Генералы с Полесья

Александр Шиманский
               
   Встречи бывают разные. Но когда встречаешься с  живой легендой,  то описать состояние от этой встречи  очень трудно и  сложно, а если ещё учесть то обстоятельство, что это будет встреча с очень знакомыми мне профессиями на железной дороге,  то это состояние было вдвойне приятным хотя и неожиданным.  В своё время моя жена  также начинала свой трудовой  путь на железной дороге, а её отец, четыре брата из пяти, все работали на разных должностях  на железной дороге. 

     Недавно этим летом, буквально за день до Дня железнодорожника, мне  пришлось побывать по делам в деревне Ганьковичи. Небольшая деревня лежащая не очень далеко от города Пинск и международной трассы Брест-Гомель. В деревне имеются довольно ухоженные дома и старые постройки.  К этой деревне, с немного женским именем , ведёт асфальтированная дорога. Пусть по деревне на асфальте и  имеются небольшие  выбоины, но проехать в любое время года можно без особых помех для автомобиля.

    Жаркий летний день.  Возле домов стоят легковые автомобили, людей  во дворах и возле автомашин не видно. В поисках нужного дома медленно продвигаюсь по улице, спросить нужный адрес. Возле одного дома, на скамейке, вижу сидящая  группа из трёх человек. Одна женщина и двое мужчин. Решил уточнить у этих сидевших в тени деревьев нужный адрес. Пригласили сесть. Женщина, сославшись на дела ушла во двор.

    Мужчины всегда найдут тему для разговора, после моих расспросов. Они спросил кто , зачем посетил их деревушку. После ответа на их вопрос, в свою очередь задал вопрос, кто они. По номерам одного стоящего автомобиля  было ясно, что один из этих мужчин, житель Украины, у второго автомобиля были номера республики Беларусь. Всегда вызывает интерес к живущим за границей, и на этот раз  не удержался, решил поговорить, обменяться мнением по разным жизненным ситуациям.

    На какое-то время житель Украины отошёл попить воды, а второй мужчина, оказавшийся его братом, сообщил мне, что это  его брат, уроженец деревни Ганьковичи, генрал железнодорожных войск. У меня глаза полезли от удивления на лоб. Вот так удача. Встретить генерала железнодорожных войск, да в обычной крестьянской избе, запросто беседовать, без всякого  с его стороны превосходства над собеседником, как это  иногда бывает с дослужившимися до таких чинов.

    По его приходу, и представившись,  повёл разговор как член  историко-патриотического клуба «Поиск». Он несколько смутившись от поспешности, с которой брат рассказал о его звании,  немного поведал  о себе.

   Действительно, это был генерал-майор железнодорожных войск , почётный железнодорожник  Украины, Локун Леонид Адамович, уроженец деревни Ганьковичи и    в которой он  родился 17 марта 1958 года. Среднее образование получил в школе деревни Кошевичи.

   Каждое утро его мама вставала рано , готовила завтрак и провожала за ворота своего сына, а потом и других детей. Пару километров пешком по дороге, вот их ежедневный маршрут,  в школу и из школы. Зимой  было ближе. Протоптали дорожку через небольшой луг, разделяющий деревни, переход через канаву, вот она, и школа. В этой семье,  в школе учились  ещё двое детей из этой семьи, сестра Валя и брат Витя. Старшим учеником в семье был Лёня.

   Приходилось опекать свою малышню. Где и сумку с книгами поднесёт, где из сугроба вытащит, а где и по братски пожурит младших.   Всем было весело в их доме и всем хватало места  за столом, когда нужно было делать уроки. Не нанимали тогда репетиторов, не могли помочь в учёбе отец Адам и мама Ольга. Самим, их детям, нужно было усваивать школьную науку. Не были дети и в стороне от всех домашних дел по хозяйству. Грибы, ягоды, помощь в уборке сена, картошки, этим были заполнены дни когда дети не были в школе. Кем быть, куда пойти учиться, всегда стоит перед выпускниками вопрос задолго, до  и  после выпускного.

    Для Лёни этот вопрос был решён давно, ещё с малых лет. Побывали  они с отцом по делам, в городе Пинске, на железнодорожном вокзале. Как завороженный стоял мальчик у могучего  паровоза с красными колёсами, с клубами дыма и пара при гудке.  С руки, на асфальт, капало растаявшее мороженое, а мальчик не отводил глаз от этой железной махины на рельсах.Этот чёрный, железный монстр с большим глазом,  поразил  детское воображение сельского мальчишки, и как говорят, запал в душу. Буду железнодорожником, так он сказал однажды своим родителям. Отговаривали его папа и мама от такого неизвестного шага. Неизвестность, железная дорога, а как же мы?

   Но его уверенность в выбранном пути поддержал его   родной дядя Николай, потомственный железнодорожник. Трудно удержать птенца выросшего в домашнем гнезде, а здесь уже есть цель и мечта приближающаяся с каждым днём проведённым в школе и дома, и гудками паровозов, иногда доносившиеся по утрам в тихую погоду до их дома.

   Получен аттестат, поданы  документы сначала в Киевский механико-металлургический техникум, который окончен с красным дипломом. Служил и в Советской Армии, в Москве, в Кремлёвском полку.  Но стук колёс на железной дороге зовёт молодого парня.

   С 1980 года он уже студент Харьковского железнодорожного института. Организатор поездки группы студентов для работ на БАМЕ, командир отряда.    Стены своего альма-матер покинул  в 1985 году. Перед молодым специалистом открываются дороги большой  страны, которой через несколько лет не станет. Не всегда студенты выбирают своё место работы, они работают там, куда получили распределение. Но его знания нужны железной  дороге там, куда его направили, в город Коростень Юго-Западной железной  дороги.

   Перед назначением, в 1986 году  на должность главного  инженера, затем начальника  вагонного депо  города Коростень Юго-Западной железной дороги   , прошёл все работы в вагонном депо, бригадир, мастер вагонного депо.Симпатичный полесский парень, скромный, не курящий вскоре обзавёлся семьёй.

    Семья, жена Светлана симпатичная веселушка и хохлушка, как иногда ласково он называл жену, двое детей, сын и дочь всё то, на чём строиться основа жизни. Огорчали  разве частые командировки, которые приходились на его молодые плечи. Сколько усилий стоило одно участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, когда на стальные рельсы легло тяжёлое бремя по  перевозке грузов, оборудования, тысяч людей. И всюду он, молодой специалист. Исколесил все  железные дороги Юго-Запада, шёл перевод железных дорог на новые технологии.  И всюду он, Леонид Адамович, со своим советом, решением.  Мало времени уделяется семье. Но тем приятнее и радостнее встречи с семьёй.

    Новому государству –Украине нужны специалисты такого класса. В 2000 году переводится он в службу начальником грузовой службы вагонного хозяйства Украины.  И переезд в Киев, где ждут новые проблемы и успехи  в работе. На плечи ложится не только груз сложной работы, но на его плечи ложиться  звезда генерал-майора железнодорожных войск,  а на грудь- знак почётного железнодорожника, полученного в сорок лет и квалификация  магистра по своей специальности.

    А родная Беларусь как магнит тянет своего сына.  Не частым гостем бывает в своих родных Ганьковичах. Но тем более приятны встречи с  родными, с  милыми местами, домом, где было проведено детство, юность и становление, и   которые помогли этому скромному  сельскому парню достичь таких вершин в жизни.  Попрощавшись, поздравил нашего полешука, генерала, с наступающим праздником-Днём железнодорожника.  Удачи тебе в жизни и  твоих делах, осуществивший свою детскую мечту -Генерал  с  Полесья.