Ильинский крестный ход впечатления участника

Галина Вадковская
Ильинский крестный ход по храмам Россошанской и Острогожской епархии начался в Репьевке

  Шестой Ильинский казачий крестный ход с иконой "Спорительница хлебов" начался 7 июля от храма апостолов Петра и Павла в селе Репьевка.

   ...Репьевка - красивое и очень большое село, которое находится на реке Потудань, притоке Дона, в двух часах езды от Воронежа.
Из поколения в поколение крестяне на плодородных воронежских просторах выращивали пшеницу и рожь. И потому так усердно молились они Богу о даровании урожая, об избавлении от засухи. Земледелие было делом их жизни. Вот как об этом писал лауреат Нобелевской премии, уроженец Воронежа, Иван Алексеевич Бунин в стихотворении "Пахарь":
Легко и бледно небо голубое,
     Поля в весенней дымке. Влажный пар
     Взрезаю я - и лезут на подвои
     Пласты земли - бесценный Божий дар...

 

 

Немного истории. В книге В. А.Прохорова "Вся Воронежская земля" сказано: «Из документальных источников известно, что в 1721 году Репьёвка уже имела церковь». 

Начиная с середины 18 века Репьевка принадлежала вельможе и известному дипломату Петру Ивановичу Репнину, а потом его двоюродному брату, полководцу, участнику многих походов, Николаю Васильевичу Репнину (Репнин отличился в битвах при Ларге и при Кагуле и 27 июля 1770 года по инициативе Румянцева был награждён орденом Святого Георгия 2-й степени). Есть предположение, что название села связано с фамилией его владельцев.

Современный каменный храм был построен в 1877 году. Прежняя Петропавловская церковь стояла восточней теперешней. Храм возводился 37 лет, с 1841 по 1877 год методом народной стройки, в основном, на деньги прихожан и благотворителей. Для возведения храма в специальных ямах гасили известь от 10 до 15 лет. С северной стороны церкви были вырыты ямы, в каждой яме штырь (медный), на котором выбит год, когда загасили известь. Строили церковь в две очереди: сначала звонницу и переднюю часть, так называемую женскую, наиболее удаленную от современного алтаря, после заднюю. Церковь Петра и Павла в конце ХIХ века Кирпич для постройки храма делали в Репьевке. 

 

Кирпич называли пяточным, его делали следующим образом: делали определенную пропорцию песка, глины и воды, клали раствор в специально подготовленную рамку и вбивали пятками, чтобы уплотнить, затем обжигали. 

В 1877 году храм был освящен. Через 20 лет на колокольне храма укрепили колокол весом 317 пудов (5 тонн). Голос его был слышен за 50 км. До сих пор в народе бытует легенда, будто бы колокол храму подарила царица. Возможно, это преувеличение, но мощный и густой звон его долгие годы плыл над слободой Репьевкой.

 

Ректор Воронежской Семинарии Архимандрит Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь въ слободе Петровской, или Репьевке, Коротоякскаго уезда, с приделомъ въ трапезной св. Николая, каменная съ колокольнею, вновь построена въ 1877 году. Прежде этой церкви существовала деревянная о состоянiи ея въ ведомости 1800 г. сказано: "Коротоякскаго уезда слобода Петровская (Репьевка тожъ), въ ней первая церковь, во имя первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, построена въ 1761 году, деревянная, подъ которою споднiи деревья,  хотя гнилью отъ земли и повредилась, но самороднымъ камнемъ въ техъ местахъ подкреплены, впрочемъ вся еще въ твердости, покрыта железомъ, внутри по стенамъ повсюду расписана живописно.
Придел Николая Чудотворца в трудах Самбикина отмечен, как «теплый, в трапезной, освященъ в 1877 году».

По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате Петропавловской церкви числились: два священника (Беляев Андрей и Акимов Иоанн), диакон (Яблочкин Никодим) и два псаломщика (Попов Иван и Попов Мефодий). Земли церковной – 66 десятин. Приход насчитывал 792 двора, в которых проживало 2904 душ мужского и 2896 женского пола.

 

При храме существовала церковно-приходская школа, которая являлась центром образования и духовного просвещения населения слободы Петровская.

 

В годы гонений (с 1930-х по 1980-е годы) церковное здание превратили в складское помещение, хотя есть данные, что во время войны церковь действовала. Милостью Божией является то, что величественная церковь с высокими сводами в XX веке не была стерта с лица земли (Сайт Русские церкви http://rustemple.narod.ru/vrn_repyevka.htm, Использованная литература: Реферат ученика Репьёвской СОШ Золотарева Никиты "Становление православия на воронежской земле", 2011 г. Самбикин "Указатель храмовых  празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии). 1900").

 

 

   ...Образ "Спорительница хлебов" был написан в конце 19 века по благословению преподобного Амвросия Оптинского.

Икона «Спорительница хлебов» за короткое время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, о которых упоминалось в жизнеописании старца: «… первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного старца пред этою святою иконою, можно считать то, что, хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии и, в частности, около Шамординской обители, хлеб родился. 

В следующее за тем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной Пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода» (Из статьи В. Кашириной и Г. Черкасовой «К истории иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Оптинский альманах, вып. 2.). Крестный ход назван в честь пророка Илии, так как святому Илье издавна молятся крестьяне о даровании дождя в засуху, кроме того, в столице епархии городе Россоши кафедральный собор носит имя пророка Илии.

 

 

...Утром в храме апостолов Петра и Павла епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил великое освящение храма (после ремонта), Литургию и молебное пение перед иконой "Спорительница хлебов". 

 

 

Епископ Андрей в проповеди пожелал добра и процветания храму апостолов Петра и Павла: "Дай Бог, чтобы храм стоял до скончания века, то есть столько, сколько на Земле будет существовать человеческая жизнь. И мы верим, что наши молитвы будут сопряжены с действием благодати и силы Божией. Надеемся, что этот храм будет стоять века, и люди станут приходить в церковь и питаться благодатью Духа Святого. Благодать обновляет человека и всё, что соприкасается с ним. Сегодня мы молились, чтобы она обновила этот храм и наполнила его силой и присутствием Божиим. Сразу же после освящения мы совершили Божественную Литургию, и в течение семи дней священники Репьевского церковного округа будут здесь молиться вместе с вами, и вы обязательно посещайте в семь последующих дней богослужения в этом храме. Надо молиться, чтобы здесь умножилась благодать. Благодать в храме, как и в человеке имеет особенное свойство. Если человек живет созидательной духовной жизнью, то благодать умножается".

Епископ Андрей вручил главе администрации Репьевского района Роману Витальевичу Ефименко медаль святителя Митрофана Воронежского за помощь в ремонте Петропавловского храма.

Настоятель Петропавловского храма протоиерей Алексий Чибисов сказал о том, что храм сегодня наполнен радостью, как на Пасху. Он поблагодарил епископа Андрея за его заботливое отношение к духовенству и мирянам. Отец Алексий напомнил, что старинный каменный храм был освящен в 1877 году архиепископом Воронежским и Задонским Серафимом (Аретинским).

 

Можно добавить, что Владыка Серафим (Аретинский) проявлял особую заботу о возведении храмов и просвещении Воронежской епархии: "Именным указом Александра II, данным Святейшему Синоду 4 января 1865 года, Серафим назначен епископом Воронежским и Задонским. За заботливость о благе духовно-учебных заведений Воронежской епархии 25 января 1866 года объявлено ему Высочайшее благоволение. 31 марта 1868 года награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени. “Во внимание к отлично-усердному служению и ревностным пастырским трудам” 28 марта 1871 года Серафим возведен в сан архиепископа. 14 мая 1874 года он вызван в столицу для присутствования в Святейшем Синоде и только 25 мая 1877 года уволен во вверенную ему епархию. 13 апреля 1875 года награжден орденом святого благоверного князя Александра Невского.

 

При епископе Серафиме в течение семи лет проводилось самое крупное “распространение” Благовещенского собора по проекту, выполненному губернским архитектором А.А. Кюи. Работы стоили 250 тысяч рублей. Собор был освящен 28 сентября 1875 года. При нем было завершено обустройство Епархиального женского училища, торжественно открытого 1 октября 1865 года, а 30 декабря 1871 года освящена Покровская домовая церковь в этом училище. Церковь была устроена на средства купцов Ивана Антоновича Соболева и Василия Трифоновича Петрова. В 1869 году архиепископ Серафим освятил приходскую церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших” в приречной части Воронежа. Храм был построен на пожертвования двух купцов – Александра Ивановича Смирнова и Александра Ивановича Петрова.



 

Но вернемся в Петропавловский храм.

 

... Литургия и молебное пение окончились. Священники Репьевского благочиния, казаки, дети, подростки и взрослые крестным ходом вышли из храма по направлению к селу Бутырки. Казаки во главе хода несли образ "Спорительница хлебов". Духовенство, певчие и все участники хора пели тропари в честь Божией Матери.

 

  8 июля крестный ход с иконой прибыл в село Новосолдатка, в храм архангела Михаила. 

 

 

 

   9 июля вечером в день Тихвинской иконы образ “Спорительница хлебов” с крестным ходом была принесена в село Краснолипье в храм бессребреников Космы и Дамиана Асийских. 

 

Настоятель храма святых Космы и Дамиана и прихожане вышли с хоругвями и иконами и с пением тропарей отправились по дороге встречать крестный ход. 

Пройдя примерно полкилометра мы увидели подходивших к нам крестный ход с иконой "Спорительница хлебов". Мне было интересно, кто же из участников хода оказался наиболее мужественным и выносливым, кто несёт икону через зной или дожди среди необьятных полей, золотящихся пшеницей и подсолнечником много километров по пыльным сельским дорогам, от храма к храму, от села к селу. 

... И первые, кого я увидела, были всадники на лихих конях в казачьих мундирах. Далее двигались пешком ещё человек десять казаков, пожилых и средних лет, с большой иконой Богородицы ( её несли двое человек) и хоругвями. Значит, казаки взяли на себя почти всю тяжесть крестного хода.

Радовало и вечернее солнце, и церковное пение, и сияющии лики икон, и даже огромные свежие лужи на дороге и по обочинам. Бог слышит молитвы, Он послал после засухи дожди.

 

В храме святых Космы и Дамиана священником   был совершен молебен с акафистом иконе Божией Матери "Спорительница хлебов". Утром 10 июля икона еще оставалась в храме. Была Литургия, и вновь после нее читали акафист. Это был день памяти преподобного Амвросиля Оптинского.

Краснолипье было основано ещё в 1774 году и началось, разумеется, с закладки и возведения храма. На Руси все города и сёла начинали с храма. 14 ноября 1775 года небольшую деревянную церковь освятили в честь бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Первым настоятелем храма был иерей Евлампий. Перенесёмся хотя бы на мгновение в прошлое — жизнь наших дедов, привольную и светлую, одухотворённую верой, которая освящала и праздники, и труды. Краснолипье росло и росло, крестьяне были зажиточными, народ всё умножался. Первоначально жители села были мелкими служилыми людьми, однодворцами, а в 19 веке они были переведены в сословие лично свободных государственных крестьян. При Самодержавии на каждого жителя села мужского пола полагалось от 1- 3 десятин земли (одна десятина - это один гектар земли). Когда деревянная церковь обветшала, то в 1816 году начали строить, а в 1821 освятили большой каменный храм с главным приделом в честь Вознесения, и вторым — в честь святых Косьмы и Дамиана. Храм был расписан замечательными фресками. Благословение Божие пребывало на всём — мощные чернозёмные почвы давали изобильные урожаи. Село славилось своим храмом, пшеничными полями, ярмарками, торговлей зерном. Тихо шумели в округе красные липы — высокие, стройные они шли на строительство кораблей. Сейчас их уже нет. Нет и храма. Вымирают старики, опустевшие дома дачники покупают у потомков крестьян, навсегда обосновавшихся в городах. Так происходит теперь, когда ещё сотни и сотни православных храмов, к нашему стыду, лежат в руинах в сёлах и городах по всей Руси. А что было раньше? До революции, опираясь на три столпа — Православие, Самодержавие и Народность, наше Отечество процветало. Православной верой стояла Русь, деревенским людом приумножалась. Само слово «крестьяне» (хрестьяне) — это простонародный вариант слова «христиане». Жизнь била ключом и в рязанских, и в тверских, и в вологодских, и в воронежских селениях. Всё могущество и слава России была взорвана, когда взрывали на её бескрайних просторах храмы — начиная от храма Христа Спасителя кончая деревенскими церквями.

 

В 1917 году последнего настоятеля храма иерея Евгения и выгнали с его многодетной семьёй (8 детей) из собственного дома, он скитался по окрестным сёлам и хуторам. В двадцатые-тридцатые годы церковь всё-таки уцелела, хотя и была закрыта. Советские чиновники, после ограбления и раскулачивания крестьян, получили возможность приступить к массовому закрытию сельских храмов. Чаще всего там устраивали склады зерна. Вследствии закрытия церквей и раскулачивания гнев Божий постиг Россию. Уже в первой половине 1930- х годов на страну обрушился голод.

Часть крестьян была раскулачена, сыграна из домов, вместе с детьми они скитались и просили милостыню. Ещё часть крестьян с детьми была отправлена в скотских вагонах на Крайний Север в спецпоселки на лесоповал, постройку дорог или на рудники, их выбрасывали прямо в тундре или тайге, дети умирали сотнями. Крестьяне- бедняки, которых не раскулачили, быстро поняли, что в колхозах их семьи ждёт голодная смерть. Многие из них по своей воле уезжали и устраивались на заработки, потом забирали семьи к себе. Это был геноцид русской нации и русского села со стороны коммунистической партии.

 

  В сороковые годы Краснолипье оккупировали немцы. Уходя, фашисты взорвали местную школу. Но храм не тронули. После войны в церкви устроили склад колхозного зерна, молотилку. И всё же она крепко стояла, даже фрески уцелели. Очевидцы рассказывали, что когда в 1966 году храм взрывали, то не смогли разрушить с первого раза. Церковь дрогнула, словно бы вздохнула, и всё же устояла. Был произведён второй взрыв, и тогда уже она рухнула..Сельчане рассказывают, что принимавший участие в сносе храма председатель колхоза умер от онкологического заболевания, раскаиваясь в содеянном. Сам он говорил соседям, что слышал жалобный плач и пение Ангелов, там, где стоял разрушенный храм.

 

В наше время возрождается Православие на Руси, а значит, и вся Россия. В 1998 году собралась группа верующих сельчан Краснолипья и испросила благословения на устройство временного храма и строительство новой церкви. Сначала несколько лет храм святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских ютился в одном из классов заброшенной школы.

 

19 октября 2000 года благотворители из Москвы пожертвовали храму частицы святых мощей бессребреников Космы и Дамиана. Это произошло чудесным образом. Член приходского совета Мария Павловна Гаршина и ещё несколько прихожанок решили обратиться за советом по поводу возведения храма к старцу Алексию, мирянину-инвалиду из города Старый Оскол Белгородской области (он скончался 28 марта 2012 года, отпевание было совершено в Троицком соборе Старого Оскола). Ждали приёма у старца почти полдня, не понимая, почему он никак их не примет. Уже вечером их позвали. Алексий ответил на несколько вопросов о судьбе храма и попрощался. Но, когда женщины вышли, их внезапно остановили и сказали, что старец попросил одну свою посетительницу передать им частицы мощей святых Космы и Дамиана. Оказывается, в тот же вечер к старцу приехали две женщины из Москвы и привезли ему эту святыню. А он сразу же отправил их вслед за прихожанками Космодамиановского храма. Марию Павловну удивило то, что они в беседе со старцем ничего не сказали о названии своего храма. Старец, по воле Божией, передал им мощи небесных покровителей их прихода. Впоследствии монахиня Афанасия из Воронежа написала для храма большую икону святых Космы и Дамиана, в которую и были помещены частицы их мощей. 4 июля 2001 года эту икону с мощами торжественно встретили в Космодамиановском приходе жители Краснолипья и священник Михаил Чепрасов из соседнего села Новосолдатка.

 

После молитв у мощей святых Космы и Дамиана дело стало понемногу продвигаться. В 2001 году вырыли фундамент под новый храм, но после этого из-за отсутствия средств дело надолго заглохло. Не было и своего священника. Служить приезжал батюшка из соседнего села. В 2005 году правящий архиерей благословил служить на приходе иеромонаха Иосифа (Бражникова). Настоятель и прихожане прикладывали все усилия, чтобы храм был построен. Мне самой доводилось видеть, как пожилые женщины-прихожанки много раз пешком обходили всё село (а бывало, ездили и в соседние сёла), терпеливо стучались в дома, собирая деньги на храм. Нельзя было без волнения видеть, как бабушки за восемьдесят лет в бедных домишках сетовали: «Пенсию ещё не успели получить, вот бы сотню растянуть. Да уж берите из них хоть 50 рублей на храм». По копейке и по рублю, с миру по ниточке набрали на строительство. В 2005 году смогли залить фундамент. Прихожане с настоятелем не раз ездили в Задонск, молились у мощей святителя Тихона. В 2008—2009 году появилась возможность возвести стены. Вместе с двумя-тремя каменщиками настоятель и старушки из храма трудились на стройке. Женщины и отец Иосиф вдвоём-втроём поднимали на стройку тяжёлые бетонные блоки. Приходили помогать даже старики из местного дома престарелых. На лошадях подвозили кирпич, который по цепочке передавали для постройки стен. К сожалению, настоятель храма иеромонах Иосиф, страдавший хроническим заболеванием, 28 апреля этого года отошёл ко Господу в возрасте 36 лет. Вечная ему память. Жители Краснолипья вместе с новым настоятелем иереем Олегом Ритво молятся об упокоении души иеромонаха Иосифа и надеются завершить строительство храма. К 2019 году храм построен почти полностью. Нужна только помощь с росписью храма и отделочными работами.
Слава Богу, традиции Святой Руси сегодня возрождаются. Будем помогать сельским храмам по своем силам, и Господь пошлет нам урожаи, мир и благополучие.

 

Реквизиты храма: ИНН 3;626;002;264, КПП 362;601;001,

 

Местная религиозная организация «Православный приход Космодамиановского храма с. Краснолипье Репьёвского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская и Борисоглебская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» сч.№;40;703;810;213;220;098;048

 

Центрально-Чернозёмный банк СБ РФ г. Воронеж БИК 42;007;681 сч.№;30;101;810;600;000;000;000

 

Строительством храма руководит священник Олег Ритво, мобильный телефон 89;507;598;615. Адрес храма: 396;385 Воронежская обл., Репьёвский р-н, пос. Краснолипье. Как доехать: от Юго-Западного автовокзала г. Воронежа по направлению к селу Репьёвка с поворотом на село Оськино до Краснолипья.

 

Галина Сиротинская