свою семью?
- И семью и свою публику. Не забывайте, ведь я артист.
Да, я согласен, что при таком графике жизни общение с семьей сужается. Но это неизбежная жертва, которую платит каждый артист – конечно, при условии, что он отдается своему делу полностью.
Но, знаете…Семейные ценности, если они есть, они не размываются. По крайней мере у меня.
- Жена ваша долго привыкала к тому, что вы – народный артист Розенбаум?
-  А она не выходила замуж за народного артиста. Она выходила замуж за студента медицинского института. И я для нее всегда был любимым человеком, серьезно занимающимся своим делом. Я и на «Скорой помощи» сутки через сутки работал. И меня тоже мало видели дома. Так что где бы я ни работал, я работал всегда много и тяжело. Я вообще считаю, что настоящий мужик должен полностью отдаваться выбранному им делу.
- «Ну а девушки…»?
- «А девушки потом!» (Улыбается)
- Вы какой-то очень закрытый для артиста человек. Вот, например, если бы не программа НТВ, подготовленная к вашему юбилею, публика не узнала бы, что у вас есть такая симпатичная жена-рентгенолог, да взрослая дочь, да зять, да еще пара внуков. Странно, что в других интервью вы говорите, что вы человек одинокий, «волк». Скромничали?
- Ну. во-первых, у каждого волка есть своя волчица. От этого никуда не деться, так уж природой устроено.
А, во-вторых, мы же ведь не гламурные люди, чтобы свою личную жизнь выставлять в качестве разных пиаровских приманок.
И я, и моя жена, и мои дети и внуки – все мы совершенно обычные люди. И к тому же питерские.
Я не сторонник тащить на все телеканалы, куда меня приглашают, свою семью. Для чего? Им это не нужно. Вот случился у меня круглый юбилей, публика посмотрела на мою семью. Ну и достаточно.
- Вы первый раз вывели семью в свет софитов?
- Нет, 10 лет назад еще выводил. На свое 50-летие. И больше не нужно, думаю. Что их разглядывать?
- Ну не скажите! Публике всегда такие вещи интересны.
- Может быть. Но они не интересны нам! К тому же жена работает в психиатрической больнице, так что у нее, как говорится, своя публика есть.
- Бытует мнение, что для крепости семьи жене полезно время от времени по мужу поскучать. Дескать, это очень скрепляет долгие семейные отношения.
- Это так. У нас, по крайней мере, это именно так. Но я вам скажу честно: женой известного артиста быть непросто. Очень непросто! Поэтому лично я готов своей супруге поставить при жизни памятник. «За терпение и мудрость». И за то, что она проявляет эти качества более 35 лет.
- Много ли есть людей на земле, которых вы по-настоящему любите, помимо семейных?
- Да…(Уходит в свои мысли)
-Везёт вам! А вот у меня таких людей немного совсем. Всего два настоящих друга и есть. И это при миллионе знакомых и приятелей.
(Артист разворачивается ко мне с интересом). Простите, как вас?
- Татьяна я по-прежнему.
_ И это ведь правильно, Таня. Ты молодец! Знаешь, у меня в жизни то же самое. Знакомых – океан. Приятелей – море. Товарищей – озеро. А друзей – маленький родник. И практически все они родом из детства.
- А в зрелом возрасте настоящие друзья не приобретаются, что ли?
-  Редко. Но бывает. Например, у меня есть друг, который появился в середине моей жизни – Борис Громов. И я точно знаю, что вот он – настоящий.
- А остальные ваши друзья – все родом из детства?
- Большинство. И еще из института. Вот сидит в этой машине мой верный друг – Игорь Михайлович Портков, мой помощник. Он со мной уже более 25 лет. Как говорится, «и днем, и ночью». Учитывая, что мы абсолютно гетеросексуальные люди! (Смеется).
- Раз уж разговор зашел о гетеросексуализме, спросить хочу. Наша с вами первая встреча случилась в Кремле на «Шансоне года». Увидев вас в фойе, я призналась вам в любви. Сказала и убежала. А вы опешили, остановились даже. Вам что же, женщины перестали признаваться в любви?
- Ну почему же. Просто я тогда остановился, потому что…это ведь всегда приятно, согласитесь. Я вам верю, Таня. Это хорошо!
- Жена-то не ревнует к таким выходкам ваших поклонниц?
- Может и ревнует. Но она, как говорят, в Одессе, «знает, с кем имеет». На то она и мудрая женщина артиста.
- К слову о любви. Вот я никак не могу понять, как вы – артист, бывавший в зонах военных действий, написавший «Черный тюльпан», в прошлом врач и позволяете себя охоту на кабанов и разный птиц? Ну вот какая такая философия может оправдывать сам факт убийства, а?
- Объясняю. Я после войн разных, уже давно не охочусь на боровую дичь (глухари, тетерева, рябчики, куропатки – прим.авт). А также не охочусь на хищников типа волков и медведей. Я могу теперь охотится только на уток, которые «летят высоко». И еще на кабанов, потому что свинья – она и в Африке свинья.
И второе, что важно. Есть охота промысловая, есть спортивная, а есть - убийство.
- Сейчас вы скажете, что вы, конечно же, спортивной охотой занимаетесь…
- Конечно! Я ведь беру на охоте только для своего желудка и не более того.
- Но вы же страдаете от голода, верно? И всех этих уток-кабанов можно в магазине купить.
- Поясняю. Свежее кабанье мясо ты никогда в магазине не купишь. Равно как и утку. Свежее мясо неизмеримо вкуснее и полезнее.
И потом, я вообще охочусь очень редко, к сожалению. Но я оправдываю охотников, которые охотятся либо для собственного пропитания (как я), либо если они промысловики. Это нужно для страны в целом, ведь кушать-то хочется всем. И вам, между прочим, в том числе.
- А есть другие охотники. Которые собираются вместе, берут в лес ружья, собак, водку. И охота для них своего рода мужское развлечение, самоутверждение, что ли…
- Я таких охотников не поддерживаю. Хочешь пострелять – иди в тир.
Нет, я не из их числа. Если мы с товарищами идем на охоту, мы убиваем кабана только для того, чтобы его съесть. А остатки мяса – кабан-то здоровый! – мы отдаем в какие-то социальные учреждения. Разумеется, бесплатно.
- Вам не приходила мысль написать песню от лица подстреленной вами птицы или того же кабана? Ведь и у животных есть душа.
- У меня есть уже такая песня. От имени волков. «Охота» называется. Но, знаете, Таня, вы меня не разжалобите на эту тему, даже и не пытайтесь.
- Да, вы крепкий орешек. Ладно, давайте тогда о детях говорить. Хочу спросить как практикующая мама. Как и что нужно сделать для ребенка, чтобы он стал в жизни порядочным и честным человеком? Или достаточно его просто любить, а нормальная генетика сама выведет?
- А у вас, я вижу, в этом смысле проблема?
- У меня в этом смысле дочь, которой 13 лет.
- Если у вашей дочери хорошая генетика, то это, конечно, будет ее сильной стороной, она выведет. В генетику я верю.
Но, кроме этого, есть еще, знаете ли, и личный пример. И отношения, которые приняты в семье.
Вот если вы с мужем колотите друг друга сковородкой, а хотите, чтобы дочь выросла правильным человеком, то и не обольщайтесь.
Если вы воспитываете дочку одна – такое тоже ведь бывает – и приводите в свой дом разных мужиков, то з ребенка тоже ничего хорошего не выйдет. И не стоит думать, что, мол, вырастет – поймет. Она конечно вырастит. Но будет проецировать в своей жизни именно то, что она видела в своем детстве.
То есть всё, что ребенок видит на примере семьи, все потом отпечатается в его жизни. Это я все к тому, что личный ваш пример может оказаться даже сильнее генетики.
- Ну а как насчет душеспасительных бесед с детьми? Это действенно, на ваш взгляд?
- Разговаривать с ребенком обязательно нужно.  Но главное не переусердствовать. И не надо детям запрещать смотреть какие-то дурацкие передачи по телевизору. Надо просто объяснить, что это за передача такая на самом деле, чтобы ребенок стал самостоятельно отличать хорошее от плохого. Вот тогда дети не будут смаковать гнусности чужой жизни «за стеклом» или ужасы, которыми нас так щедро подчуют. Поняв природу вещей, нормальный ребенок сам сделает правильный вывод, а ваше личное отношение к гнусности только ускорит процесс понимания.
- Спасибо за совет. Александр Яковлевич, я вот знала людей, не столичных, которые так любили ваше творчество. Что даже попросили у вас разрешения считать вас членом их семьи. Это что, чудачество такое?
- Ну почему же. Таланты и поклонники существовали всегда. Я вот, например, если бы мог попросить Эрика Клептона разрешить считать его членом моей семьи, я бы тоже это сделал! И даже завел бы у себя дома уголок его имени. И никакого чудачества – это просто греет душу. Тут главное не перебарщивать, не стать слепым и сумасшедшим фанатом.
- А у вас есть такие фанаты?
- Сумасшедшие фанаты есть у всех артистов. Но у меня их на порядок меньше, слава богу.
- А в чем проявляется уважение ваших поклонников, интересно?
- Мои никогда не рвут на мне одежду на улице.
Вот давайте сейчас припаркуемся и выйдем из машины и вы увидите, что из ста встреченных нами людей семьдесят точно знают, что меня зовут Александр Яковлевич. Вот это и есть высшее уважение.
Я еду мимо города Пласт, что на Урале, выхожу из машины на обочину дороги, чтобы купить у бабулек полведра яблок. А они мне говорят: «Здравствуйте, Александр Яковлевич! С приездом!». Вот это и есть истинное уважение к артисту со стороны его поклонников. Мне больше и не надо.
- Александр Яковлевич, вы человек современный? Я вижу у вас на коленях iPad…
- Да, здесь у меня всё! Но интернетом я предпочитаю пользоваться как справочным материалом. И еще на сайт свой персональный захожу отсюда же. Мне как раз к юбилею ребята обновили сайт, так что я теперь захожу сюда, чтобы пообщаться со своими поклонниками.
- Я слышала, у вас в загашнике есть столько новых песен, что если их все издать, хватит на несколько альбомов сразу. Это правда?
- Если все это издать, будет, думаю, еще дисков двадцать, не меньше.
- Когда же вы все это успеваете делать, если даже интервью мы пишем в вашей машине, которая мчится из пункта А в пункт Б?
- Успеваю. Вот если бы я сейчас не давал вам это интервью, я, может быть, успел бы еще что-то важное написать.
- Поняла. Я вам надоела.
- Ну почему же, Таня, это ведь тоже работа, я понимаю.
- Тогда я хочу сказать вам спасибо.
- За интервью, что ли?
- За то, что являясь народным артистом России, вы не считаете себя звездой и не позволяете себе разные понты.
- Это нормально. И потом, ну какая я звезда? За всю нашу историю у нас была только она звезда – Любовь Орлова. А я – артист, вот и все. Потому не надо клеить мне разные дурацкие ярлыки типа «звезда», «мэтр шансона» и прочую лабуду.
- Как же про вас написать-то?
- Напишите просто: «По улице шел Артист Александр Розенбаум». Только слово «артист» напишите, пожалуйста, с большой буквы. И это будет самое высокое звание, которое меня устроит…

(Артиста Александра Розенбаума в машине сопровождала Татьяна Феоктистова).
2013 год, для журнала «Время шансона» № 13