Ребусы прошлого и настоящего

Надежда Мирошникова
Ох уж и любят наши СМИ из всякого рядового события сделать сенсацию. Ну да ладно, поддамся и я этому всекалининградскому ажиотажу.

Денек для нашей переменчивой погоды оказался замечательный, солнечный и не предвещающий дождя. Как сообщали в прессе и по ТВ, в Калининградский музей изобразительных искусств привезли сорок шесть картин из музеев России. Среди известных имен были Шишкин,  Крамской,  Серов, еще Тропинин, Куинджи, Кустодиев.

Понятно, что для нашего города это событие, хотя мы привыкли к приезду  подобных выставок и к гастролям известных личностей,к частым съемкам каких-то полукриминальных фильмов, типа «Желтый глаз тигра». Однако, не смотря на минимальное количество полотен (Впервые «Сокровища музеев России» показали в ноябре 2018 года в московском «Манеже». 280 экспонатов для выставки собирали из нескольких десятков  музеев),  все же хотелось увидеть своими глазами творения известных живописцев. Да тут еще разрекламированная на всех каналах новость, что паром в Калининград из Усть-Луги перейдет на рейд для ожидания груза, а у второго закончилась лицензия и выставка может не состояться. Так что подогрели слухами жителей янтарного края  на все сто градусов.

И все же препятствия были преодолены и картины благополучно прибыли. Сама выставка разместилась в здании некогда немецкой Кёнигсбергской биржи, построенной еще в 1870-75 годах на набережной реки Преголи  архитектором Генрихом Мюллером. Тогда биржа и использовалась для проведения торгов, а так же выставок и  концертов. Это, без прикрас, удивительное здание построено в стиле итальянского неоренессанса и находится как раз напротив Кафедрального собора сразу после Эстакадного моста, если ехать со стороны центра города. Оно прекрасно при любой погоде, легенды и рассказы про русалок, добавляют интерес и загадочность еще и потому, что рядом расположен остров Канта.

Во времена СССР  здесь сначала прописался Дом культуры моряков, потом был Дворец молодежи и вот теперь это Музей изобразительного искусства. Ступеньки этого здания помнят  обувь местных и приезжих бюргеров, русских купцов, известных итальянских и немецких архитекторов, а так же сапоги немецких солдат. Здесь, на руинах некогда разрушенной после войны биржи, снимались заключительные сцены фильма « Отец солдата».

Я  поднялась на крыльцо и вошла в вестибюль. Оказалось, что выставка бесплатна и надо только пройти в выставочный зал.
Не буду описывать свои впечатления, скажу только одно - их было много: от восхищения увиденного и причастности к чему-то большому и мне непонятному, до разочарования тем, что этого «большого» так мало и оно так внезапно закончилось. Зрители тоже ходили с блаженными улыбками на лицах, с растерянностью во взгляде и с пониманием, что это история их страны, в которой они тогда не жили. Мне вспомнились строчки одного из великих людей эпохи Возрождения:

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, Природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.*

Ступеньки спустили меня опять на землю. Экскурсия закончилась.

И тут я увидела  недалеко от набережной  группу ребят лет 9-10. Наверно летний лагерь какой-нибудь школы решил привести своих подопечных на культурное мероприятие. Все они толпились у ларька и с азартом «шопились», покупая колу, мороженное, чипсы и всякую снедь, чтобы скорее заесть впечатления от прикосновения к искусству. Они гомонили, толкались и совсем не обращали внимания на учительницу, которая просила их не расходиться.

Дети с азартом считали деньги, демонстрируя не пятидесятирублевые и стольники, а больше пятисотки и даже тысячные. Мальчишки вытаскивали из карманов мятые купюры, а девчонки, сложенные в кошелечки денюжки, и демонстрировали свое богатство.
Они подавали в окошко деньги и потом с удовольствием пересчитывали сдачу. Казалось, что сдача их привлекала даже больше чем сама покупка.

И тут подходит к окошку девчушка с кукольным личиком, протягивает стопку десяток и простит поменять одной купюрой. Девушка-продавец протягивает ей пятьдесят и две по десять, но ребенок повторяет свою просьбу-одной купюрой... Однако ей повторяют,  что семьдесят рублей нет одной бумажкой и девочка уходит с недоумением на глазах.

А дальше происходит самое интересное: мальчишка, что стоял почти рядом со мной (крепко сбитый, с креативной стрижкой и выбритым узором на висках в виде молний) со вздохом произносит: - Ох уж эти женщины...
Всё. Занавес.

* строки принадлежат Микеланджело Буонарроти