Пороги жизни

Миша Сапожников
Галина – женщина «бальзаковского возраста», жила вдвоём с мамой в двухкомнатной «хрущёвке». Мама очень болела и требовала постоянного ухода. Её мучили боли в ногах, особенно по ночам, она стонала и не давала нормально спать дочери. Ещё у неё кружилась голова, и она несколько раз падала, слава богу, что ничего не сломала.
Однажды Галина пришла с работы, а мама лежит на полу, упала и не смогла встать. Дочь помогла ей подняться, уложила в постель, напоила чаем, хорошо, что обошлось лёгкими ушибами. Приобрели  «ходунки», чтобы мать могла передвигаться хотя бы в туалет, ванную, но пороги туда пришлось убрать. У матери сильно дрожали руки, и она не могла даже ложку держать. Дочь её кормила, давала лекарство, помогала одеваться и раздеваться, купала в ванне.

Галина раньше работала администратором в супермаркете «Магнит», который расположен рядом с их домом, но из-за болезни матери пришлось перейти на работу уборщицей в этом же магазине, чтобы можно было чаще бегать домой.

У Галины есть муж и сын 9-ти лет. Муж не выдержал этой больничной обстановки и перешёл с сыном к своей матери. Галина навещала их в выходные дни. Мужу, конечно, было жалко её, глядя как она, разрывается между матерью и им с сыном. Но ничего не мог поделать, его такая жизнь тоже не устраивала, но он терпел.

А тут навалилась ещё одна беда: у матери отнялись ноги. Галина была в отчаянии. Не позавидуешь тому, кому приходится ухаживать за лежачим грузным больным человеком, требующим внимания и днём, и ночью.

Подруга посоветовала Галине устроить мать в дом инвалидов, тогда муж с сыном смогут вернуться домой. Но она категорически отказалась от такого предложения. Как это она избавится от мамы в таком состоянии и заставит её доживать среди чужих людей при живой дочке. Галина горько заплакала, еле успокоилась.

Однажды ей стало так плохо на душе, что она никого не хотела видеть. Она вышла с работы, забралась в самый дальний угол сквера, села на скамейку и дала волю слезам. Галина плакала беззвучно, положив голову на руки на спинке скамейки, только плечи её вздрагивали.

Вдруг она почувствовала лёгкое прикосновение рукой её плеча. Галина перестала плакать, вытерла платком глаза и посмотрела на обладателя руки. Перед ней стоял мужчина средних лет, бомжеватого вида с опустошёнными, но умными и грустными глазами.
- А Вам что от меня нужно?- сказала она резко.
- Ничего, просто вижу Вам плохо. Может, чем-то могу помочь?
- Чем Вы можете мне помочь? Вам самому нужна помощь.
- Мне уже ничем не поможешь, я на дне. А Вам надо успокоиться, в таком состоянии ничего не решить. Давайте снимем хотя бы стресс.
- Это как Вы снимете стресс?
- У меня осталось 50г водки и сухарик, выпейте и поможет.
- Вы хотите из меня сделать алкоголика, чтобы принять в партию бомжей?
- С одного раза ничего не случится, туда опускаются постепенно, по себе сужу.
Бомж по имени Андрюха вылил остатки водки в бумажный стаканчик и отдал его с сухариком Галине. Она выпила, водка обожгла ей горло, она быстро всунула в рот сухарик, и сразу почувствовала лёгкое кружение в голове и успокоилась.

-Андрюха, а как Вы оказались в таком положении?
- Только коротко, не хочется ворошить эту гадость. Я работал прорабом на стройке, меня подставили, отсидел 4 года, вышел из тюрьмы: ни жены, ни квартиры, ни работы.
Галина излила Андрюхе свою душу.
- Не так уж и страшно. У Вас есть мама, правда больная, квартира, муж, сынок и  работа. Надо окружить маму теплом, заботой и любовью, чтобы она не чувствовала себя обузой в семье, а наоборот - уважаемым человеком. Ведь Вы говорите, что она работала учителем в школе. Пусть внук приходит к ней, внушите ему, что это его любимая бабушка. Она будет помогать ему в учёбе, рассказывать интересные истории: и внуку польза и ей занятость. Может и я Вам, чем - нибудь пригожусь, хоть и бомж. Я часто бываю в этом сквере, иногда ночую на этой скамейке. Так что можно считать, что сейчас Вы у меня в гостях.

Наконец Галина встала и потихоньку пошла, бомж остался сидеть без выпивки и закуски. Потом он зашёл за «Магнит», там частенько выставляют ящики с просроченной и загнивающей едой. Он наполнил кое-чем желудок, вернулся на свою скамейку и сидя заснул, закрыв лицо видавшей виды соломенной шляпой, которую нашёл на мусорке.

Две недели Галина не приходила на скамейку, но однажды она пришла, Андрюха был на месте. Она выглядела  бодрее.
-Андрюха, я пришла ради тебя.   Нашему магазину требуется грузчик. Я уже договорилась с администратором насчёт тебя. Рассказала ей о твоём положении, сказала, что пропадает хороший человек. Администратор с трудом согласилась взять тебя на работу, но до первой неприятности. Так что не подведи меня, приведи себя в порядок, тебе выдадут униформу и начинай новую жизнь. Кстати, где ты ночуешь?
- Где попало: в холодную погоду ночую у друга - моего бывшего сторожа, когда я работал на стройке.

У Галины в жизни немного полегчало: она стала более ласкова с матерью, старалась не показывать при ней своё горе. Внук с удовольствием стал ходить к бабушке, она помогала ему делать уроки, рассказывала всякие забавные истории из своей жизни, давала читать книги.

Андрюха держался за свою работу «зубами», всё выполнял безропотно. Правда, платили ему мало, зато перепадало кое-что из еды. Он даже смог с получки приодеться в магазине сэконд хэнд. Он уже не похож был на бомжа и перестал с ними общаться. Немного выпивал с другом – дворником, ему для настроения много не надо было.

И тут его ещё раз выручила Галина. Её муж работал начальником сборочного цеха на заводе сельхозтехники. Галина уговорила его взять Андрюху к себе на любую работу. Сначала Андрюха работал подсобником, а потом его поставили на конвейер. Наконец, ему дали место в заводском общежитии. Он полностью перестал пить, только курил. На работе им были довольны. Свою прошлую жизнь он вспоминал как кошмарный сон, и просил Господа, чтобы дал ему силы и волю удержаться.

Вскоре он сошёлся с женщиной, работающей на заводе вахтером, и перешел к ней жить в однокомнатную квартиру.

Галина мама протянула не долго, и тихо ушла. Муж с сыном вернулись домой, и семья зажила скромно, зная цену каждому прожитому дню.