Поход Александра

Валентин Ирхин
(из методического пособия для учителей)

В старом школьном учебнике по истории Древнего мира за 5 класс была задача: укажите, какие поступки этого выдающегося полководца вам нравятся, а какие нет. Дуалистическая постановка вопроса не совсем верна, но постараемся разобраться. Кто был он, получивший имя Александр – в переводе Защитник людей, – кумир Наполеона, Чингиз-хана, Юлия Цезаря и Александра Невского? Потомок Геракла и Ахиллеса, сын Юпитера-Амона-Зевса, который зачал его в облике Змея…

Рождение Александра произошло будто из Неопалимой Купины, Лона Богоматери – горящего моисеева терновника: «Шумит буря, а яркая молния ударяет ей во чрево, из которого блеснул яркий огонь, пожирающее пламя которого широко распространилось вокруг». Александру и позже во сне являлся Яхве, отсюда взаимная любовь к еврейскому народу и попытки найти взаимопонимание с Первосвященником.

Освоив мудрость Аристотеля, в том числе вселенскую географию, и став законным наследником македонского царства, он начал свой поход – пока что с Илиадой вместо Библии в ранце и под подушкой. Всюду за ним следовала Тень Буцефала. Подобно Гамлету и Эдипу, претерпевая муки совести и странствуя по континентам, тщетно искал убийц своего отца Филиппа, с которым остался в ссоре. Наконец жрецы египетской пустыни открыли ему тайну: его настоящий Отец не может быть убит. А он – наследовал от Отца божественную ярость и гнев, непрерывно испытывал потребность быть любимым, резко менял свои настроения, был ревнив и беспощаден к врагам и старым друзьям.

Во времена короля Артура был посвящен в христианские рыцари: рубашка Александра была доставлена с берегов Темзы, а шлем — из Корнуолла. В отличие от постоянно опаздывающих западноевропейских монархов, успешно переправился через Геллеспонт, чтобы защитить проливы и Византий-Константинополь. В связи с этим особо почитался древнерусскими православными князьями и был прославлен в иконографии Вознесения.

Ознакомившись в Иерусалиме с книгой пророка Даниила, Александр узнал себя в зеркале Писания – в образе сокрушителя царств. Тем самым, военные победы никогда не представляли проблемы для Александра, для начала ставшего царем Азии. При Гавгамелах он отказался красть свое неизбежное торжество – нападать на спящих, как поступали даже великие герои Махабхараты, – а лишь принес жертвы богу страха Фобосу. Трепещущая армия царя Дария напрасно ждала его всю ночь.

Путь на Восток, через Персию и Бактрию, неумолимо вел к последнему морю. Голые индийские аскеты и мудрецы в долгих беседах обучили Александра и его придворных философов-скептиков острой диалектике недвойственности. Это привело к расцвету тысячелетнего Кушанского царства и распространению учения Будды на Запад, приготовив пути тибетским ламам. Геракл принял Дхарму и стал бодхисаттвой Ваджрапани. Однако сам царь повернул назад, в свой стольный град Вавилон, описанный в Откровении, - средоточие всех наречий, религий и пороков.

Наш герой известен также как Искандер-Зулькарнайн, – «обладающий двумя рогами» после встречи с Богом, рогатый, как Моисей на католических изображениях, – стоящий одной ногой на Западе, другой на Востоке. Один из столпов ислама, исповедовавший веру в Единого, он был заслуженно признан как праведник и великий царь, воевавший с язычниками, построивший Стену и на время спасший мир от полчищ Гога и Магога, современник Ибрагима-Авраама, совершивший с ним паломничество в Мекку, или хотя бы мечтавший перед смертью об этом последнем походе…

Он всегда говорил: «Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал». А ведь Аллах – господин миров… Да и отец объяснял: Македония слишком мала.

Чуть не дожив до тридцати трех, владыка эйкумены все-таки не умер в Вавилоне, погрязшем в пирах и удовольствиях. Он вознесся на колеснице с помощью двух могучих грифонов, поднимая на палке перед их жадными глазами кусок мяса – простой земной эквивалент божественной силы. Царь разделил свое царство и отправился в странствие по небесным мирам, пошел по пути святости, следуя королю Лиру и своему российскому коллеге – императору Александру I. Так он исполнял свою программу – достичь последнего рубежа. На определенном уровне духовной лествицы, где-то на облаке*, блудный сын наконец встретился с Отцом и сам стал небожителем, помня завет и напутствие спартанцев: «Если Александр хочет быть богом, пусть им будет».

Однако предела нет. Наступает усталость и от блаженства небес. Согласно пророчеству и круговращению солнечного колеса своей судьбы, – обратному ходу, который неотменим, - великий Александр медленно спускается и приближается к нашему веку-эону. Как он поведет себя, встретившись с бездной этого времени?

*Даниил 7:13