Умри, Денис, лучше не напишешь!

Дмитрий Савостин
Некоторые сегодня совсем запутались, повторяя за другими и выдумывая сами всякие небылицы по поводу того, для чего, собственно, существовали дворяне. А, между тем, казалось бы, чего проще - обратиться к первоисточникам - к русской истории, к великой русской литературе. Не надо повторять и фантазировать, надо уметь искать и находить. Не надо говорить за дворян, пусть они говорят за себя сами.

И здесь на первое место выходит классическая комедия Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль", которая была написана им в 1782 году. В имении грубых, жадных и жестоких господ Простаковых живет сирота Софья, получившая богатое наследство, из-за которого попечители пытаются принудить ее выйти замуж за своего тупого и наглого сынка-недоросля (так называли, не имеющих свидетельства об образовании, дворян) Митрофана. Тупость Митрофана особенно выпукло проявляется в его неспособности усвоить содержание уроков, которые дают ему приглашенные учителя Цыфиркин, Скутейким и Вральман. Но в финале, как и положено, зло наказано, и торжествует добро и справедливость.

Наряду с мощным сатирическим зарядом, пьеса содержит не менее сильный морально-нравственный посыл, раскрывающий взгляды автора на воспитание и предназначение русского дворянина. Эти взгляды выражены в диалоге вернувшегося из Сибири (нет, не из ссылки) дяди Софьи Стародума, прообразом которого считается отец автора, с его другом Правдиным. Во многом эти мысли актуальны и сегодня.

"Стародум: .... Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы... В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову

Правдин: Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум: В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как ни пряжки, на пуговицы.

Правдин: Вы говорите истину. Прямое достоинство о человеке есть душа…

Стародум: Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет...."

Далее Стародум рассказывает Правдину, что в молодости он познакомился со своим сверстником - графом, отец которого выдвинулся, как тогда говорил, в результате "случая", то есть не по заслугам или уму. Его сын получил передовое по тем временам образование, и Стародум считал за честь подружиться с ним, потому что ему через это общение хотелось самому стать образованнее. И тут началась война. Стародум бросился к другу: «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Но тот ответил, что надеется с помощью отца избежать отправки в действующую армию.

"Стародум: ...Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту ж минуту. Тут увидел я, ... что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.
Правдин: Сущая истина.

Стародум: Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку.

Правдин: Что ж бы иное и делать надлежало?

Стародум: Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия (честолюбия - Путешествия по времени). Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Правдин: Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум: В одном только: когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди".

Вот в этом служении Отечеству, о котором говорит словами своего героя Стародума Денис Фонвизин и заключался смысл жизни дворянина.

По легенде, после премьеры "Недоросля" князь Потемкин (не путать с броненосцем!) подошел к автору и произнес фразу, ставшую потом пословицей: " Умри, Денис, лучше не напишешь!".