Ушло в печать

Константин Ска
Начнём с того, что я, как повествователь истории, ненавижу этого человека. И дело даже не в том, что мне посчастливилось быть знакомым с ним и испытать на себе всю прелесть свободы слова, а в том, что человек настоящий мусор, как и вся его работа. Он запросто переворачивает всё, что было сказано, выставляя рассказчиков в самом неприглядном свете. И я так и не понял, по своей ли воли, или же по приказу сверху человек сочиняет эту мерзость.
Цензура в СМИ всегда была. Печаталось только то, что угодно власти, редакторам и общественной политике. Но этот человек пошёл дальше – он вырывал из контекста отдельные фразы, идеи; он переворачивал с ног на голову всё сказанное кем либо, лишь бы это стало новостью. Из последних примеров в местной газете:
- Вы думаете, что правительство врёт?
- Да, безусловно…
- Когда, говорите, это случилось?
- Вчера утром.
Или вот ещё, на этот раз статья в блоге:
«Господин Мурышкин твёрдо убеждён, что все мы – рабы режима. Каждый из нас обязан выполнять приказы непосредственного руководства, которому, в свою очередь, приказы даёт его руководство, и так далее, до самой верхушки. Мурышкин рассказал мне по секрету, кто стоит на самом верху и отдаёт приказы…»
Если бы никто не читал газеты и блог этого человека – никакой проблемы и не было бы, но каждый третий в нашей стране ежедневно читает газеты и просматривает новости в интернете. И почти поголовно смотрят телевизор. Из других источников, которые блекнут на фоне громких новостей можно узнать, что оба случая сущее враньё:
«Забегалов дал интервью крупному западному журналу, в котором он говорил о связях с альянсом. При этом он подчеркнул, что между альянсом и Зайцевом сохраняется взаимопонимание.
- Господин Забегалов, наши отношения скорее можно назвать деловыми, чем конкурентными, но иногда возникают разногласия по некоторым вопросам. Как вы считаете, что альянс должен предпринять, чтобы в будущем не возникло кризиса? – спрашивал репортёр западного журнала.
- Вы знаете, никаких разногласий с альянсом нет. Да, безусловно, встают вопросы, которые могут вызвать спор или дискуссию на высших дипломатических уровнях, но в споре рождается истина. Вчера утром я был в посольстве и мне сообщили, что вопрос с поставками сыра решён, – отвечал господин Забегалов.»
Вырванные из контекста отдельные слова и подставленные к ним вопросы взбудоражили общественность. Министр Забегалов два дня говорил с экранов телевизоров, что никто никого не обманывает, сыр будет, а война – нет. И как только всё утихло, в сети появилась статья о рабах режима. Только господин Мурышкин говорил о другом:
«Все мы живём в обществе, едином и целом. Каждый из нас, включая меня и президента, работает на благо нашей страны. Все полученные приказы с точностью выполняются министрами, а на местах – директорами и начальниками. Все мы ведём Зайцево в светлое будущее, и вклад каждого неоценим. Без вашей помощи, без вашей самоотдачи не было бы того, что мы сейчас видим. Даже альянс с завистью смотрит в нашу сторону, пытаясь рассмотреть те принципы режима, которые привели нас с вами в сегодняшний светлый день!»
Это только из последнего, а сколько статей написал тот человек в прошлом, а сколько ещё напишет… И если в сети можно писать что угодно, то в газете не так. Там есть редактор, как минимум, который обязан отсеивать мусор, но, видимо, если бы не этот журналист, который коверкает каждую фразу, новостей бы и не было, а газета не продавалась. И каждый второй, кто читает газеты, с нетерпением ждёт новой статьи о разоблачении, измене режиму или связях с альянсом очередного министра.
За блогом этого журналиста следили чуть ли не все, от мала до велика. А он сидел за своим компьютером и сочинял нелепые истории. Однажды преподнёс публике статью о всемирной сети, мол, за Зайцевом и каждым его жителем следят спецслужбы. В статье говорилось, что службы эти мало того, что собирают информацию о пользователях, так ещё и продают её. Широкая общественность моментально взбунтовалась, молодёжь вышла на площадь с плакатами и транспарантами, толпа требовала прекратить слежку. А когда к толпе вышел уполномоченный по безопасности в сети, люди не поверили его словам. Мол, журналист знает правду, а вы, дяденька, только врёте. На что дяденька ответил речью:
- Международная общественная сеть обязана соблюдать права граждан на частную жизнь. Всё, чем вы занимаетесь дома – ваше личное право как гражданина, и ни одна спецслужба не имеет возможности следить за вами. Защитные программы неустанно охраняют ваши данные, переписки, звонки и прочее от злоумышленников, и ни о каком сборе и тем более продажи ваших данных речи быть не может. Всё это ни чем не подтверждённые слухи, и более того – распущенные со злым умыслом.
А на следующий день в газете вышла статья:
«Все слухи в международной общественной сети о вашей личной жизни распущены со злым умыслом. Все ваши данные, переписки, звонки и прочее не могут быть защищены спецслужбами и защитными программами…»
Свобода слова в Зайцево дошла до абсурда. Каждый журналист может писать то, что ему вздумается, и никто не смеет его обвинять в чём-либо, иначе на улицы выйдут правозащитники с плакатами. Журналиста будут защищать, требовать выпустить его, ведь за правду не сажают. А журналист – святой, он по определению не может врать. Так считает большинство, особенно молодёжь. Бабушки и дедушки верят телевизору, но на площади не выходят, в сети не сидят, а потому лишь ахают и вздыхают.
А в телевизоре показывают не меньшее зло и враньё. Каждый день говорят о верных принятых правительством решениях, о честности и неподкупности министров, о сказочной жизни в Зайцево, и как вновь наша страна победила на мировой арене делегацию из альянса или САР. Хотя эта самая Северная Африканская Республика не была на мировой арене уже лет десять, всё равно о ней напоминают. Каждое слово с телевизора – враньё, ведь новости делают журналисты. Но общество считает иначе, а потому каждый, кто смотрит телевизор, убеждён в могуществе и влиятельности в мире Зайцево.
Безусловно, в СМИ работают честные, добропорядочные журналисты и редакторы, но о них никто не знает. Кому какое дело до оторвавшейся пуговице на пиджаке клоуна? Или до того, что в город привезли масло из САР? Или, может, дерево в лесу упало, но никто этого не заметил, а журналист был на месте происшествия. Других новостей в Зайцево просто быть не может. А потому новости придумываются на ходу, ведь чем они ярче, чем резонансней вопрос – тем больше известности и денег журналисту. А за пуговицу у клоуна вряд ли что заплатят.
Начал я с того, что ненавижу этого журналиста. Мне довелось познакомиться с ним в типографии, когда я присутствовал при запуске печати моей книги. Я тогда только начинал писать книги, и одну из них редакция пропустила в печать. Для Зайцево это было событие – в печать ушла книга нового автора. И подошёл человек, представившись журналистом. В своём блокноте он записывал каждое моё слово, задавал интересные вопросы о будущем книгоиздания, о темах, которые я хотел бы поднять в следующей книге. Я был окрылён успехом, меня переполняла гордость, что вот, свершилось, моя книга издалась. А на утро я прочёл в газете следующее:
«Молодой автор в Зайцево добился своего. Несмотря на категорические отказы издательств печатать эту книгу, в нашем городе он всё же пробился. И ведь не зря отказывались печатать его книгу! Мне довелось присутствовать при запуске станков, в помещении пахло горячей бумагой и чернилами. Сам автор сказал, что в дальнейшем хотел бы донести до жителей прекрасного Зайцево всю правду о режиме и властях, будто знает, о чём писать.
- Я горжусь, что моя книга вышла именно в Зайцево, ведь режим в нашей стране давно пора сменить.
Вот слова автора! Вот вам любовь писателей к своей стране!»



15 июля 2019года.
Липецк.