17. Догмат о Троице. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.1. Догмат о Пресвятой Троице.

I.1.1.4. Монархия Отца.

Единоначалие Отца ни в коей степени не умаляет Божественного достоинства Сына и Духа.
Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением свойства нерождённости. Но это свойство является свойством не природным, а личным, ипостасным, оно характеризует не природу, а способ её существования.
Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит:
«Всё, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерождённости, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия».
В. Н. Лосский объясняет это несколько иначе:
«Начало тогда только совершенно, когда оно начало реальности равносовершенной. В Боге же причина, как совершенство личной любви, не может производить следствие менее совершенное, оно хочет их равночестными, и поэтому является также причиной их равенства».
(Очерк мистического богословия Восточной Церкви).
Свт. Григорий Богослов говорит:
«Нет славы началу (т. е. Отцу) в уничижении тех, которые от Него».
(Слово 40 на Крещение).
Суть тринитарной проблемы, - каким образом одновременно мыслить в Боге и троичность и единство, причём так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому, чтобы, утверждая единство, не сливать Лица и утверждая различие Лиц, не разделять единую сущность.
Её решение возможно только лишь путём утверждения монархии Отца.
Святые отцы называли Бога Отца - Божеством Источником. Например, свт. Григорий Палама в своём исповедании говорит:
«Отец - единственная причина и корень, и источник, в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества».
По выражению восточных отцов, - «один Бог потому, что один Отец». Именно Отец сообщает свою единую природу в равной степени, хотя и различным образом Сыну и Духу Святому, в Которых она и пребывает единой и нераздельной.
Отношения между Сыном и Святым Духом устанавливаются не непосредственно, а через ипостась Отца; именно Отец поставляет Ипостаси в их абсолютном различии.
По выражению В. Н. Лосского:
«Отец тем самым является пределом соотношений, от которых Ипостаси получают своё различение: Давая Лицам их происхождение, Отец устанавливает их соотношение с единым началом Божества как рождение и исхождение».
Поскольку Сын и Святый Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, то уже в силу этого их можно мыслить, как различные Ипостаси. При этом, утверждая, что рождение и исхождение как два различных способа происхождения Божественных Лиц не тождественны друг другу, следует, в соответствии с традицией апофатического богословия, отвергать всякие попытки установить, в чём же конкретно это отличие заключается.
Св. Иоанн Дамаскин пишет:
«Конечно, различие между рождением и исхождением есть - это мы узнали, но какой образ различия - этого не постигаем».