Суды Линча в царской России

Дмитрий Савостин
Суд Линча - это когда приговоры и их исполнение осуществляются непосредственно общественностью без соблюдения формальностей, определенных законодательством. Считается, что суды Линча возникли и широко практиковались в Америки с 1882 по 1936 год, а большинство подвергнутых линчеванию являлись неграми. Впоследствии это явление было заклеймлено, как недостойное цивилизованного общества, и власти занялись его искоренением. И это понятно, потому что монополия на насилие является основной для государства, которое не намерено его никому уступать.

Но оказывается суды Линча в те времена существовали не только в Америке, но и в царской России. О том, как это происходили, повествует в детской (ДЕТСКОЙ, Карл!) книге "Кондуит и Швамбрания" популярный советский писатель Лев Кассиль, который написал ее на основании воспоминаний о своем детстве. Действие происходит в Покровской слободе (ныне город Энгельс Саратовской области), где отец писателя работал врачом. Писатель вспоминает, что когда местная полиция не справлялась с криминогенной обстановкой, жители создавали неформальный комитет, который составлял список проживавших в слободе преступников, подлежащих уничтожению. На следующий день собиралась толпа и шла по указанным в списке адресам, где забивала приговоренных накануне до смерти.

Кассиль пишет, что однажды одному из них, сильно раненному, удалось вырваться, и он прибежал к его отцу, прося о помощи. Вслед за ним у дому подошли его преследователи, которые начали требовать выдачи сбежавшего. При этом, так как Кассили были евреями, в ход пошли и антисемитские выражения. Но кто-то авторитетный остановил эти угрозы, заявив, что дело доктора лечить, поэтому не выдавая раненного, он поступает правильно, а расправится со сбежавшим можно будет и после. И толпа пошла дальше. А скрывшегося у доктора беглеца добили через несколько дней, когда он вышел из больницы.

Кассиль подчеркивает, что полиция никогда не вмешивалась в эти расправы и никого из их участников к ответственности не привлекала.

Этот рассказ заставляет взглянуть на суды Линча, как на способ самозащиты, который общество вынуждено применять, если официальная власть не справляется со своими прямыми обязанностями по обеспечению законности и правопорядка, отвечающими интересам общества.