Как Гитлер песни запрещал

Дмитрий Савостин
Сегодня много внимание уделяется сравнению танков, пушек, самолетов и другого оружия, которыми воевали во время Великой Отечественной войны. Но никто не пытается сравнивать песни, которые пели и слушали противоборствующие стороны . Мы восполним этот пробел, и обещаем, что читателей ждут интересные открытия.

Мало кто знает, что во время войны Гитлер пытался запретить грустные песни, которые, по его мнению, снижали моральный дух немецких солдат и мирного населения. Этот вывод логически вытекал из идеологии гитлеризма, объявившего немцев сверхчеловеками и "белокурыми бестиями". А бестии (то есть бесы), как известно, должны быть всегда бодрыми, не знающими усталости, жалости и печали. Поэтому и песни, как считал Гитлер, нужны его сверхчеловекам такие же.

В целом, борьба с "упаднической песенной лирикой" завершилась в гитлеровской Германии полной победой гитлеризма - грустные песни были вычеркнуты из списков радиостанций и репертуаров немецких исполнителей. За исключением знаменитой "Лили Марлен", в которой очень трогательно поется о том, как солдат прощается со своей девушкой у ворот казармы. Несмотря на запрет, эта песня продолжала пользоваться среди немцев на фронте и в тылу огромной популярность. Но это была капля в море бравурных маршей и героических гимнов, призванных музыкально оформить покорение арийскими сверхчеловеками остального мира.

Ошибка Гитлера заключалась в том, что немцы, как не старались нацисты, так полностью и не смогли превратиться в бестий и сверхчеловеков. А человек, тем более солдат, не может все время пребывать в приподнятом, мажорном настроении. Человеческая психика так устроена, что для нормального функционирования ей требуется смена полярностей. То есть радость должна сменяться печалью, ненависть - любовью и так далее... Иначе наступает психологическая усталость, или простым, не научным языком - отупление. А тупой солдат хорошо воевать не может.

И здесь мы попутно подходим к объяснению одного парадоксального феномена, заключающегося в том, что во время Великой Отечественной среди гитлеровских солдат большой популярностью пользовались такие русские и советские песни, как "Из-за острова на стрежень" и "Катюша". Своих-то таких им остро не хватало, а душа, которая в них, несмотря на нацистскую обработку, все еще жила, требовала человеческого. Вот они и выводили на своих губных гармошках задушевные русские и советские мелодии.

Совсем другое отношение к лирическим песням существовало в Красной армии и, в целом, в СССР. Да, некоторые перестраховщики из числа представителей советской власти, впрочем, не очень высокого ранга, кое-где иногда у нас порой пытались, что называется, вставлять палки в колеса лирическому песенному творчеству, но это не носило и не могло носить того системного характера, который имел место в гитлеровской Германии. Во-первых, потому что Великая Русская Культура всегда оказывалась сильнее любых идеологических запретов. А, во-вторых, руководивший в то время советским государством Иосиф Виссарионович Сталин, как и весь советский народ, очень любил лирические песни. Вот и звучали, наряду с маршами и гимнами, на советской передовой и в советском тылу такие шедевры лирического песенного искусства, как "Темная ночь", "Землянка", "Дороги", "Офицерский вальс", и старые, дореволюционные "Раскинулось море широко", "На муромской дорожке", "По диким степям Забайкалья" и множество других замечательных песен, внесших значительный вклад в нашу Великую Победу над нацизмом.