Лондонская Национальная галерея-2

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Министерство финансов в связи с возникшими тогда крупными финансовыми затруднениями, холодно отнеслось к предложенному проекту, а тем временем ЕКАТЕРИНА II, активно собиравшая по всей Европе картины для своего Эрмитажа, поспешила купить знаменитую коллекцию через русского посланника в Англии графа Мусина-Пушкина. В 1779 году 198 уолполовских картин было перевезено в Петербург, несмотря на запоздалые протесты и даже попытки помешать вывозу собрания.

Идея создания национального музея потерпела серьезный удар, но не была оставлена.
В 1806 году под внушительным, хотя и не совсем определенным названием «Британский институт» было основано специальное учреждение, ставившее своей целью устройство разного рода выставок, поощрение современных отечественных живописцев и, наконец, покупку их картин «с целью организации публичной галереи».
Деятельность института была очень активна и имела большое просветительское значение главным образом благодаря выставкам картин старых мастеров из различных частных коллекций. Художественный рынок в это время наводняло огромное количество картин. Многие из французских аристократов, эмигрировавших или разорившихся во время революции, распродавали то, что уцелело от их прежних собраний.
Наполеоновские войны, взбудоражившие всю Европу, открыли неожиданный доступ к художественным сокровищам, веками скрывавшимся в каких-нибудь старых монастырях или маленьких городках Италии, Испании и Германии.
Специальные агенты во множестве доставляли картины в Англию, тем самым, пополняя частные коллекции первоклассными произведениями. Интерес к живописи и рисункам старых мастеров становился своего рода модой в состоятельных кругах, но в то же время сопровождался и ростом подлинных знаний и настоящей любовью к искусству.
Выставки Британского института еще больше способствовали распространению и укреплению этого интереса, подготовляя почву для создания музея. Многие из членов института вели упорную кампанию в этом направлении, как, например, известный знаток и авторитетнейшее лицо в художественном мире сэр Джордж Бомонт, официально завещавший свое собрание государству в случае, если будет открыта художественная галерея.

Правда, находились и противники этого дела, среди которых мы с удивлением встречаем знаменитого художника Джона Констебла (1776-1837), мастера реалистического пейзажа.
Страстный поклонник природы и убежденный сторонник её правдивой передачи, Констебл опасался, что музейные образцы могут сбить с правильной дороги многих молодых художников, направив их по пути слепого подражания. Он забыл о том, что никакие образцы еще никогда не сбили с дороги человека подлинного таланта, что он сам в течение многих лет копировал всех великих пейзажистов от Рейсдаля до Лоррена.
Как бы то ни было, вопрос о необходимости создания галереи был уже решен в общественном мнении. Нужен был только какой-то конкретный повод, какой-то толчок, чтобы сделать окончательные шаги.

Таким толчком явились смерть богатого банкира АНГЕРСТЕЙНА и известие о распродаже его собрания. Крупный делец и коммерсант, Ангерстейн был хорошо известен в художественном мире, благодаря своей меценатской деятельности и той страсти к собирательству, которая находила своих последователей в самых разных общественных слоях.
К моменту смерти Ангерстейн в 1823 году его коллекция насчитывала 38 картин, которые при всей своей пестроте и разнообразии давали, тем не менее, весьма характерное отображение господствующих в то время вкусов.
Известие о том, что все эти картины предназначены для аукциона и могут, как в свое время уолповская коллекция, уйти из страны, всколыхнуло все художественные круги. Самые горячие из сторонников будущей галереи – Джордж Бомонт и художник Лоуренс, тогда уже президент Академии,- буквально атаковали премьер-министра лорда Ливерпула своими настояниями купить собрание Ангерстейна.
Одновременно, обратившись с письмом к сыну Ангерстейна, Лоуренс просил не допускать продажи картин за границу.
Их хлопоты возымели свое действие.
23 марта 1824 года премьер-министр сообщил в палате о решении правительства приобрести для государства коллекцию Ангерстейна,
а 2 апреля 1824 года парламент постановил ассигновать для этой цели
57 тысяч фунтов стерлингов вместе с 3 тысячами фунтов на первые нужды галереи.
Что же было в собрании Ангерстейна?

Клод Лоррен (1600-1682) - представлен пятью большими полотнами. Он был издавна в большой чести в Англии. Эта слава началась ещё при жизни великого французского мастера. Так, за один только 1644 год он получил 19 заказов от английских вельмож, и в дальнейшем увлечение его живописью продолжает неизменно расти.
Классически благородные пейзажи Лоррена с их величавыми просторами и спокойно уравновешенной композицией, пронизанные животворящим светом, служили образцом не одному поколению художников.
Самые выдающиеся английские пейзажисты XVIII - начала XX века Уилсон и Тёрнер в сильнейшей степени испытали его влияние, а Констебл, также тщательно изучавший творчество своего великого предшественника, говорил про него, что «в своих пейзажах Клод достиг того совершенства, которое только доступно человеку».
Полотна Лоррена, входившие в собрание Ангерстейна, можно смело считать в числе лучших работ этого мастера. «ОТПЛЫТИЕ СВ. УРСУЛЫ» (1641) и «ОТПЛЫТИЕ ЦАРИЦЫ САВСКОЙ» (1648), написанные в 1641 и в 1648 годах, очень близкие по композиции и по настроению, показывают нам Лоррена- мариниста. Мы видим его излюбленные величественные морские гавани, спокойную водную гладь, слегка тронутую рябью и золотящуюся от лучей солнца, стройные мачты кораблей, торжественные мраморные здания на берегу и лучезарный горизонт, словно затянутый сияющим маревом и увлекающий зрителя в волшебную даль.