На выставке картин Ильи Репина в Третьяковке

Александр Хлупин
А теперь поговорим о великих художниках. Мне довелось побывать на выставке картин Ильи Ефимовича Репина. Москва, Третьяковка на Крымском валу. И хотелось бы поделиться своими впечатлениями.

Общая организация в целом понравилась. Странным явилось лишь требование охраны перед непосредственным входом на выставку выбросить бутылку с водой. Имея опыт в посещении подобных мероприятий, мы вступили с ними в дипломатические переговоры. Дело в том, что в самих залах естественно нет какого-либо буфета или кулера с водой. А продолжительность посещения в среднем от полутора до трех часов (в зависимости от того, как вы будете передвигаться от полотна к полотну). В залах много посетителей и поэтому несколько душно. Само собой без воды никак нельзя. В итоге нам все-таки удалось сойтись с охранниками на том, что мы положим бутылку с водой в сумку и не будем ее доставать без лишней необходимости. В остальном каких-либо проблем или непонимания со стороны персонала мы не увидели, за что им большое спасибо.

Выставка приурочена к 175-летию со Дня рождения великого живописца. Помимо широко известных полотен, таких как "Бурлаки на Волге","Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и "Не ждали" на выставке открываешь для себя и другие грани таланта Репина - гениального портретиста, автора картин на религиозную и революционную темы. Здесь есть возможность увидеть эскизы, рисунки и наброски, а также провести интерактивное исследование творчества Ильи Ефимовича.

Фактически с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Илье Ефимовичу удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. В его творческом наследии можно увидеть все стороны современности. Он сумел затронуть темы, волнующие широкую общественность. Репин живо реагировал на злобу дня. Его художественному языку свойственна пластичность. Илья Ефимович охотно воспринимал различные стилистические направления - от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В этом время он создаёт галерею портретов своих современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную насыщенность той или иной ситуации. Но даже создавая картины на темы легендарного прошлого, Илья Ефимович оставался мастером животрепещущего настоящего, старательно сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В.В. Стасова, чей портрет также представлен на выставке, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России».

Последние годы своей жизни Илья Ефимович провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В этот период художник обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин также написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Как педагог Илья Ефимович воспитал целую плеяду прославленных художников: Кустодиев, Грабарь, Куликов, Малявин, Остроумова-Лебедева, Фешин, а также Валентин Серов, чья выставка в этих же залах несколько лет назад произвела настоящий фурор. Автор данных строк был и на ней. Должен сказать, что у учителя определенно имелся повод гордиться своим учеником.

На выставке также можно узнать подробности насыщенной биографии Ильи Ефимовича с помощью специальных информационных стендов на стенах. Многие картины и рисунки Репина представлены в нескольких вариантах, что дает возможность понять и оценить значительность и важность творческого поиска великого живописца. Для желающих узнать историю создания того или иного полотна, на выставке предусмотрен прокат аудиогида.

В числе личных фаворитов - картина "Садко",в которой Илье Ефимовичу удалось передать сказочность и разнообразие подводного мира. Как сейчас принято говорить - атмосферное полотно. А также портреты Тургенева и Толстого.

Выставка впечатляет и оставляет самое положительное впечатление. Трудно сказать, насколько подобные мероприятия полезны детям. По моему личному мнению, настоящая тяга к искусству появляется у человека ближе к тридцати годам. Впрочем зерна этой тяги должны заронить людям еще в детстве. Ведь как известно ничто не проходит бесследно и ничто не исчезает не оставив никакого следа. Любые наши усилия, открытия и знания нужны нам, как воздух. Именно для познания этого мира все мы и приходим в него. А потому спешите видеть, познавать и удивляться.