За то, что ты дал мне прикурить...

Дмитрий Савостин
Об этом человеке пока нет даже статьи в русскоязычной Википедии, хотя он этого вполне достоин, так как внес значительный вклад в формирование советско-польских отношениях на заре их трудного становления. Звали его Роман Кнолль. В 1888 году он родился в Киеве, где закончил юридический факультет университета.

Существует такой польский исторический анекдот - в 1926 году во время официального приема, устроенного в честь Дня рождения маршала Пилсудского (в то время он занимал должность "начальника Польши"), на котором присутствовало несколько сот гостей, виновник торжества решил, по своему обыкновению, закурить, но у него под рукой не оказалось ни зажигалки, ни спичек. Никто из присутствующих почему-то не обратил на это внимания, кроме одного человека, находившегося в тот момент в другом конце зала. Эти человеком был Роман Кнолль. Он подбежал к маршалу и услужливо поднес ему огонька от своей зажигалки.

Через некоторое время, когда Пилсудскому нужно было найти нового министра иностранных дел, он заявил: "Найдите мне того с зажигалкой - мне кажется, он был бы хорош".

Казалось бы, вот он - типичный пример того, как благодаря мелкому подхалимажу, ничем ни примечательный человек достигает заоблачных карьерных высот. Однако на самом деле все было не совсем так.

Пилсудский наверняка знал Кнолля еще до того, как тот дал ему прикурить. Кнолль к тому времени зарекомендовал себя в качестве опытного дипломата. В 1921 году он являлся генеральным секретарем польской делегации на переговорах с Советской Россией в Риге, которые подвели итоги советско-польской войне. После этого работал послом в Москве, а затем в Стамбуле.

Возможно, его имя временно вылетело из, перегруженной мыслями об обустройстве польского государства, головы маршала. Или маршал так удачно пошутил, что его шутка стала историческим анекдотом. В любом случае, Кнолль пошел на повышение. Но не на должность министра иностранных дел, как повествует анекдот, а заместителя министра. И ненадолго. В том же 1926 году он отправляется послом в Рим, а в 1928 - в Берлин. А в 1930 публично заявляет, что назначение министром иностранных дел Польши Юзефа Бека и начальником эмиграционного отдела Виктора Дриммера (оба в определенной мере разделяли взгляды Гитлера) является "вторжением бандитов в сумасшедший дом". После этого Кноллю не помогли его специфические отношения с Пилсудским, и его выкинули из польского МИДа. Однако не таким Кнолль был человеком, чтобы унывать из-за потери чиновничьей должности. Он начинает активно заниматься политической деятельностью. А во время войны возвращается на государственную службы и под оперативным псевдонимом "Мощь" возглавляет иностранный отдел польского Правительства в подполье.

Умер Роман Кнолль в 1946 в городе Катовице. Знавшие его люди, утверждают, что это была яркая, запоминающаяся личность. Иначе и быть не могло, ибо только неординарный человек мог, заметив, что "начальнику государства" нечем прикурить, с другого конца огромного зала устремиться к нему, чтобы щелкнуть перед его носом своей зажигалкой.