Контрразведка и поэзия

Дмитрий Савостин
Как известно, председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов любил сочинять стихи. Поэтому офицерам КГБ СССР сочинять стихи начальством тоже не возбранялось. А поскольку служили там люди необычные, я бы даже сказал специальные, неудивительно, что умение писать стихи они умудрялись приспособить для защиты государственной безопасности. Вот что об этом мне рассказал один знакомый ветеран КГБ.

Однажды советские контрразведчики разрабатывали группу диссидентов ( лат. dissidens — «несогласный» ) из числа творческой интеллигенции. Опасность для государства представляло не то, что эти диссиденты были не согласны с социалистической действительностью, а то, что они главными своими союзниками в борьбе с этой действительностью считали страны, рассматривавшие Россию в качестве своего основного противника, который стоял у них на пути к мировому господству, независимо от того, монархия там, диктатура пролетариата, простой или развитой социализм, или суверенная демократия. Поэтому, с их точки зрения, Россию надо было непрерывно и последовательно разлагать изнутри, желательно до стадии скелетированных останков, пригодных разве что для демонстрации в музеях.
Диссиденты же воспринимали граждан этих стран, в том числе агентов и кадровых сотрудников их спецслужб, как близких родственников, считая своим долгом щедро делится с ними даже такими сведениями, которыми делиться, с точки зрения государственной безопасности,  не следовало. Но делали это диссиденты, конечно, тайно, поэтому доказать, что они в соответствии с действовавшим тогда уголовным законодательством занимались изменой Родине в форме шпионажа, было совсем не просто. А начальство требовало от офицеров КГБ пресечь этот канал утечки информации любой ценой как можно скорее. И это было важнее, чем осуществить акт возмездия, изобличив, осудив и посадив пособников иностранных разведок.

И тогда кто-то из чекистов предложил использовать способности одного из контрразведчиков к сочинению стихов. Сказано - сделано. В один не очень прекрасный для диссидентов день, они вдруг начали находить в своих почтовых ящиках (интернет тогда еще не придумали) листочки с эпиграммами на себя, родимых.
(Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление). Понятно, что чекисты высмеивали отнюдь не общественные явления, а конкретные диссидентские лица.

А далее произошло то, что и предполагали чекисты - диссидентам из числа творческой интеллигенции в голову не могло прийти, что "тупые" офицеры КГБ могут  владеть благородным искусством стихосложения. Поэтому диссиденты начали искать авторов среди себе подобных, разносторонне одаренных и высокоталантливых. Ну и в результате основательно переругались. Их группа развалилась, а вместо того, чтобы бороться с СССР (Как потом сказал Александр Зиновьев - "целились в коммунизм, а попали в Россию"), помогая вражеским разведкам, они погрузились кто в интриги, кто в творчество, а кто просто уехал искать лучшей доли на чужбину...

Как писал про другую войну, - но эти его строки очень подходят для того, чтобы завершить мое короткое повествование, -  один из моих любимых поэтов, Константин Симонов: "Вот какая история про славные эти дела на полуострове Среднем рассказана мне была"...