Образы- Золотой баба и Мокоши...

Уста Богумира
                Золотая баба?

Золотая баба (коми Зарни ань; коми-перм. Зарни инь; хант. Сорни най; манс. Калтась-эква) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, поэтому в Сибири Золотую Бабу иначе называют «Сибирский фараон»

В описаниях идола Золотой бабы говорится:

о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук (С. Герберштейн);

об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук (А. Гваньини)

о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Дж. Флетчер);

о позолоченном, выдолбленном изнутри и пустотелом изваянии старухи, способном издавать трубные звуки и, «подобно Дельфийскому оракулу», предсказывать будущее (Петрей де Ерлезунда)

Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.

Английский дипломат и путешественник, торговый агент Московской компании Энтони Дженкинсон в пояснительной надписи к своей «Карте Руссии, Московии и Тартарии» 1562 года сообщает:

«Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) даёт вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются.
«Ту бо у нихъ молбище болшее богыне древнеi: нага с сыномъ на стул; с;дящая, приемлюще дары от своихъ, и дающе еi статки во всякомъ промысле, а eже кто по об;ту не дастъ, мучитъ и томитъ, а хто принесетъ жалеючи к неi, тотъ предъ нею падъ умретъ, им;ша бо жрение и съ;зд великіи…»

«У подножия горы, в Обдории, стоит высеченная статуя Золотая Баба в виде женщины. Слова «Злата Баба» означают «золотая старуха». Мне сообщают, что остяки и другие язычники — туземцы около Тобола и на Оби, поклоняются дьяволу, который, они говорят, появляется им в виде женщины с детьми на коленях. У нее на теле звенящие колокольчики. Ее очень боятся и почитают…»


Симфония(иврит) -"сокровищница языка".

                Мокош?

Любопытная деталь — в нескольких источниках Мокошь упоминается не в женском, а в мужском роде. Например, известно чешское божество влаги мужского рода Mokos, которому молились и приносили жертвы во время засухи [23, с. 114]. Представление о Мокоши как о мужском языческом божестве мы встречаем также в русской пословице «Бог не макеш, чем-нибудь да потешит»

Гусева (1970) сравнивает имя с санскритским термином «мокша» «освобождение», 'смерть'.

Мокша (санскр.  moka IAST, «освобождение») или мукти (санскр. ) в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.

В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирическойреальности, рассматриваются как майя. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары), и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души. Такой освобождённый называется «освобождённый при жизни» — «дживанмукта».

Последователями адвайты мокша понимается как осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство (ананда). Для них мокша является высшим совершенством на пути йоги и характеризуется отсутствием желаний: обусловленное сознание «нама-рупа» («имён и форм») уже растворилось и проявилась вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами этого материального мира майи. Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно как нирвана, хотя буддийская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.

А;нанда или Ананда; (санскр., ;nanda IAST и пали ;nanda, букв. «счастье», «радость», кит. Анань, Ананьто, Хуан-си)

Кош, коч-чистая душа.
(Бог Виракоча)
Вира-уста.
Ви-победа
Ра-солнце(духовный план)
 


Шри Ауробиндо.

"Состояние , пробуждение сознания. Воскрешение. Познание жизни вечной. Ананда(радость)
Ан, анна пророки, пророчество(слово живого бога-логос).

Сверхразум располагается между Сат-Чит-Анандой и низшим творением. Только он обладает ничем не обусловленной и действующей Истиной Божественного Сознания и без него не может быть творения, основанного на Истине.

Можно, конечно, достичь реализации Сат-Чит-Ананды на уровне ума, жизни и даже тела, но подобная реализация приносит нечто неизменное и постоянное, поддерживающее своим присутствием активность низшей Пракрити, но не способное трансформировать её. Только Сверхразум может трансформировать низшую природу.

Только после переживания состояния Сат-Чит-Ананды, чистого бытия-сознания-блаженства, становится возможным восхождение к супраментальному сознанию, а затем (на гораздо более поздней стадии) и его нисхождение. Сначала необходимо освободиться от ограничений, создаваемых ментальными, витальными и физическими формациями, а переживание мира, покоя, чистоты и необъятности Сат-Чит-Ананды как раз и дает такое освобождение.

Именно супраментальная Сила трансформирует разум, жизнь и тело, а не сознание Сат-Чит-Ананды, которое в равной мере поддерживает всё сущее.

Сверхразум не имеет ничего общего с растворением в пустоте. Это Разум, выходя за пределы собственных границ путём устранения всех мыслей и обретения совершенного покоя, достигает состояния растворения в необъятной пустоте. Разум, являясь проявлением Неведения, для того чтобы достичь высшей Истины, должен прекратить своё существование – по крайней мере, так он сам полагает. Но Сверхразуму, который по природе своей есть Сознание-Истина и Божественное Знание, нет необходимости прекращать своё существование для обретения высшей Истины.