Урок безопасности

Анатолий Дужик
   Такси прибыло буквально через пять минут после вызова. Я уже стоял на улице и наблюдал, как с неба медленно падали снежинки, сияя в свете фонарей ночного Новосибирска. Водитель такси, седовласый мужчина, уже открыл багажник своего автомобиля и с иронией смотрел на меня, устремившего свой взгляд куда-то вверх и не торопившегося садиться в машину. Я не спешил, до начала регистрации в аэропорту ещё оставалось достаточно времени. Посмотрев на водителя, я улыбнулся и сел, наконец, на сиденье пассажира рядом с водителем. По привычке накинул ремень безопасности и защёлкнул его на замок.
   Водитель тоже улыбнулся, включил счетчик и сказал:
- Можешь не пристёгиваться. Здесь местные гаишники таксистов не останавливают.
Я, продолжая улыбаться и радоваться хорошему настроению, вспомнил два случая связанных с ремнём безопасности. Было это давно, лет пятнадцать назад, может больше, но случаи эти я запомнил надолго.

- А вы знаете, иногда бывает и так, что пристёгнутый ремень способствует более трагичной ситуации, - сказал я водителю и добавил: - Редко, но бывает. Хотя я всегда пристёгиваюсь.
- Не бойся, у меня стаж более 30 лет, ни разу в серьёзном ДТП не был, - ответил водитель.
- Не всегда ситуация на дороге зависит от опыта водителя, - парировал я и машинально посмотрел на часы. До аэропорта езды около тридцати минут, этого вполне достаточно, чтобы рассказать водителю две необычные истории, связанные с применением ремня безопасности.   

   Однажды я, находясь на работе, заболел. Как мне показалось – слегка. Контора наша находилась за городом. Как раз в это время в сторону городской поликлиники направлялась наша служебная машина и я, воспользовавшись случаем и предупредив сослуживцев, отправился на прием к врачу. Городок наш был небольшой, и уже менее чем через 40 минут я сидел в кабинете у врача. Это была женщина средних лет, говорила всегда спокойным, негромким голосом. В среде пациентов она считалась хорошим врачом и просто хорошим человеком.

   Медсестра, проверив мою медицинскую карту, сделала замечание:
- У вас флюорография просрочена, нужно пройти обследование. Врач, осмотрев меня, тоже огласила своё решение:
- Небольшое переохлаждение. Температура небольшая, попейте чай с мёдом, ноги попарьте, и всё пройдёт. На улице конец зимы, многие в это время простывают, постарайтесь раздетым не выходить на улицу, одевайтесь теплее. А флюорографию пройдите сегодня же. У них сейчас приемные часы.

   Я так и сделал. Флюорографию прошёл, результат должен был быть только на следующий день, и я спокойно возвратился опять на работу.
Через тридцать минут я уже продолжил работу за компьютером, налив предварительно горячий чай. Мёд любезно предложили мне работники бухгалтерии.

   Через несколько дней мне по служебным делам предстояло выехать в город в одну из организаций. На этот раз я сидел на пассажирском месте рядом с водителем. Дорога петляла в соответствии с руслом реки, которая была покрыта толстым слоем льда. Обычно водители чтобы сократить расстояние ездили зимой по реке, но сегодня водитель поехал по дороге. Несмотря на рабочий день, дорога была свободная, лишь изредка мимо нас проезжали машины по встречной полосе. Мы с водителем беседовали на разные темы. Погода была прекрасная. Чувствовалось приближение весны, как-то по особенному светило пока ещё зимнее солнце, пригревая нас через стекло своими лучами, к тому же в салоне был включен обогреватель.
Водитель, посмотрел на часы и добавил скорость со словами: «Нужно успеть сегодня ещё в автомагазин и на заправку».

     В это время на повороте дороги нас занесло немного в сторону, водитель, пытаясь выровнять машину, замолчал и весь напрягся, манипулируя управлением.
Но машина его не слушалась, всеми четырьмя колёсами она наехала на наледь, вдруг развернулась на 180 градусов и выскочила на встречную полосу. По этой полосе навстречу нам на большой скорости мчался тяжелый КАМАЗ с прицепом. За эти несколько мгновений, пока нашу машину разворачивало, я успел только испугаться мчавшейся навстречу машины, желал только одного – чтобы нас быстрее выбросило со встречной полосы дороги в кювет. Мельком я увидел, что водитель встречной машины пытался снизить скорость, но в условиях наледи на дороге ему вряд ли это удалось бы. Пока я смотрел на встречную машину и автоматически оценивал расстояние между нами, нас уже занесло с дороги на обочину, машиной мы сбили временный дорожный знак на деревянной стойке. Но этот удар, собственно, и спас нас от опрокидывания. От удара стойки с пассажирской стороны дверь резко открылась и я кубарем вылетел в сугроб.

   Несколько раз кувыркнувшись по свежему снегу, я уткнулся носом в сугроб. Поскольку вслед за моим падением никаких громких звуков я не услышал, тут же сообразил, что наша машина не перевернулась, а КАМАЗ благополучно промчался мимо нас. Когда я поднял голову, то увидел, что наша машина стоит, уткнувшись передними колёсами в кювет, а КАМАЗ остановился через несколько десятков метров. Его водитель вылез из машины и собрался было бежать к нам на помощь, но, увидев, что с нами всё в порядке, махнул рукой, вернулся в кабину и продолжил свой путь.

   Наш водитель оставался сидеть за баранкой, тупо глядя как я, прихрамывая на ушибленную ногу, иду к машине. Он был напуган не меньше меня. Он также, как и я, не был пристёгнут ремнём безопасности. Но, в отличии от меня, он очень цепко держался за руль. Когда я подошёл, он ещё продолжал судорожно сжимать баранку. Я шёл к машине и рассуждал: «Вот тебе и урок безопасности – пристёгивать ремень надо!». Голос изнутри возразил: «А если бы не успело машину вынести на обочину перед мчавшимся КАМАЗом? Не миновать тогда столкновения. Скажи спасибо судьбе, что тебя выбросило из машины».

   Не буду рассказывать, как мы выбрались из кювета, а вот в больницу я в этот день попал, но не по причине ушибленной ноги.  В поликлинику, куда мы вскоре приехали, я сначала обратился к травматологу, который осмотрев меня, сделал заключение: «Повреждений нет, небольшой ушиб ноги не представляет опасности». Затем я направился за результатом флюорографии.

   Молодая девушка в коротеньком белом халатике стала искать мой результат и не находила. Подключились ещё подошедшие две медсестры. Они перерыли все карточки сначала по начальной букве фамилии, затем по соседним буквам, потом стали искать созвучные фамилии, но всё было безрезультатно.
   - Мужчина, может вы не проходили флюорографию? Может врачу уже кто-то отнёс. Вы у врача не спрашивали? – наперебой стали говорить медсёстры. И вдруг одна из них взяла карточку со стола и с округленными вдруг глазами сказала:
   - Ой! Мужчина…Так мы же вас разыскиваем!
Я удивлённо посмотрел на неё. Она, держа в руках мою медицинскую карту и результат флюорографии, добавила:
- Срочно бегите к врачу!
- Девушка, не пугайте меня, - ответил я удивлённо. – В чём была проблема меня найти? В карточке указаны мои координаты: домашний адрес, телефон, место работы. И потом, какая срочность бежать к врачу?
- Бегите срочно! – захлёбываясь от волнения быстро повторила девушка. - Она принимает сейчас. Идите без очереди. Она вам всё расскажет.

   Я перестал думать об истории с полётом из машины и стал волноваться уже по другой причине. В голове роились нехорошие мысли, одна другой мрачнее.
Ничего вразумительного не услышав от девушек, я помчался к врачу, который находился этажом ниже. По пути я рассуждал: «Меня зачем-то искали…, медицинская карта пролежала у них на столе четыре дня…, срочно к врачу…». Ответа на свои же вопросы я не находил.

   Перед входом в кабинет врача очередь выстроилась передо мной живым щитом, закрыв собой дальнейший мой путь.   
- Да! В кабинете мужчина, ну и что? Мы тоже стоим только спросить! – с возмущением сказала дама средних лет, загораживая мне проход к врачу. Я отошёл назад.  Но как только дама чуточку отошла в сторону, я юркнул в дверь.
   Врач с удивлением посмотрела на меня и, отложив в сторону держащий в руках тонометр, молча ждала пояснений по моему наглому вторжению. Я тоже молча подал результат флюорографии и медицинскую карту. Врач, мельком взглянув, стала что-то писать на листочке, одновременно сообщая мне:
- Срочно на госпитализацию! Прямо сейчас! - и подала мне направление в больницу.
- Да что случилось? – не выдержал я и стал требовать объяснений.
- У вас пневмония. Двухстороннее воспаление лёгких. Вам срочно необходима госпитализация.
Я, будучи ещё под впечатлением ДТП на дороге, не сразу понял сказанное.
- Срочно в больницу! - повторила врач. А родственникам позвоните, пусть принесут пижаму и всё то, что вам будет нужно, - настойчиво продолжила врач.

   Словом, через пару часов я лежал в больнице и плохо соображал уже по другой причине. Температура поднялась до отметки 39,6 градусов. Перед глазами было видение несущегося на полной скорости КАМАЗа, мой полёт из кабины в сугроб, девушек из кабинета флюорографии, которые что-то громко и одновременно мне говорили и жестикулировали руками. Затем все звуки стихли. Перед глазами возник потолочный светильник больничной палаты, и я провалился в какое-то бессознательное состояние человека с очень высокой температурой. Я уже не чувствовал, как медсестра делала мне укол и не слышал её голос.
   
   Очнувшись через несколько часов и, находясь в полусознательном состоянии, я увидел в палате много людей в белых медицинских халатах. Они что-то живо обсуждали между собой, но понять о чём они говорят было невозможно. Потом звуки и видение исчезло, и я опять заснул.

   Проснувшись на следующий день, я осмотрелся и стал вспоминать вчерашний день. Машина, сугроб, врач, медсёстры. В голове тяжесть. На тумбочке пакет с продуктами, бритва и зубная паста со щеткой - значит здесь была жена. Но я этого ничего не помню. Сосед сидел на соседней койке и пил чай.

- Доброе утро! – улыбаясь, произнёс он. - Как самочувствие? Вчера ты вырубился сразу, только прилёг. Жена приехала, переволновалась. Сидела у твоей кровати, пока врачи не убедили её, что с тобой всё в порядке, просто действовала высокая температура, а травм никаких нет. Ты, говорят, в ДТП попал?
Я улыбнулся как мог, вспомнив вчерашний случай и ответил:
- Удачно я вылетел из машины, прямо перед носом мчавшегося КАМАЗа. Хорошо, что не пристёгнут был. У водителя, оставшегося за рулём была ещё опасность столкновения со встречной машиной, а меня судьба решила обезопасить и, на всякий случай, выбросила из машины подальше.
- Повезло тебе, - отхлебнув чай, медленно проговорил сосед. А мне вот в своё время повезло меньше. Можно сказать - совсем не повезло.
- А почему здесь, в палате, было много людей в белых халатах? – вспомнил я. – Это ко мне приходили?
- Нет, это приходили смотреть на меня. Как на музейный экспонат.
- ???
- Я же сказал, что мне повезло меньше, чем тебе, - сосед встал с кровати, поставил чашку с чаем на тумбочку, вытер руки и постучал костяшками пальцев по своей голове. Раздался странный звук, как будто стучали по пустой кастрюле.

- Череп у меня из титана отлитый. Если быть точнее - не весь, а частично. Вот и пришли все медики на меня посмотреть.
Я с удивлением поднялся и сел на кровати, подвинув подушку под спину. Видя на моём лице немой вопрос, сосед продолжил:
- Вот я и говорю, что мне повезло меньше, чем тебе. Лет пять назад, мой сосед покупал себе машину. Опыта вождения у него не было, вот он и попросил меня перегнать машину из областного центра. Всю дорогу я вёл машину, а когда оставалось до нашей деревни километров десять, он и попросился самому сесть за руль, мол домой сам въеду на машине. Мы остановились, поменялись местами и поехали дальше. Машин на дороге было мало, я пристегнул ремень безопасности и под шум колёс задремал немного. Проезжая по узкой дороге мимо песчаного карьера, сосед не справился с управлением, машину бросило в одну сторону, а потом в другую. Сосед не был пристёгнут ремнём безопасности, не удержался за рулём и вылетел из машины, а я вместе с машиной свалился в карьер.

   Очнулся я в больнице с раздробленным черепом. В общем вся родня собирала мне серебряные изделия на ремонт черепа. Но оказалось, что мне установили не серебряную, а титановую пластину вместо удаленных осколков черепа. С тех пор так и живу. В аэропорту каждый раз приходится объяснять наличие металла в голове. В больницах, тоже, как и вчера, смотрят как на диковинку.
Сосед по палате вздохнул. Развёл в сторону руки как бы говоря: «А что теперь делать?» Потом взял со стола кружку с недопитым чаем. Но пить не стал – задумался. Я тоже задумался. Вспомнил вчерашний день и подумал: «Да! Мне повезло больше, чем ему».

   Закончив свой рассказ, я посмотрел на водителя такси.  Он в задумчивости управлял машиной, а на повороте в аэропорт снизил скорость. Оставшиеся пять минут до аэропорта мы ехали молча. Каждый думал о рассказанной ситуации. В аэропорту, рассчитавшись за такси, я вышел из машины. Таксист, подав мою сумку из багажника, сказал:
- А всё-таки лучше пристегнуть ремень безопасности! Автотрасса – не карьер.
- Это точно! – сказал я, накидывая ремень сумки на плечо. 

   Водитель сел в машину, махнул мне рукой  и, пристегнув ремень безопасности, выехал от стоянки.
Я, глядя ему в след, опять вспомнил соседа по палате с титановым черепом, случай со встречным КАМАЗом и, постояв несколько секунд в задумчивости, направился в здание аэропорта.

   А ремень безопасности по-прежнему пристёгиваю сразу, как только сажусь в машину.