История для простых смертных

Дмитрий Савостин
В предыдущей заметке "Кому и зачем нужна история?" мы говорили о том, что история - это копилка человеческого опыта, правильное использование которого может усиливать возможности государства, общества, организации, специалиста из любой сферы человеческой деятельности, а также простого обывателя, живущего повседневными заботами и чаяниями. Еще мы говорили о том, что отвечающие за передачу этого опыта преподаватели истории не учат, как исторический опыт можно использовать, поэтому перечисленные выше, государство, общество и т.д, должны сами разбираться в том, что им с этим опытом делать.

Сегодня мы поговорим о том, какой подход к изучению истории должен быть у простых смертных. Основные вопросы, на которые любой человек может найти для себя ответы с помощью истории, заключаются в том, "кто я есть?", "чего я хочу?", "что могу?" и "как этого достичь?". Важно, чтобы люди делали это сами, потому что помощь со стороны зачастую является скрытой попыткой "учителя" заставить "ученика" действовать в своих интересах. Хотя для того, чтобы делать это самому, нет ничего сложного. Для этого только надо примерять историю на себя. История в качестве зеркала, в которое можно смотреть на себя и свое будущее, подходит больше, чем книги и кинофильмы, потому что в них многое придумано автором. И больше, чем современная жизнь, где большинство событий еще не достигли своего финала. Кстати, именно его достижение превращает современность в историю.

Для того, чтобы ответить на вопрос "кто я?", надо обратиться к истории, и поискать там человека, похожего на вас. И не беда, если жил он много веков назад. Есть, к примеру, устоявшееся выражение "человек эпохи Возрождения", которым обозначают разносторонне развитую личность. Главное найти верный типаж, а лучше так вообще похожую историческую личность, жившую в похожей среде, имевшую похожие мысли и убеждения. После этого, изучая этот типаж или личность, вы и начнете как бы рассматривать себя в зеркале. От вас не укроется то, что раньше не замечали ни вы, ни ваше окружение, на которое вы тоже сможете посмотреть с нового ракурса, глазами своего исторического "двойника". К сказанному добавим, что похожая "технология" "рассматривания себя со стороны" приводится во многих психологических методиках по самосовершенствованию. Но там она, как правило, дается без самого ценного - исторической составляющей.

Для того, чтобы ответить на вопрос "чего я хочу?", надо выбрать эпоху, в которой вы хотели бы жить, и опять же исторический типаж, или личность, которой вы хотели бы быть. Не обязательно это должен быть кто-то великий и известный. В истории хватает биографий вполне себе простых людей, проживших без героизма и приключений достойную жизнь. Только надо иметь в виду, что придется немного поработать. Сначала, как правило, образ эпохи, исторический типаж или личность могут предстать перед вами со множеством искажений, связанных с попытками манипуляций со стороны "учителей", о которых мы упоминали ранее. Поэтому, чтобы не пролететь в определении смысла своей жизни, от таких искажений надо избавляться, перечитав и пересмотрев как можно больше о своем любимом времени и герое, чтобы достичь максимально возможного приближения к оригиналу. При этом может получиться так, что они перестанут вам нравиться. И это тоже не плохой результат. Не падайте духом, и найдите себе другое "любимое время" и других кумиров.

И, наконец, для ответа на "что я могу?" и "как этого достичь?" надо найти в истории такого человека, который был похож на вас, и стал тем, на кого хотите быть похожи вы, посмотрите, как он этого достиг, и прикиньте, можете ли вы воспользоваться его опытом. История предоставляет массу информации на все случаи жизни - и о том, как из "кухаркиных детей" становились генералами, и о том, как сумели прожить жизнь в любви и согласии, и отойти с миром в окружении многочисленных детей и внуков.
Генералиссимус А.В.Суворов, который в детстве был болезненным ребенком, но мечтал стать полководцем, на исходе своих лет писал: " Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе!". Зная его биографию, не может быть сомнений, что именно так он и действовал.

В целом, все эти советы могут кому-то представляться настолько очевидными, что их можно оценить, как не стоящие выеденного яйца. На самом деле, несмотря на кажущуюся очевидность, мало кто ими пользуется, потому что в школах этому не учат. Для большинства они остаются тайной на протяжении всей их жизни, которую эти несчастные люди проживают так и не поняв кто они, чего хотят и на что способны.