Прогулка по Львову. Глава 6. Профессорская колония

Василий Доценко
   Есть во Львове еще один сказочный уголок – Профессорская колония, название которой не каждый житель города знает, включая и водителей такси.

   Расположен он на песчаном холме, рядом с Кайзервальдом, от которого он отделен железнодорожной веткой, опоясывающей этот уютный городок. Участок этот железной дороги связывает станцию Подзамче и обрывается у Львовского дрожжевого завода. В довоенные годы последняя часть пути продолжалась в сторону Тернополя, но была взорвана в 1944 году отступающими фашистскими войсками. В 1970-е годы ее частично восстановили, и по выходным дням железной дорогой можно было добраться до Комсомольского (сейчас Винниковского) озера. Рядом с Колонией находился небольшой железнодорожный вокзал, от которого сохранилось старое двухэтажное здание и название коротенькой улицы - Станция Лычаков. К зданию вокзала подходила и трамвайная ветка, ведущая в центр города.

   Профессорская колония получила свое название из-за поселявшихся в ней жителей – преподавателей гимназий и университета. В довоенное время всех преподавателей учебных заведений называли профессорами, а студентов университета – академиками!
 Застройка этого района 1-3-этажными виллами, в стиле модного в то время функционализма, началась в 1936 году. Функционализм и рациональная эстетика отразилась и на узеньких улицах Колонии, вымощенной мелкой, 10х10 см брусчаткой, с расширениями, позволяющими разминуться двум машинам, на перекрестках. Тогда же была посажена липовая аллея на центральной улице Колонии -  Нищинского, названная в честь украинского композитора и поэта и пережившая немало переименований: Копальная боковая, Верхнее Корсо, Нусбаум-Гиляровича.  Улиц Колонии, без Нищинского, всего семь: Казахская (бывшая Верхняя), Вильде (Птасьника, Марата), Шишмановича (Щусева), Чумацкая (Спокойная, Боберской), Ялтинская, Коцко, Чарнецкого (Радзишевского, Прямая). На примере этого небольшого района города наглядно видна неуемная страсть властей города к переименованиям, часто бессистемных и нелепых.

   В настоящее время в Профессорской колонии живут 3 профессора: Львовоского национального медицинского университета имени Данилы Галицкого и двух профессоров Львовского Политехнического университета.

   После освобождения Львова от фашистских захватчиков Первым Украинском фронтом последний был реорганизован в Прикарпатский военный округ, и офицерам с семьями для заселения были предоставлены пустующие из-за бежавших и погибших жителей города особняки Колонии.  Для обслуживания офицеров (полковников) был специально построен по улице Чумацкой дом денщиков, особенностью которого было отсутствие обязательных для городских построек подвалов и чердаков. Из офицеров-жильцов Колонии мне известны несколько фамилий полковников: Станис, Дерюгин, Ивашкин.
 Единственным генералом, которого я застал, поселившись в Колонии в 1970 году, был дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Василий Степанович Петров, потерявший во время Великой отечественной войны обе руки, но продолжавший служить по специальному разрешению В.И.Сталина. Жил он на улице Нищинского в скромном полутораэтажном домике с прислугой из двух солдат. Был он из-за контузии вспыльчивым. Однажды во время свадьбы в доме напротив, когда на его просьбу отмечать событие потише гости и не подумали уважить генерала, он приказал денщику стрелять по окнам. Тем не менее генерал женился на миловидной женщине, учительнице, от брака с которой родился забалованный сын, доставивший отцу в будущем массу огорчений. Генерал отдал его на перевоспитание в суворовское училище. Не выдержав тирании мужа, разошлась с ним жена. После распада СССР В.С.Петров был переведен на должность заместителя командующего  ракетными войсками и артиллерии Вооруженных сил Украины в Киев, а в 2003 году в возрасте 80 лет умер.

   В доме №2 по улице Чумацкой после войны жил полковник Франц Станис, юность которого совпала с революционными событиями в России и служивший в составе латышских стрелков. Неординарной личностью был его сын Владимир Францевич, участник боев на Сталинградском фронте, ставший профессором-экономистом, доктором наук, работавшим заместителем министра высшего и среднего образования СССР и вторым ректором Университета имени Патриса Лумубы (1970-1993 гг).

   В этом же доме жила писательница Ирина Вильде (Дарья Дмитриевна Полотнюк, 1907-1982 гг), известная книгами «Поэма жизни», «Бъет восемь», «Бабочки на шпильках». Лучшим произведением стал ее роман «Сестры Речинские», который был отмечен Шевченковской премией. Тяжелым был ее жизненный путь. Из-за политических событий семье приходилось часто менять место жительства: Черновцы, Станислав (Ивано-Франковск), Коломыя, Львов, а во время Второй мировой войны: Микулинцы, Ходоров, Добровляны. Оба брата ее эмигрировали (в Германию и США), а муж за участие в деятельности ОУН был фашистами расстрелян.

   Постоянные переживания доставляли писательнице оба сына. Старший, окончивший Львовский политехнический институт, принял ислам, разошелся с женой, авторитетным в городе кардиологом, отличался конфликтностью в семье и в коллективе университета, где работал в последние годы жизни. Младший, химик по образованию, постоянно менял работу, неоднократно арестовывался за хранение оружия и изготовление взрывчатки, эмигрировал к дяде в США, где покончил с собой, совершив аварию с гибелью людей. В память о писательнице улица Марата была переименована в улицу Ирины Вильде. Была и мемориальная доска на фасаде дома №2, которую несколько лет назад украли для сдачи на металлолом, очевидно, пьяницы. Верховной Радой Украины 10 лет назад было принято безответственное решение сделать дом-музей Ирины Вильде без учета того, что в доме проживает две семьи.
Профессорская колония остается жемчужиной города несмотря на продолжающиеся перестройки и надстройки домов прежних лет.