Разбилось

Ольга Богоявленская
       Вот сам не проследишь… всё наперекосяк!
     -Алло! Съездил? И что?.. Да что мне его обещания! Он ещё десять лет будет обещать! Конкретно что?.. Нет, это мало! Давай завтра опять к нему. И дави на него сильнее! А то он так и будет вилять!.. Ну, давай…
     -Андрюша… Всё на столе… Остывает…
     -Не мешай! Алло? Ну, что у тебя? И долго ещё вся эта канитель?! Мы с тобой к какому сроку договорились? Да где ты успеваешь! – ты уже не укладываешься! А это твои проблемы! На меня не перекладывай! Ну, смотри… Ну, давай… Так… Ещё у меня что?.. А!.. Алло! Как у тебя? Ладно… Ладно, хорошо. Бывай!.. Ну… ужинать, так ужинать…
    

     -Андрюша, остыло, наверно? Может, подогреть?
     -Нормально.
     -Устал?
     -Нет. Нормально.
     …Может, самому съездить?.. А то эта тянучка… Вот чего не люблю!.. Нет, пока не надо! Много чести!
     -Андрюша, а я сегодня Ванечку в бассейн возила. Ой, ты не представляешь! Он воду просто обожает! Это моржонок какой-то, а не ребёнок! Плавает – будто всю жизнь в воде провёл!
     -Да? Хорошо.
     -Правильно мы стали рано плавать его учить. У него никакого страха перед водой. Дети постарше уже воспринимают воду как какую-то опасность, уже скованно держатся. А для малышей – будто родная стихия.
     -Угу…
     …Не уложится в срок… Видно по нему, что канительщик. Не надо с ним больше дела иметь…
     -Вкусно? Какие-то новые соусы появились, целая серия. По-моему, ничего. Тебе как?
     -Да, вкусно.
     -Соусы – такая классная вещь! Ерунду какую-нибудь приготовишь, соусом заправишь – и как будто что-то оригинальное. А знаешь, я сегодня в магазине такие классные портьеры видела! Сказка! Представляешь, сама ткань тёмно-синяя… тяжёлая такая… по ней золотой рисунок… причём, рисунок такой очень лёгкий… И так это оригинально задрапировано… Понимаешь, вроде такой классический цвет, а так современно смотрится, до того оригинально…
     -Что ты всё время тараторишь?
     -Андре-е-й… Мне что, вообще с тобой поговорить нельзя? Я и так тебя вижу… по полчаса в день…
     -А я весь день не на солнышке загораю. Я работаю. И семью обеспечиваю. Очень неплохо обеспечиваю, между прочим.
     -Что ты сразу – обеспечиваю… Я будто не с мужем живу, а с банкоматом каким-то…
     -Давай без истерик. И так устал. Спать идёшь?
     -Посуду вымою…
     -Как знаешь.
     -Сейчас приду…



     -Ты не заснул?..
     -Нет. Не заснул.
     -И не очень устал на своей работе? А?..
     -Так… Обычно. Ложись уже, хватит перед зеркалом вертеться.
     -А как тебе моя новая рубашечка?
     -Снимай свою рубашечку.
     -Тебе вообще всё равно, что на мне надето… Хоть в половую тряпку завернись…
     -Не бухти. Иди сюда.
     -Ох… Опять медвежьи объятия…
     -Медвежьи…
     -Подожди…
     -Кого я должен ждать…
     -Андрюша…
     -А?..
     -Андрюша… Ну что ты…
     -Не тараторь!



     -Галя? Ты что? Чем недовольна?
     -Ничем!
     -А всё-таки?
     -Как будто тебя моё мнение интересует!
     -Да ладно тебе… Что такое?
     -То! Ты будто не любовью занимаешься, а нужду справляешь!
     -Ого… Это что за обвинения такие?
     -Такие вот обвинения! Как ты вообще заметил! что недовольна…
     -Что, мало, что ли? Давай повторим.
     -Не хочу я такого повторения!
     -А чего ты хочешь?
     -Хочу, чтоб ты меня любил!
     -По-моему, у тебя просто истерика.
     -Да, просто! У меня вообще всё просто! Чего тут мудрить вообще! Туда – сюда! Все дела! Я тут так… для твоего удобства лежу!
     -Ну ладно, ладно… Не сердись… Я чего-то… устал… сегодня…
     -Ты всегда такой!
     -Да ладно уж… всегда…
     -Почти всегда!.. Только в самое первое время… А сейчас… Ты меня не любишь!..
     -Ну что ты, глупая… И тебя люблю, и Ваньку. Просто на работе замотался.
     -Ты всегда работой отговариваешься!
     -Почему отговариваюсь? Правда замотался. Для вас же стараюсь.
     -Для тебя работа важнее нас!
     - Глупости! Работа – это просто деньги заработать.
     -Неправда! Тебе на работе интереснее. А мы так… В оставшееся от работы время.
     -Это ты уж загнула…
     -Думаешь, я совсем глупая и ничего не понимаю…
     -Да не думаю я!
     -Думаешь, думаешь. Так, тараторю какую-то ерунду. А я тебя очень даже хорошо понимаю! Для тебя вся жизнь – на работе. А мы… ну, надо же куда-то вечером приходить. Не ночевать же у себя в кабинете.
     -Так я бы мог и в пустую квартиру приходить.
     -А ты и приходишь, будто в пустую квартиру! Просто в квартире такая мебель стоит. Ну, там стол, шкаф, кровать, жена, сын…
     -Нет. Всё не так.
     -А как?
     -Всё по-другому.
     -Как по-другому?!
     -Я люблю жену, сына и свою работу. И давай спать. А то мы так чёрте до чего договоримся. А мне завтра рано вставать. Что молчишь?
     -Дан приказ спать.
     -Да ладно тебе… Ну, не дуйся… Навыдумывала чего-то себе… Давай спать.
     -Спокойной ночи.
     -Спокойной ночи.



     А глупенькая-то меня раскусила. Да как точно-то раскусила! Вот тебе и глупенькая…
     Права, права… Как в пустую квартиру… Да нет… Не совсем уж, конечно, так… В пустую я приходил. Совсем тошно. Я бы не хотел опять в пустую. И всё-таки…
     А что я могу?.. Я ведь правда стараюсь. Я не вру. Заработать. Чтоб им хорошо было. А остальное… Что я могу сделать…
     Всё-таки надо. Она же не виновата. И Ванька… Да нет, я его люблю!
     Ну, не знаю… Я думал, это как-то по-другому… Не знаю.
     А что тут вообще можно сделать…
     Марина… Марочка моя… Вот ты мне отомстила… Ты же не мстительная, ты добрая… А так отомстила…
     Ну да, да… «Сам себя накажешь…» Наказал.
     Только за что? Что слишком тебя любил? Вот ты теперь не поверишь, а ведь всё – всё! – из-за того, что я тебя слишком любил. Слишком! – понимаешь? Так нельзя.
     С самого начала. Как увидел тебя.
     Так странно… Сразу всё вокруг – какое-то смазанное… как, знаешь, на плохих фотографиях бывает… такие, из плохенького фотоаппарата… и только ты – чётко. Очень чётко. Даже чётче, чем в обычной жизни. Вся. И так близко.
     Что это было? Это как-то объясняется? Какими-то физическими законами? Я потом часто думал. Кто бы другой рассказал – и не поверил бы. Чушь какая-то. Я реалист. А здесь…
     А ведь было. Именно так было. Почему-то тебе не рассказывал. Как-то уж слишком… сентиментально, что ли.
     Да, вспоминали… я ведь по-другому говорил… «вот, увидел… такая вся красивая… сразу запал». А я сразу даже и не понял – красивая ты или нет. Поверишь? – даже не понял! Просто – вот ты – а остальные куда-то исчезли. Я только понял, что ты – это ты. И всё.
     Тупой, да? На тебя ведь все только посмотрят: «Ах, какая красивая!»
     Да, красивая. Нереально красивая. Сказочно. И как же я тебя ревновал, Бог ты мой! Это ж врагу не пожелаешь! Такая пытка… На медленном огне зажаривают… и то, поди, легче. На тебя же все засматривались. Все подряд. Со мной идёшь – и то все шеи выворачивают. А без меня что?!
      А тебе нравилось! Нет, вот признайся – ведь нравилось? Глазками так стреляла… вроде незаметненько. А я-то видел! Или улыбнёшься так… вроде чуть-чуть… вроде и придраться не к чему… А ещё так посмотришь… и чуть улыбнёшься… Парень аж растает весь! Тоже, скажешь, сочиняю?
     Ты вот сердилась, что я всё время скандалы закатывал. «Скандалишь на ровном месте…» Да не на ровном месте! Я просто объяснить не мог. Но я же чувствовал! Ну да, не спала ты с ним, и не целовалась даже… хотя – откуда я знаю?... Ну ладно, ладно – ничего у вас не было. Но ты вот как-то так вся к нему подашься… даже не могу объяснить… но я это чувствовал! – понимаешь? И он в ответ тоже весь к тебе… И уже что-то между вами есть. Что-то в глазах… что-то в улыбке… Хотя на самом деле – вроде ничего. И придраться не к чему. И начинаешь говорить – дурак дураком. «Опять скандал на ровном месте…» Да я и сам понимаю, что дураком выгляжу. Ещё больше злюсь…
     Но было это, было! И не докажешь мне, что я всё выдумал. Видел я! – сама ты их заводила.
     И что такое в тебе? Что за магнит такой? Да, красивая. Очень красивая. Да ведь на другую красивую смотришь – и ничего. Так, отметишь про себя: красивая. И даже не шевельнётся ничего. Ни в душе, ни в штанах. А ты…
     Я не знаю, почему я сразу пошёл за тобой… Как на верёвочке повела. А что, это только на меня, что ли, действовало… Уж если меня так скрутила…
     Да ты знаешь, какой я был избалованный! Сколько за мной девчонок бегало!
     Вот сказал бы мне кто, что сам так буду… Да ещё от ревности с ума сойду…
     Марочка… а правда… ты меня любила? Ведь любила, правда? Ты не обманывала. Так нельзя обмануть. Любила, я знаю.
     Ну и зачем они тебе все нужны были?! Зачем тебе нужно было, чтоб они за тобой толпами ходили!.. все эти…
     Прости меня… Опять я… Прости.
     Ничего не было. Я всё навыдумывал. Ты самая хорошая. И никогда ты мне не изменяла. Ну, пококетничаешь иногда. Ну и что? Всем женщинам нравится, когда ими любуются. И тебе нравится. «…Ну и найди себе серую мышку, на которую никто смотреть не будет.» Не нужна мне серая мышка. Ты мне нужна. Самая красивая. Самая-самая.
     А если б сейчас всё сначала?.. И всё переиграть. Нет, не снова встретиться… уже после всего… А вот как будто мы только что… первый раз друг друга увидели…
     Поиграем в эту игру?..
     Ну, со мной всё ясно. Меня просто шарахнуло. А ты? Ты помнишь? Как меня в первый раз увидела? Только не говори, что я тебе не понравился. Помнишь, как мы смотрели в глаза друг другу – долго-долго – и никто взгляд не отводил? Я-то вообще как загипнотизированный… и ты тоже  взгляд не отвела… потом засмеялась.
     А я раньше не верил в любовь с первого взгляда. Понравиться с первого взгляда можно. Захотеть. Ну, там симпатия… то, сё… Но чтоб уж сразу любовь…
     Раньше… Раньше со мной и близко ничего похожего не было. Я в тебя разве влюбился? Влюбился – это так что-то… слабенько… охи-вздохи… А тут… Ты рядом – я живу. Тебя нет… - и ничего нет.
     Опять я не по порядку? Да нет, сразу так было. С самого начала. Я домой вернулся после нашей встречи – комната какая-то… пустая. Чужая. Не знаю, чем заняться. Кинулся звонить. Твой голос услышал – опять ожил. А мы же только что… сколько часов проговорили?
     О чём мы тогда говорили, когда гуляли в тот первый вечер? – даже и не вспомню… Обрывки какие-то мелькают… А я иногда даже и не слышал, что ты говоришь. Ты говоришь, а я смотрю на тебя… и не слышу. Просто смотрю. И так на душе… тепло, что ли… нежность такая… Я вообще-то не сентиментальный, ты знаешь. Но тогда… А потом наоборот – восторг какой-то… просто петь хочется… Я там, кажется, и пел что-то. Рассказывал что-то взахлёб. И такой какой-то сумбур… и так счастливо… и так… так неповторимо.
     Но хоть было. Хоть было.
     А ты знаешь, я тебя тогда поцеловал на прощанье – так у меня потом весь вечер губы горели. Правда. Смешно… Будто в первый раз целовался.
     Правда, мы были счастливы? В самом начале, когда ещё никаких ссор, ничего этого… Ведь не только я, правда? Ты тоже была со мной счастлива! Тут не соврёшь! Это в глазах… в счастливом смехе. Ты вся светилась от счастья!
     А ты и не скрывала! «…Мне так хорошо с тобой, так хорошо! Ты не представляешь!» Да почему же я не представляю?! Ты думаешь, я по-другому чувствовал! То же самое, то же самое! Какое-то невозможное, сумасшедшее счастье!
     Невозможное. Не-воз-мож-ное.
     А вспоминать больно. Не зажило. Хоть когда-нибудь заживёт?..
     И что я расцарапываю…
     А то! Спрятался…  Дожил до обвинений… Нет уж! Давай уж всё! Нечего прятаться…
     Всё… Это ж… кожу с себя содрать…
     Вот ведь… самое счастливое – вспоминать больнее всего.
     И всё-таки… как же я любил твоё тело! Не занимался любовью… - скажут же – занимался… любил! улетал… растворялся… да слов-то таких нет! дурацкие названия! тут не выскажешь… только вернуться… - и почувствовать снова…
     Нет, не могу! Больно…
     …Как будто можно это с другой повторить. Вот с другой – это заниматься любовью. А так… только с любимой.
     Ну почему, почему?! Почему всё разбилось! И я любил, и ты любила – и почему так всё?! Может, слишком – да, слишком! – так со временем приугасло бы, но не так же – всё вдребезги! И ладно бы, кто-то стоял между нами – так нет же! Не было никого! Только мы! Да, ревновал тебя, жутко ревновал, и скандалами изводил! – да ведь, по большому счёту, я сам не верил, что с кем-то у тебя что-то серьёзно. А про меня и говорить нечего. Вообще ни на кого не смотрел.
     Не ревность. И не кто-то.
     А что тогда?!
     Вот если опять всё снова… И всё повторить… А может, опять бы всё так же закончилось? И всё равно – лежал бы я сейчас с нелюбимой женщиной… и оправдывался.
     … Давай сначала. С чего это всё началось?.. Ну, ревность… Да кто не ревнует-то! Не видел я таких. Это, может, когда уже сто лет прожили, надоели друг другу… И то… Может, я слишком уж ревновал… Может… Нет, не то… Не в том дело. Не ревность.
     А может, это и не я? Может, ты во всём виновата? Ты же ушла, не я! Я же тебя не бросал, и я тебя не выгонял, ты сама ушла!
     Э, брось… Чего себе-то врать… Ушла ты, а разломал-то всё я…
     Как ты тогда на меня посмотрела… Я окаменел от ужаса…  я понял, что это – всё… Ну что бы броситься за тобой вдогонку… Может, вернул бы… Наверняка бы вернул… Нет, стоял как истукан… Смотрел, как ты уходишь…
     Вот что меня тогда удержало? Ведь понимал же…
     Или тогда не понимал? Думал – уйдёшь – ну и ладно?.. другую найду?..
     А вот не знаю… Знаю, что любил. А понимал, что без тебя… без тебя – вот так?..
     Вот, наверно, где… Да, да… точно… вот оно…
     Не то, что не дорожил… Да нет, дорожил! Недостаточно, что ли…
     И даже не так! И дорожил, и боялся потерять!.. А вот что-то такое… Покориться, что ли, не хотел?.. Или как это назвать?..
     Помнишь, ты уехала на целый месяц? Перезванивались. Каждый день. «Скучаю…» А голос-то весёлый. А со мной такое творилось! Сначала скучал. Потом ревновал. Потом опять скучал. А потом такое началось!.. Я тебе не рассказывал… А как это расскажешь? Сказать, что скучал? – это не то. Что чуть не умер без тебя? – ближе, но всё равно не то. Я сам не знаю, что это было. Мне всё стало неинтересно. Ничего не нужно. Я ничего не хотел. Всё забросил. Лежал целыми днями носом в стенку… даже есть не хотелось. И не то, чтоб я так уж сильно мучился, сильно скучал… Нет! – а будто всё остановилось, ничего нет… и время остановилось… и жизнь вся остановилась… Вечером звоню тебе, слушаю твой голос… ты помнишь, я сам-то почти не говорил ничего, только твой голос слушал… Вот на это время оживу. Потом опять куда-то проваливаюсь. Ты бы поверила, если б я тебе рассказал? Подумала бы, что сочиняю. А это было, было! Потом ты приехала. Всё нормально. Жизнь идёт дальше. Всё хорошо. А я как вспомню… мне страшно становится!
     Вот тогда я себе сказал… «знаешь … так нельзя… Нельзя так! Во что ты превращаешься?»
     Тогда и началось всё. Все эти скандалы. Раньше из-за ревности… это так… поскандалим – тут же помиримся. А это уже всерьёз. Тут уж я попёр. Чего-то доказать хотел…
     Чего доказывать-то было? Что я и без тебя смогу прожить? Вот – живу.
     Ты тогда и понять не могла – что это со мной? с чего я вдруг?.. что на меня нашло?..
     Мы ведь несколько раз чуть не расстались. Ты уступала – в последний момент. Мирилась. Помнила, как нам раньше хорошо было. Думала, временно это всё… Бзык этот… Пройдёт…
     А бзык не проходил. Наоборот. Я почувствовал – ты уступаешь… Ещё больше… Окончательно верх взять…
     Как же я тебя изводил!..
     И как ты всё это терпела…
     И как же я любил тебя! Тогда… И всегда…
     И что это было…
    

     Я тогда не понимал… если ты уйдёшь… моя душа уйдёт следом за тобой… и я останусь… с пустотой…
     Ты ушла.