Восторжествует ли в России справедливость?

Аникеев Александр Борисович
      Когда же, наконец, социалистическая идея, будоражащая светлые умы человечества с середины позапрошлого тысячелетия, сможет победить  капиталистическую систему хозяйствования в России, как по идеологии, так и по экономике, чтобы  действовать в рамках мирного развития человечества на благо каждого честного и добросовестного члена общества, а не воров и подонков погрязших в бездуховности своей роскоши?  Есть ли у россиян шанс увидеть торжество гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

      В процессе постепенного развития цивилизации человечество пришло к двум альтернативным системам хозяйствования с полярно противоположной идеологией: капитализм, основанный на хищнической эксплуатации людей и использовании природных ресурсов власть и богатство имущими при помощи своего капитала; и социализм, в основу которого заложена монополия закона о социальных гарантиях, когда с правом на труд людям гарантируется право на счастливую жизнь достойную количества и квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике с бережным отношением к природным ресурсам с развитием технологий их возобновляемости.


      Идея разумного эгоизма Гоббса, подкрепленная в дальнейшем концепцией прагматизма Пирса, по существу, являются основой идеологии капитализма. Гоббс утверждает, что человек, как существо животного происхождения, - эгоистичен, стремясь прежде всего удовлетворять собственные потребности, однако, он же и разумен, то есть разумом он способен понять, что учитывать интересы других людей часто оказывается достаточно выгодным, а человек всегда стремится делать только то, что ему выгодно и не сильно угрожает его жизни.

      Он говорил, что естественные нормы поведения в обществе, такие как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам, сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, которые влекут нас к мстительности, к гордыне, к эгоизму и к прочим негативам поведения.

       Разумный эгоизм и прагматизм, с одной стороны, способствуют развитию, делая человека конкурентно свободным в рамках социально-экономических законов общества, которые должны поддерживать стремление каждого человека к улучшению своих жизненных условий. Именно в силу таких условий темпы развития соответствующих сообществ становятся максимально возможными.

       Но неравенство способностей и условий жизни при господстве неограниченной капиталистической конкуренции индивидов, стремящихся к получению максимальной выгоды только для себя, в ущерб другим индивидам, не может не привести к расслоению общества по обладанию средствами для жизни, а отличия по размерам этого владения может достигать астрономических величин.

       Естественное возникновение перманентной напряженности между «обиженными бедняками» и «зажравшимися богатеями» властная элита пытается сгладить ещё более значительным ограблением менее развитых членов общества и эти средства направить на дополнительное благополучие обывателей из «среднего класса» во избежание социальных катаклизмов.

       А мировое развития капитализма автоматически делит страны на государства паразиты, составляющие в настоящее время так называемый «золотой миллиард», и остальные государства, развитию которых государства-паразиты препятствуют, «высасывая» различными способами, основной из которых состоит в подкупе властных элит развивающихся стран, богатства этих стран, включая наиболее образованных и способных граждан.

      Основой капиталистического способа производства и развития сообщества является акцент на рост массового потребления, стимулирующий развитие всех систем хозяйствования и обогащающий уже почти сросшуюся властную и бизнес-элиту.

      Однако рост массового потребления не может быть бесконечным. Ограниченность капиталистического способа производства состоит, с одной стороны, в конечности ресурсов, а также в невосполнимости целого ряда материалов при увеличении числа населения планеты. С другой стороны у подавляющей части населения наблюдается снижение доходов, при условии, что значительная часть остального населения Земли уже которое десятилетие живет в долг.

      Кроме того, капиталистический способ производства товаров в итоге вредоносен из-за постоянной разбалансировки целостности среды, окружающей человеческие сообщества, ради получения прибыли, что ведёт к уничтожению природы, а массовая культура и реклама, оглупляющие людей для облегчения их управляемости с целью вовлечение в бессмысленное потребление, стремительно понижает уровень самосознания масс почти до животного состояния, что означает прогрессирующую духовную деградацию населения.

       Всё более расширяющееся распространение информационных технологий и робототехники ведет при капитализме вместо использования людьми освобождающегося времени для творческого досуга к отчаянию, наркомании и депрессии людей, потерявших статус специалистов в своем деле, осознающих свою ненужность для общества.

       Бездуховность капитализма, его ориентирование большей частью на прибыль, фактически ведут к превращению наёмных трудящихся из субъектов действия в марионеток богатеев для зарабатывания денег, ибо и тех и других интересуют, в основном, только деньги, благополучие и развлечения.

       Социализм имеет в качестве основной идеи лозунг постепенного построения гармоничного и справедливого общества на основе коллективных усилий всех членов сообщества при рациональном использовании природных  ресурсов при справедливом распределении производимых средств для жизни по количеству и квалификации общественно необходимого труда на рабочем месте в экономике страны для социального благополучия всех добросовестных членов общества.

       При социализме избранная народом для своего благополучия властная элита акцентирует внимание и энтузиазм масс на выравнивании уровня жизни основных масс населения с перспективой постепенного прихода к коммунизму, когда для всех будут доступны не только относительно хорошие условия по жилью, питанию и одежде, но и коммуникационные блага в необходимых нормах для благополучной жизни всех членов общества будут доступны каждому, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт!

       Основой социалистического способа производства и развития общества по сравнению с капиталистическим является перенос акцента с неограниченного массового потребления на рациональное распределение производимых средств для жизни по труду, а как это сделать Маркс (1818 – 1883 г.) говорил ещё более 150 лет назад.

       И Энгельс (1820 — 1895) совершенно определено указывал, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

    Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс (1818—1883) выделил в противовес монополии капитала, при распределении средств для жизни, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма:  «Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями в своё рабочее время средства для своей счастливой жизни и вместе их потребляющих для восстановления своих потраченных жизненных сил, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся в обществе для дальнейшей переработке. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды по зарплате или от степени мастерства делать эти средства удобными и готовыми для потребления в своей счастливой и благополучной жизни. Формы такого распределения будут меняться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.
       Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная норма необходимых каждому жизненных средств для всех участников необходимого общественного труда определяется от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде необходимых каждому базовых средств для жизни, для восстановления своей потраченной энергии в труде и для удовлетворения других своих жизненных потребностей, но по потребительским качествам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм потребления для благополучной жизни общества. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социально справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89).

       То есть от каждого по способностям каждому по потребностям для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы с правом на труд каждый законодательно имел право от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОМЕРНО от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса, категории или по другим критериям определения результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх установленных законом и необходимых каждому норм потребления для благополучия общества! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества! При сохранении рынка вне социальной сферы и на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия населения страны.

       И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед социально-экономическим ЗАКОНОМ принятого большинством населения страны!!! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на жизнь достойную труда от его количества и квалификации направленного на благополучие общества!

       В таком обществе право на труд обеспечивает право каждому на достойную труда жизнь независимо от места в общественной экономике и правительство на основе этого ЗАКОНА, посредством своих аппаратов обеспечения законности, гарантирует такое обеспечение, что улучшает производственную и социальную дисциплину, сводит к минимуму проблему эксплуатации и приравнивает труд каждого к труду равного партнёрства и сотрудничества, развивая братство и добрососедство, солидарность и взаимовыручку.

       А это значит, что свободный труд – это прежде всего труд свободный от эксплуатации, наёмного и прочего рабства, кроме рабства от собственных потребностей!!!  Это труд направленный на созидание и на благополучие всего общества при учёте как способностей и стремлений человека, так и требований экономики общества для обеспечения социального благополучия каждого!


       Где народ сплочён, организован и налажена такая система,  то общество экономически, социально и интеллектуально стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья, для защиты населения от посягательств кого-либо на свободу жить по своим законам! И только если придерживаться такого принципа система может быть саморазвивающейся! Поэтому либо  сам Сталин и руководители ЦК КПСС Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал им никаких рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости, чтобы обеспечить себе буржуазные привилегии.


     И хотя в СССР был Единый Тарифно-Квалификационный Справочник для всех регионов Советского Союза и никто не имел право его нарушать! А тарифы за одинаковые нормы труда тоже были везде одни и те же и зависели только от разрядов, категорий и классов профессионализма каждого на его рабочем месте и зарплата была примерно одинаковая и зависела только от регионов проживания.

     Но социально-бытовые условия у многих были далеко не по труду и очень часто не соответствовали уровню квалификации на рабочем месте в экономике страны, ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять частный, буржуазный характер присвоения необходимых средств для жизни теми, у кого окажется денег больше, а не кто лучше трудился! Говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке средств для жизни всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

     Маркс показал, как это можно исправить, но в России большевики его предложения НЕ ПРИНЯЛИ и пошли ДРУГИМ ПУТЁМ, а куда пришли уже все знают. Поэтому у каждого социальные условия до сих пор по капиталу, а не по труду, только теперь ещё и тарифы везде разные, поэтому и конкуренции стало больше как на рынке труда, так и на рынке его продуктов. А те страны, в которых народ разобрался в предложениях Маркса уже давно в первом десятке рейтинга по социально-экономическому развитию разных стран мира.

     Что-то не понятно?

     Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общим трудом на благо общества и общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов и где семья была экономической ячейкой этой общины, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия все объединённые в единое государство общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. Всех ведет убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого и не может быть никакой свободы от этого ни у граждан, ни у правительства без всеобщей дисциплины и честности, без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.

     Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах от муниципалитета до государства, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!

      Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение разумных законов принятых населением и действовать так, как действовал бы умный и грамотный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

        Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…

        Только россияне НИКОГДА такого про свою страну сказать не могли и долго ещё сказать не смогут...
       
        Социально отсталые капиталистические государства,  как по организации трудящихся масс, так и по экономике, в частности по обратной связи народных масс и элит, что образует большей частью компрадорский клан вследствие  авторитарности правительств этих стран по управлению из-за низкого самосознания народных масс, разбогатевшая властная элита стремится любыми способами сохранить свою власть и свои богатства. Подобные страны являются естественными жертвами перед экономически более развитыми социальными государствами и часто попадают в зависимость к государствам-паразитам.

         Отсюда следует, что если государство желает сохранить для себя условия развития и процветания для своих потомков в рамках своих природных ресурсов по  нормам для своего благополучия, то должно подумать о техническом и технологическом развитии для их возобновляемости.  С другой стороны, разумный эгоизм и прагматизм должны опираться на более рациональную социальную основу, а стремление к безграничному потреблению должно быть заменено на разумное рациональное потребления.

        С другой стороны, замена хищнического капиталистического потребления на рациональное социалистическое, при стремлении к всеобщему благополучию по труду,  возможно только при смене потребительского мировоззрения на творчески-созидательное.  Без этого социальное развитие невозможно, ибо уже достигнут предел капиталистического развития, за которым следует распад и разложение государства под натиском более социально совершенных государств. А это действительно так, что подтверждается не только перманентным кризисом нынешних капиталистических  государств при множестве локальных войн, но и нарастающим информационным коллапсом.

        Капитализм разрушает наше сознание и уничтожает усилия разума, а противопоставить этому процессу можно только сознательную работу социально прогрессивной мысли, которая содержится в Золотом правиле нравственности – «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!».  Но для того, чтобы такое правило работало и можно было требовать справедливых социально-экономических отношений от других, в обществе должны быть справедливые законы и действенные службы обеспечения законности!

        Вот это и будет инструментом осуществления вечной мечты человечества о справедливости и гармонии человеческих взаимоотношений для безопасности и благополучия каждого на основе примера старших при поощрении законопослушных и добросовестных при заслуженном наказании нарушителей закона, что испокон веков применяется в природе.

       Ошибка биологов-эволюционистов состоит в категоричности утверждения о примате в процессе развития человечества решения биологических задач при развитие социальных инстинктов,   когда искусственный отбор направлен на решение биологических задач, а не на интеллектуальное развитие человечества. Прогресс, конечно, есть, но его цели абсолютно такие же, как и у любого животного, поэтому нельзя требовать невозможного. Главная цель любого живого организма изо дня в день состоит в поисках пищи, в комфортных условиях для её переваривания и превращения в необходимые вещества для продолжения здоровой жизни, в поиске ночлега, а в брачный период в поиске условий для размножения, затем для кормления и воспитания потомства . Ибо смысл жизни всех живых существ — в продолжении рода и в самосовершенствовании! Не смогут размножаться  — вымрут как вид, не смогут развиваться и самосовершенствоваться — погибнут как живой организм.

        С другой стороны, эволюционисты часто не желают понимать, что ускоренное развитие человека началось именно с появлением у некоторых особей разума, то есть с появления у них способности к творчеству новых знаний на основе приобретённых.  Сегодня неспособные к творчеству новых знаний либо глупы от рождения, либо не имеют необходимых для этого знаний, либо не способны творчески их обрабатывать. Поэтому задача любой школы — дать необходимые  знания и научить их творчески обрабатывать! Но выходят из таких школ далеко не все разумными, ибо способность к обучению у всех разная, но определённые простые профессиональные навыки можно привить почти всем. 

        Ум — это способность к рациональному мышлению, а интеллект — способность к рациональному поведению! Знать как надо делать и делать как знаешь — далеко не одно и то же!  Какой курильщик не знает, что курить вредно, а курит…

       Глубинные сущности в виде разных порядков формирования сознания, скрытые и переплетенные в каждом человеческом мозге, а, следовательно, и в общественном сознании разных сообществ, со всеми их знаниями и антагонизмами из-за необходимости решения каждым либо личных, либо  общественных задач, в разных обществах либо противоречащих друг другу, либо решающих общие задачи, реально определяют развитие человеческих сообществ на любом этапе.

         Отсюда понятно, что первоочередной задачей при развитии сознания, что реализуется каждым в индивидуальном порядке в силу сложившихся социально-экономических взаимоотношений в обществе,  является либо забота о собственном благополучии, либо забота о том, как не подвести коллектив, в котором он много лет живёт и работает, когда для него уважение коллектива превыше всего, ибо в этом случае и вознаграждение за добросовестный труд будет соответствующее.

      В условиях существования разных технические и культурные схем развития разных  сообществ с избыточным притоком информации, с переработкой которого человеческий мозг не справляется, принимая тем самым неверные решения, наслоение разных схем приводит к практически полной утрате необходимой для развития инфраструктуры, что означает не только прекращение какого-либо позитивного развития, но и в процессе возникших мировоззренческих антагонизмов происходит резкий экономический упадок в обществе.

       При потере связи индивида с обществом и с исчезновением общей цели в обществе социально-рациональному сознанию людей при отсутствии культурно-технологической основы уже не с чем взаимодействовать и общество деградирует. В этом случае общественное сознание людей  падает до минимальных значений и главенствующим становится животное эгоистичное сознание, которое способно более эффективно руководить особью после исчезновения социальных связей как в условиях дикой природы, где на первый план выходит борьба за выживание, то есть добывание пропитания, обеспечение размножения и достижение наилучших условий для удовлетворения первичных потребностей и стремление либо к доминированию, либо к подчинению в собственном окружении.

       Тем не менее, с течением времени эти люди могут поднять уровень своего самосознания до той степени, которая позволит им снова вступить на путь создания упорядоченного сообщества с возникновением новых социально-экономических связей, законоуложений и прочих социальных атрибутов.

      Другим вполне реальным сценарием может быть плавный переход демократических сообществ от монополии капитала к равноправному и благополучному состоянию в процессе развития монополии законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда при сохранении рынка на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества, по крайней мере, в отдельных регионах планеты. Этот вариант вполне может соседствовать на территориях планеты с товарно-рыночным вариантом экономики.

       С распадом относительно справедливых социально-экономических связей притока к отдельным людям информации о культурно-технологических фактах, которые имеют место в более социально развитых странах, почти нет, он снижается до минимума, что означает значительный разрыв с прежним собственным вариантом развития, который люди перестали понимать и принимать как должное, а это приводит к формированию нового собственного социально-экономического порядка на развалинах прежней инфраструктуры.

       Подобное снижение уровня  обработки информационных потоков всё же позволяет некоторым людям сохранять возможность удерживать высокую планку своего сознание, что тем не менее не позволяет им успешно противостоять эгоистичным животным инстинктам большинства.

        Но такая возможность появляется при условии объединения людей в сравнительно небольшие коллективы, главной особенностью которых является сознательное ограничение собственной свободы каждым членом ячейки ради рационального выживания всей ячейки в условиях враждебной окружающей среды при контакте с другими подобными ячейками для товарного и культурного обмена.

       В этом случае сравнительно слабое самосознание каждого индивида способно всё же несколько уравновесить действие во многом разрушительного животного сознания, которое в случае своего существенного доминирования может без труда сделать из человека экономического каннибала.

       Любопытно, что такие сообщества, перешедшие в состояние равновесия, представляет собой истинно справедливые сообщества, которые появляется ценой потери некоторой свободы при самоограничении в пользу коллектива, снимая тем самым внутренние противоречия, всегда раздирающие общество в развивающейся структуре.

        Но полностью равновесным может быть только такое сообщество, при котором равнодействующая всех противоборствующих сил станет практически равной нулю. Но в развивающемся обществе это невозможно, поскольку процесс развития в этом случае будет выражен крайне слабо и заключаться будет лишь в налаженном удовлетворении своих базовых потребностей при слабом сопротивлении животным инстинктам.

      
        Такая система хоть и находится в экологическом равновесии с природой, но она часто возвращается в основном к присваивающей экономике с сохранением и добавлением некоторых сохранившихся от предшествующей цивилизации ресурсосберегающих технологий.

        Отказавшись от сложной государственной системы управления, цивилизация возвращается к простейшим формам общественных отношений в виде локальных взаимосвязанных самоуправляющихся ячеек различной направленности по видам деятельности, связанных между собой не только горизонтально, но и вертикально, в отличие от первобытных общин, для своего социального благополучия.

       Поэтому задачей цивилизации являются не столько развитие технологий и общественных отношений, сколько стремление к самообеспечению в отношении создания для каждого человека приемлемых жизненных условий и поддержание функционирования самоуправляющихся ячеек без появления крена в сторону их отхода от самоуправления, как в Швейцарии, в Канаде, в скандинавских странах.

       В этом отношении отличие данной структуры от первобытных общин состоит в более высоком уровне самосознания членов самоуправляющихся ячеек, накопленном за тысячелетия предшествующего цивилизационного развития, и, в связи с этим, появлением возможности вполне осознанного принятия всеми их членами решений для адекватного функционирования этих простейших структур без делегирования процесса принятия решений иным инстанциям.

       В этих условиях свободное время каждого члена сообщества, которое может быть весьма значительным благодаря развитию техники, технологии и самих производительных сил, будет посвящаться саморазвитию в той сфере, к которой он имеет склонности: искусству, ремёслам, борьбе с болезнями, процессу обучения соплеменников и т. д.

      Таким образом, цивилизация как бы консервируется, но период ее существования и спокойной жизни людей в ней может быть намного длительнее, чем время существования известной нам цивилизации.

      Тому, кто скажет, что процесс развития нельзя остановить, можно привести пример подобной приостановки в развитии человеческих сообществ, точнее, его крайнего замедления. Этим примером являются хорошо известные и изученные первобытные общины, существовавшие примерно в одном и том же состоянии несколько тысяч лет, пока в результате развития техники не сформировалась нынешняя цивилизация.

        Равновесные с природой сообщества существуют и сейчас в естественном виде, например, аборигены Новой Гвинеи и австралийские аборигены. Существуют они и в искусственном виде различных сект, например, секты духоборов. Близкие к ним такие социально-производственные образования, как кибуцы в Израиле тоже отделяют себя от общества и государства по образу жизни, близкому к равновесному.

         Не исключено, что эта равновесная цивилизация, которая может появиться после распада нынешней цивилизации, не исчезнет, а под воздействием изменения сознания начнет функционировать в другой форме. Конечно, при достижении пороговых величин своих противоречий она тоже уступит место более совершенной, как и любая другая, но регулярное наступление точки сингулярности для каждой человеческой цивилизации означает непременный процесс обновления, столь важный и необходимый для мироздания.