Четыре танкиста и... котенок

Дмитрий Савостин
Повесть "Взятие Великошумска", написанная в 1944 году классиком советской литературы Леонидом Леоновым, рассказывает о боевых буднях экипажа танка Т-34 с бортовым номером 203, в состав которого входил котенок по имени Кисо.

"Если бы не война, где особо ценят всякое проявление жизни, Кис; не сделал бы такой карьеры. Был он головаст, кошачьей грацией или подхалимством не обладал и вдобавок отличался крайне непрактичной бело-рыжей мастью. За ухом у него образовалось несмываемое пятно от ласкательных прикосновении танкистских пальцев. В штаб корпуса эта смешная фигура пришла из сожженной деревни, где еще дымились головешки, — ее последний житель, вышедший приветствовать освободителей! Нельзя было немцам ни сожрать его, ни угнать на каторгу, и, видимо, убийца пожалел на него патрона".
Леонид Леонов. Взятие Великошумска

Я не буду рассказывать содержание этой повести и рассуждать о ее художественных достоинствах и недостатках. Отмечу только, что это произведение смело можно поставить в один ряд с опубликованными в 1960-х повестями Виктора Курочкина "На войне как на войне" и Януша Пшимановского "Четыре танкиста и собака", по которым тогда же были сняты одноименные фильмы, ставшие классикой советского и польского кино.

Вот только "Взятию Великошумска" не повезло с экранизацией. А жаль. Потому что такой литературный материал может и должен стать основой для создания хорошего кинофильма. Но, возможно, современные кинодеятели, у которых, судя по их кинопродукции, постоянные проблемы со сценариями, просто не знают о существовании этой повести Леонова и вообще о существовании советской литературы. Поэтому и не получается у них сделать настоящее кино про Великую Отечественную войну.