Евгений Гришковец. Предисловие

Александр Хлупин
13 июня в столичном Театральном центре "На Страстном" состоялся юбилейный, сотый показ моноспектакля Евгения Гришковца "Предисловие". Я побывал на нём и хочу поделиться с читателями своими впечатлениями.

Спектакль идёт третий день подряд. И в зале снова аншлаг. Разве это не показатель? Показатель чего спросите вы. А вот чего - любви, уважения, ожидания. Публика... Какая публика ходит на Гришковца? Такая же, как и на все другие культурные мероприятия, на которых автор данных строк бывает. Самые разные люди. По возрасту, социальному положению, религиозным и общественным взглядам.

Что же объединяет этих людей? Почему они вместо летней прогулки, свидания, работы во имя дополнительного заработка, в конце концов вместо простого вечернего отдыха после тяжелого дня собрались здесь, в этом небольшом зале в центре Москвы, чтобы внимать одному-единственному человеку на сцене?! Что особенного может он сказать всем этим людям? Давайте разбираться!

Спектакль начинается в 21.00. Прямо как музыкальный концерт в клубе. Почему так? Ну, наверное потому, что, как не раз отмечал сам Евгений в своих интервью, его творчество адресовано обычным людям. Оно для тех, кто много работает, имеет семью и детей. И несмотря на все заботы у этих людей есть возможность читать его книги и посещать спектакли. То есть для представителей условного среднего класса. И чтобы те самые люди успели вовремя добраться в театр после работы, возможно перекусить в буфете с дороги и с комфортом разместиться в зале, спектакли Евгения начинаются вот в такое нетипичное для других театров время. Так было и четыре года назад, когда мне довелось побывать здесь на спектакле Гришковца "Шёпот сердца". Опять же, Театральный центр "На Страстном" - площадка молодёжная. Здесь работают молодые ребята, которым видимо не составляет сложности трудиться допоздна на радость уважаемой публике.

Гришковец появляется на сцене с небольшим опозданием и делает предисловие к "Предисловию". По задумке автора спектакль представляет собой некое превью к его мемуарному роману "Театр отчаяния. Отчаянный театр". На сегодняшний день это наиболее объёмное и значительное литературное произведение Евгения. Без ложной скромности монументальное.

Далее на протяжении фактически трёх часов Евгений рассказывает пронзительные истории из жизни - ироничные, зачатую забавные, драматичные, порой даже страшные. Но все они, эти истории в своей совокупности привели к тому, кем Гришковец является сегодня - популярным писателем, драматургом, артистом театра им же созданного. Действо происходит на фоне самой минимальной декорации. Точнее на фоне трёх широких ступеней, на которые периодически присаживается рассказчик. Они же, эти ступени являются местом хранения нехитрого реквизита - костюма ожившей статуи и атрибутов пантомимиста. Евгений попутно с повествованием общается со зрителями из зала, убедительно прося не фотографировать и пробуждая некоторых из них от дрёмы ироничными замечаниями.

В данном спектакле-монологе переплелись истории из детства и юности, службы на флоте и опыта жизни за рубежом. Здесь о родных и близких, сослуживцах и коллегах. О том, как юноша, фактически ненавидящий театр влюбился на всю жизнь в театральную сцену.

Монолог гармонично разбавлен видеозарисовками и пантомимой. А вы не знали, что Гришковец начинал свою театральную деятельность именно с пантомимы? Да, это именно так. До сих пор, несмотря на солидный возраст, Евгений находится в хорошей форме и номера пантомимы в его исполнении производят неизгладимое впечатление. Евгений умеет удивлять своих зрителей.

Так в чём же секрет успеха Евгения Гришковца? Почему его разговорные спектакли, коих он на данный момент создал уже семь, пользуются стабильным успехом у зрителей? Сам Евгений в рамках данного представления делится своим секретом. Просто он вовремя сумел понять, что людям нравится слушать истории, которые теоретически могли бы произойти с ними, их близкими и друзьями. Казалось бы - что тут такого? Подобные байки многие люди травят часами. В том и дело, что всё-таки главный секрет и талант Евгения кроется в умении рассказать эти, на первый взгляд, банальные истории так, что они цепляют и вызывают отклик в сердце самых разных людей. За время спектакля Евгений успевает коснуться стольких тем, снять стружку со стольких заскорузлых общественных представлений, пройтись по стольким личностным комплексам, что его постановки уже сродни сеансам массовой психотерапии. Люди смеются и грустят, задумываются и даже иногда плачут. Маски, ежедневно носимые ими на работе и не только сорваны. Они снова становятся самими собой. Пусть всего на один вечер, но ведь и это дорогого стоит.

Душевный вечер в компании умного человека. Что может быть лучше! Спасибо Вам, уважаемый Евгений!