Марш-бросок по лесной дороге да по танковым следам

Валерий Павлович Гаврилов
     Сегодня, согласно плану практических занятий,  марш-бросок по лесным дорогам. Марш-броски бывают разные. Бывают на своих двоих в полной аммуниции, да еще бегом. А бывают на технике. Вторые более приятно вспомнить.
    У нас были автомобили высокой проходимости. Компактная “Шишига” – ГАЗ-66, брутальный “УРАЛ-375”, ветераны “ЗИЛ-157”. Курсанты ехали в крытых кузовах машин и по очереди пересаживались за руль. Что бы каждый мог освоить преодоление трудно проходимых мест на разных типах армейских машин.
     Первым у меня был “ЗИЛ- 157”. Добрая машина. Но без усилителя руля. Тяжеловато. Да и так – чувствуется, что из пятидесятых годов родом.
     После “ЗИЛа” пересел в “Шишигу”. “ГАЗ- 66” так нарекли потому, что если произносить “шестьдесят шестой” – выходит сплошное “Ш-Ш-Ш-”!  Проще сказать “Шишига”.  Хорошая машина. Проходимая, верткая. Только вот так и не смог я привыкнуть к рычагу переключения передач. Он размещен где-то за спиной водителя и его приходится вначале искать на ощупь, а потом ловить. А потом еще и правильную передачу попытаться врубить. Но это мелочи армейской жизни. На проходимость не влияет.
    И вот, наконец, подошла моя очередь попробовать “УРАЛ”. Дизельных “УРАЛов” тогда еще не было. Ставили форсированные бензиновые моторы  ЗИЛ – 375, работавшие только на 93 бензине. Как легковушки!  В этом был свой смысл.“УРАЛы” в большом количестве поставлялись в наши зарубежные европейские контингенты. А там бензин был только 92! А что неэкономично – так ведь все для армии!
    К слову сказать, в 70 –е в СССР был жуткий дефицит высокооктанового топлива. Если в “Москвичи”  и “ Запорыги” можно было лить 76-й, то появившиеся тогда “Жигулята” ели только 93-й!  Умельцы ставили прокладки для снижения степени сжатия. Но для мотора это было не очень хорошо. Да и ехать начинали “Жигули” не лучше “Запорожца”!
     Итак, “УРАЛ” мой. Стало сразу понятно, что это серьезный аппарат. Уютная кабинка, и тянет здорово! Он, шутя, подминал под себя километры разбитой дороги, которая становилась все более непролазной. Недавно здесь прошла танковая колонна и изрядно размесила жижу. Офицер, сидевший со мной в кабине, в качестве советчика-наблюдателя, пошевелив усами, сказал:
- Не боись, это еще ничего дорога! Это же дорога! А не только направление!

   Вдруг из леса высунулся ствол пушки. Я даванул на тормоз. Офицер вначале удивленно посмотрел на меня, но взглянув на дорогу, кивнул:
- Надо пропустить! У них весовая категория больше!
   Из леса в облаке сизой гари вынырнул танк. За ним прошел второй. Они пересекли дорогу и скрылись в лесу.
    Мы немного отстали.“Шишига”, шедшая первой, успела оторваться. Я увеличил скорость движения, насколько мог. Позади едва поспевали “ЗИЛы”.
    Вдруг за поворотом мы с майором неожиданно увидели “Шишигу”.  Она остановилась. Офицер вытянул шею, пытаясь понять причину остановки. Я медленно подъехал ближе . C моего водительского места хорошо просматривался участок дороги и я увидел, что перед головной машиной – гигантская лужа.
-  Там лужа большая, товарищ майор! – обратился я к своему пассажиру.
- Тоже мне, вояки, лужи испугались! Хотя верно, лужи разные бывают, большие и глубокие тоже! – размышлял офицер.
    В “Шишиге” открылись дверцы и из них показались фигуры курсанта и офицера.
  - Оценивают возможности. Свои, и ямы – усмехнулся в усы мой майор.
     Между тем фигуры скрылись в кабине и “Шишига” медленно двинулась вперед. Мой командир пожевал губу и сказал:
- Погоди, не торопись, посмотрим, что у них получится.
    И у  них получилось!  Только вот что?! В одно мгновение машина передом ушла куда-то вниз. Задние колеса повисли, тент кузова заслонил небо. Ну, мне так показалось. Личный состав спешно эвакуировался из “Шишиги” в дорожную грязь. А куда еще?
     Я посмотрел на майора. Его лицо  приняло удивленно- озабоченное выражение, которое затем трансформировалось в почти детскую радость. Эге-гей! Какое приключение! Есть возможность действовать!
   - Курсант, готовимся к эвакуации застрявшего по уши в грязи транспортного средства! Действуем спокойно, неторопливо, без суеты! – радовался  офицер, покручивая усы и сгорая от  нетерпения.    Я почесал затылок, глядя из уютной кабины на неприглядную дорожную жижу, и без надежды на лучшее спросил:
  - Выходим что ли, товарищ майор?
    Офицер удивленно посмотрел на меня:
 - Зачем? Пусть сами копошатся! Кто вляпался тот и …  А наша задача – культурно вытащить! Не испачкав сапоги!
   Ребята из передней машины, под руководством своего офицера, стали копошиться. Достали и развернули стальной трос, закрепили его на заднем буксировочном крюке “Шишиги” и стали подтягивать  к моему “Уралу”. Я немного подкатил машину ближе, и курсанты закрепили второй конец троса.
- Давай! – крикнул офицер из “Шишиги” и взмахнул рукой.
- Давай помалу. Врубай заднюю и  нежно. Мягко, не дергая. А то разорвешь “Газон”в клочья.  – рулил ситуацию мой наставник.
   Я двинул “Урал” задним ходом. Машину затрясло, но медленно, вгрызаясь огромными зубастыми колесами в грунт, мы стали пятиться, натягивая трос и постепенно вызволяя бедную “Шишигу” из цепкого объятия ямы.
  - Хорошо! Эвакуацию провели успешно. – похвалил майор.
 - Служу Советскому Союзу!–  серьезно ответил я.
    А мораль басни такова:  Не суйся в мутную воду, не зная броду! А еще я подумал, как хорошо, что легкая “Шишига” головной шла. А если бы мой “УРАЛ”? Чем бы его тащили?          Утонувшую “Шишигу” осмотрели на предмет серьезных повреждений. Повреждения были, но двигаться  можно. Оказалось, был объезд этой ямы. По лесу. Мы просто не заметили. Далее без приключений вернулись в расположение. Туда как раз и БТР подкатил. Весь заляпанный грязью. Из него десантировалась ватага веселых офицеров в полевой форме. С удочками и приличным уловом. Озера в тех местах знатные!
     Мне все очень понравилось. Особенно к месту пришелся ужин. Жалею я об одном. “КРАЗА” у нас в колонне не было. Вот на том бы проехать! Вот мощь! Позже мне довелось прокатиться в “КРАЗЕ”. Правда, в качестве пассажира. Ну и ревел же он! Я думал, оглохну! У “КРАЗа” кабина деревянная, обитая железом. Она теплая, конечно. Но звукоизоляции никакой. Зато на северах жизнь спасала застрявшим вдалеке от жилья водителям. Разобрал кабину, костер развел – и обогрев, и маяк в ночи!
      А марш-бросок тот был в середине восьмидесятых годов.
Мальчишки любят в машинки играть. Маленькие мальчишки играют в игрушечные машинки. А большие и пожилые мальчишки предпочитают настоящие машинки. Особенно с вездеходными способностями.