История для профессионалов

Дмитрий Савостин
Эта заметка продолжает теоретическую серию о практической пользе исторических знаний, в которой мы сознательно избегали конкретных примеров, планируя посвятить им следующую серию публикаций.

В предыдущих заметках "Кому и зачем нужна история?" и "История для простых смертных", мы рассказывали о том, что такое история, почему ни в школах, ни в университетах не учат использовать исторические знания в реальной жизни, а так же о том, как с помощью истории любой человек может искать и находить ответы на вопросы "кто я?", "кем хочу быть?" и "как этого достигнуть?".

Теперь поговорим об истории для профессионалов - ученых,
инженеров, производственников, аграриев, медиков, преподавателей, военных, юристов, политиков, дипломатов, чиновников, писателей, журналистов программистов, артистов, музыкантов, художников.... всех тех, чья трудовая деятельность невозможна без специфических навыков и знаний, получаемых в ходе специальной подготовки. Причем, то, о чем пойдет речь, как нам представляется, может оказаться полезным не только для практикующих специалистов, но и для тех, кто выбирает себе профессию, или уже получает профессиональное образование.

Для некоторых из перечисленных выше профессий история является основной профильной дисциплиной, без овладения которой специалисты подобны слепцам, идущим, - и, самое печальное, - ведущим, доверившихся им людей, по краю бездонной пропасти, когда шаг в сторону влечет за собой падение в бездну.

Взять, к примеру, политиков, для которых политтехнологии, направленные на манипулирование людьми с целью достижения и удержания власти, уже давно целиком и полностью оттеснили и уничтожили подходы, основанных на следовании традициям, отражающим многовековой опыт предков, направленный на выживание и развитие человечества. В той или иной мере отход от этих традиций имеет место и среди представителей абсолютно всех остальных профессий.

Но, ведь, опыт, как известно, единственный критерий истины. А традиции, как мы уже говорили выше, это опыт предков. Его сохранением и систематизацией занимается историческая наука, а передачей - история, как учебная дисциплина. Поэтому профессионал, только хорошо зная историю, опираясь на исторические знания, может двигаться в правильном направлении сам и вести за собой тех, кто ему доверяет.

Это справедливо не только в том случае, когда приходится действовать в русле устоявшихся традиций, но и тогда, когда возникает необходимость в отказе от устаревших догм. Представьте себе сложную архитектурную конструкцию, например, многоэтажный дом, владельцы которого решили убрать одну из внутренних перегородок. Чтобы это не привело к полному или частичному обрушения, необходимо знать, не является ли она несущей. То есть не поддерживает ли равновесие всей конструкции. Для этого надо иметь план дома и уметь в нем разбираться. Так вот, история это своеобразный "план", отражающий устройство не только человеческой цивилизации, каждого из составляющих ее народов и государств, а также отдельных организаций, но и той или иной отрасли человеческой деятельности, в том числе и профессиональной. Поэтому знание истории своей профессии позволяет профессионалу, опираясь на опыт своих предшественников, избегать ошибок, ведущих к негативным последствиям, в том числе к собственной и корпоративной профессиональной деградации. И не отсутствием ли надлежащих исторических знаний и навыков их использования объясняется сегодняшний общий упадок профессионализма среди представителей самых различных сфер человеческой деятельности?

Теперь о том, какие конкретно исторические знания полезны профессионалам. Любой практикующий профессионал, или проходящий профессиональное обучение, начиная знакомиться с историей своих предшественников, будь то реальные лица, или корпорации, непременно найдет для себя много полезного. И это касается не только непосредственно приемов и методов профессиональной деятельности ( что само по себе чрезвычайно полезно), но и отношениям с окружающим социумом - коллегами, руководством, подчиненными, заказчиками, родственниками, друзьями, противниками... Отдельно надо подчеркнуть, что те же источники - биографии своих старших коллег и история своей профессиональной корпорации, - позволяют оценивать свои собственные чувства, мотивы и действия, заставляют задуматься, с привязкой к выбранной профессии, о собственном будущем, о подлинных и мнимых ценностях в жизни, об ее итогах, и, в конце-концов, о ее смысле. Ну и, конечно, история насыщена примерами того, в каких внешних условиях, какими методами, с помощью каких личных качеств эти ценности, подлинные или мнимые, кем-то, когда-то уже были достигнуты, или что помешало их достижению. Все это открывает широкие возможности для простого копирования, или творческого осмысления и дальнейшего развития, этих методов, и, в конечном итоге, достижению с их помощью выбранных профессиональных и жизненных целей.