16. Догмат о Троице. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.1. Догмат о Пресвятой Троице.

I.1.1.3. Троичность и категория числа (количества).

Три Лица в Божестве ни в коем случае нельзя понимать, как результат математического сложения. Отношения Божественных Лиц всегда тройственны:
«Отношения для каждой ипостаси тройственны, невозможно ввести одну из ипостасей в диаду, невозможно представить себе одну из них без того, чтобы немедленно не возникли две другие. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то они как бы одновременны, ибо одно предполагает другое».
(В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви).
Нельзя мыслить Божественные Лица изолированно, как монады или диады. По существу, здесь следует вообще отказаться от приложения самой категории числа:
«Мы не ведём счёт, переходя от одного до множественности путём прибавления, говоря: один, два, три, или первый, второй, третий, ибо «Я первый и Я последний и кроме меня нет Бога» (Ис. 44, 6). Никогда до сего дня не говорили «второй Бог», но покланялись Богу от Бога. Исповедуя различие ипостасей без разделения природы на множественность, мы остаёмся при единоначалии».
(Василий Великий).
В Троице число из количественной характеристики преображается в качественную, указывающую на некий неизреченный Божественный порядок. Это качество характеризует саму онтологию Божественного бытия, как бытия нетварного, являющегося источником, основанием и причиной всякого тварного бытия, известного нам.
По словам прп. Максима Исповедника, - «Бог есть равно монада и триада».

Почему Бог есть именно троица, а не двоица или четверица?
Свт. Григорий Богослов выражает тайну триединства так:
«Единица приходит в движение от своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первой преодолевает состав двоицы, таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе - противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе - эллинства и многобожия».
У В. Н. Лосского эта же самая мысль развивается следующим образом:
«Отец есть всецелый дар Своего Божества Сыну и Духу; если бы Он был только монадой, если бы Он отождествлялся со Своей сущностью, а не отдавал её, Он не был бы вполне личностью…
При раскрытии монады личностная полнота Бога не может остановиться на диаде, ибо «два» предполагает взаимное противопоставление и ограничение; «два» разделило бы божественную природу и внесло бы в бесконечность корень неопределённости. Это была бы первая поляризация творения, которая оказалась бы, как в гностических системах, простым проявлением. Таким образом, Божественная реальность в двух Лицах немыслима. Превосхождение «двух», т. е. числа, совершается «в трёх»; это невозвращение к первоначальному, но совершенное раскрытие личного бытия».
(Очерк мистического богословия Восточной Церкви).