Отец и сын аз-Зирдаги

Али Албанви
Учёный-богослов ал-Хасан ибн Рабадан аз-Зирдаги — уроженец сел. Зирдаг (ныне покинутое село в Хивском районе Дагестана) — сыграл большую роль в культурном развитии не только табасаранцев, но и лезгин. Ал-Хасан аз-Зирдаги — автор труда «Диндин асулар шубуб-иман, ислам, суннат ву» (1614). В 1683 г. перевел «Гулистан» Са‘ади аш-Ширази (1203–1291) на тюркский язык, что свидетельствует о разносторонних познаниях автора.

По мнению дагестанского арабиста М.-Г.М. Садыки (1918–2000), рукопись в 334 страницы, представляет собой автограф и свидетельствует о разносторонних знаниях автора. С другой стороны, она доказывает усиление роли тюркского языка в культурной жизни табасаран. Одним из видных учёных в области естественных наук Дагестана конца XVII в. был сын ал-Хасана ибн Рабадана — ал-Хаджжи-Мухаммад аз-Зирдаги.

Южнодагестанский богослов ал-Хаджжи-Мухаммад аз-Зирдаги принадлежит к числу мыслителей, оставивших заметный след в истории культуры всего Дагестана. Философ и историк, поэт и языковед, педагог и богослов ал-Хаджжи-Мухаммад обладал энциклопедическими познаниями в различных областях науки и общественной мысли. Воспитанный в традициях мусульманской учености, он сформировался под влиянием социально-экономической атмосферы XVI–ХVII вв.

Ал-Хаджжи-Мухаммад учился вначале у отца, затем ради приобретения знаний добрался до далёкого Карабаха. В сел. Верхний Крал (село не идентифицировано), он учился у известных учёных-арабистов и где получил разносторонние знания. Об этом подробно сказано в его рукописи, состоящей из 278 листов. Он приступил к её написанию в 1120 г. хиджры в сел. Верхний Крал, когда учился у известного учёного ал-Хаджи-Йусуфа ал-Хинави из сел. Хнов (ныне село в Ахтынском районе Дагестана). Первая и последняя страницы не сохранились, а остальная часть цела. Как видно из содержания рукописи, ее автор был высокообразованным алимом, поэтом, переписчиком книг. Как принято, рукопись начинается с хвалы Аллаху и Пророку, затем даются курс арифметики, таблица умножения, курс алгебры с уравнениями, примерами сложения, комментариями и разъяснениями по различным аспектам алгебры. Содержатся также астрономические таблицы, десятки страниц о календарях, составленных на тюркском языке.

Рукопись ал-Хаджжи-Мухаммада не ограничивается изложением точных наук. Она содержит ценные сведения по истории филологии, этнографии, в ней можно найти ответы на многие до сих пор недостаточно освещённые и малоизученные вопросы. Так, имеются данные о средневековых городах — Семендере, Беленджере и т. д., о торговых путях, городах Закавказья и расстоянии между ними, о Каспийском море и т. д. Ал-Хаджжи-Мухаммад, как и его отец, в совершенстве владел арабским, тюркским, персидским (фарси), а также многими кавказскими языками — кумыкским, лезгинским, табасаранским и другими.

По мнению арабиста М.-Г.М. Садыки (ум. 2000), у ал-Хаджжи-Мухаммада учились выходцы из лезгинских, даргинских, агульских аулов. Круг интересов ал-Хаджжи-Мухаммада был весьма разносторонним. Он один из первых табасаранских поэтов, посвятивших свои стихи тяжёлому положению народа. Увлекался он и лирической поэзией, творчеством классиков восточной поэзии, особенно поэзией гениального Физули (ок. 1494–1556). Ал-Хаджжи-Мухаммаду аз-Зирдаги принадлежит большая касыда (1638 г.), которую исследователи относят к числу ранних тюркоязычных памятников. Он был певцом, призывающим народ к борьбе за свободу и независимость. В конце рукописи изложена поэма о любви, написанная, как полагают, также ал-Хаджжи-Мухаммадом.

В его рукописи имеются записи на арабском и фарси языках. Об этом свидетельствуют отрывки из произведений иранских поэтов. Знание языка фарси дало возможность ал-Хаджжи-Мухаммаду познакомиться с произведениями ’Абу-л-Касим Фирдоуси ат-Туси (935–1020), Низами Ганджави (1141–1209), Са‘ади аш-Ширази (ум. 1291), Хафиза аш-Ширази (ок. 1325–1389). Он был знаком с медицинскими философскими трактатами Ибн Сины (980–1037), астрономическими и математическими работами ‘Умара Хаййам (1048–1131) и Улугбека ас-Самарканди (1394–1449).




Автор: ‘Али Албанви



На фото: Гаджи-Магомед Зирдагский // Источник: Ученый-энциклопедист [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9Adoc1, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.07.2019). — Яз. рус.



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).

АЗ-ЗИРДАГИ — нисба восходит к названию южнодагестанского сел. Зирдаг (ныне урочище в Хивском р-оне Дагестана).

АЗ-ЗИРДАГИ, АЛ-ХАСАН Б. РАБАДАН — южнодагестанский богослов, автор труда «Диндин асулар шубуб-иман, ислам, суннат ву» (1614 г.), сыграл большую роль в культурном развитии табасаранцев и лезгин. В 1683 г. перевел «Гулистан» Саади на тюркский язык, что свидетельствует о разносторонних познаниях автора.

АЗ-ЗИРДАГИ, АЛ-ХАДЖЖИ-МУХАММАД Б. АЛ-ХАСАН Б. РАБАДАН — сын видного учёного ал-Хасана ибн Рабадан аз-Зирдаги, учёный-арабист, религиозный деятель и просветитель. Учился сперва у отца, затем продолжил учёбу в Карабахе, затем в сел. Верхний Крал у известных учёных-арабистов. Сохранилась его рукопись, в которой даются знания по математике, астрономии, философии и другим наукам.

САДЫКИ, МАГОМЕД-ГАЛИБ МУХИДДИНОВИЧ (1918–2000) — известный в Дагестане учёный-арабист. В семье Магомед-Галиба Мухиддиновича Садыки выросли пятеро детей. Дочь его Фаиля пошла по стопам отца, стала филологом­-востоковедом, защитила кандидатскую диссертацию в МГУ имени М.В. Ломоносова. Сын Мухаммед-­Ариф (род. 1955) – доктор политических наук, живет и работает в Москве. Младший сын Гусейн­-Джавид учился в Академии художеств им. И. Репина в Санкт-­Петербурге под руководством академика А. Мыльникова, окончил академию с медалью. По устоявшемуся мнению, он был человеком грандиозного таланта, к сожалению, жизнь его оказалась короткой. М.­Г. М. Садыки ушел от нас в 2000 году в возрасте 82-х лет.

АШ-ШИРАЗИ, СА‘АДИ МУСЛИХ АД-ДИН ’АБУ МУХАММАД ‘АБД ’АЛЛАХ ИБН МУШРИФ АД-ДИН (1203–1291) — персидский и таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АШАГА-ЯРАК (таб. Асккан Яракк) — село в Хивском районе Дагестана. Административный центр сельского поселения «Сельсовет Ашага-Яракский».

ТАБАСАРАН (ТАБАСАРАНЬ), ТАКЖЕ ТАБРИСТАН, ТАВАСПАРК, ТАВАСПАРАН — историческая и географическая область (провинция) в Южном Дагестане, основная область расселения табасаран. На западе граничит с Агулом, на юге с Кюрой, на севере и северо-западе с Кайтагом, на востоке с Дербентом. Территориально в целом соответствует современному Табасаранскому району Дагестана.

ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН — территория компактного расселения по преимуществу народов лезгинской языковой группы (т. н. «лезгинские народы»): лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры. Кроме того, в субрегионе компактно расселены представители азербайджанской диаспоры — в г. Дербент — ши‘итская община, в сёлах Дербентского района — этнические тюрки-сунниты (в переписи учитываются как «азербайджанцы»). Территориально в Южный Дагестан входят следующие города и районы: города Дагестанские Огни и Дербент, районы: Агульский, Ахтынский, Докузпаринский, Дербентский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский. Исторически в географию Южного Дагестана входят также земли Северного Азербайджана с компактно на них проживающих этнических дагестанцев. В тоже время, современное административно-территориальное деление Дагестана на т. н. Округа, в частности Южный территориальный округ — не тождественен исторически (этно-культурно-языково) сложившемуся Южному Дагестану, так как включает в себе ещё и Дахадаевский, и Кайтагские районы, преимущественно с даргинским населением.



ЛИТЕРАТУРА


1. Албанви А. Богослов Малла ал-Хасан ал-Цухтиги [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2019/06/20/766, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.07.2019). — Яз. рус.

2. Албанви А. Духовенство Табасарана [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2019/06/13/1515, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.07.2019). — Яз. рус.

3. Азизова Г.Н. Табасаранцы. История, культура, традиции / Г. Н. Азизова — «Эпоха», 2012 — (Детям – о народах Дагестана). Махачкала. 2012 – 90 с.

4. Гаджи-Магомед Зирдагский – ученый энциклопедист из Табасарана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9AdjzJ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.07.2019). — Яз. рус.

5. Сулейманова У. Тернистый путь зирдагцев [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9AdsFx, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.07.2019). — Яз. рус.

6. Ученый-энциклопедист [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9Adoc1, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.07.2019). — Яз. рус.