Кому и зачем нужна история?

Дмитрий Савостин
История это наука о прошлом человечества, о накопленном человечеством опыте. А опыт, как известно, усиливает и расширяет человеческие возможности. При условии его правильного накопления, осмысления, передачи и использования.

Накоплением и осмыслением исторического опыта занимаются ученые-историки. Они изучают исторические события, их участников, мотивы, которыми те руководствовались, ищут взаимосвязи и закономерности. По большому счету, передача и использование исторического опыта ученых-историков не волнует, и они этим не занимаются.

Передачей исторических знаний занимаются преподаватели-историки. Они разрабатываю курсы обучения для школ и других учебных заведений, проводят там уроки и занятия. Накопление, осмысление и использование исторических знаний - не их проблема. Они лепят свои курсы из того, что наработали ученые-историки. При этом, естественно, выбирают то, что нравится лично им, либо тем, кто оплачивает их труд. И это они потом более или менее успешно вдалбливают в головы своих учеников.

Остается самое основное. Для чего, собственно, и существует история, как наука, и как учебная дисциплина. Что усиливает и расширяет человеческие возможности, и чем в той или иной мере, осознанно или нет, владеет каждый цивилизованный человек, независимо от его профессии, пола, расы и классовой принадлежности. Это - применение исторических знаний, исторического опыта на практике, в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

К сожалению, ни в школах, ни в университетах не учат тому, как исторические знания можно применять. Более того, большинство ученых и преподавателей даже не задаются вопросом о том, почему история возникала, как наука и учебная дисциплина, и для чего она вообще нужна представителям различных профессий, а тем более простым смертным. Когда эти вопросы перед ними возникают, то они теряются и не могут дать на них вразумительных ответов. Наглядным примером этому служат попытки создания общего для российских школ учебник истории, когда ученые и преподаватели так и не смогли удовлетворительно сформулировать критерии, которым этот учебник должен отвечать. И это не их вина, потому что они решают другие задачи (см. выше), и существуют в своим относительно узком профессиональном академическом, школьном, или университетском мирке, плохо разбираясь в том, что происходит за его пределами. А учебник истории для того и нужен, чтобы давать знания, передавать исторический опыт, который необходим для решения вопросов, возникающих вне школ и университетов. Поэтому нужно чтобы то, чему долны учить преподаватели историки, определяли не они, а общественность, власть, родители, все мы вместе и каждый из нас в отдельности. При этом, естественно, возникают конфликты интересов. Но это уже отдельная большая тема.

Конкретно о пользе истории для различных специалистов и "простых смертных" - также в последующих публикациях. А пока отмечу, что не случайно на протяжении многих веков в массе своей люди тянутся к историческим знаниям - им всегда нравилось слушать сказания о древних героях, читать хроники и исторические романы, смотреть документальные и художественные исторические фильмы. Исторический опыт помогает экономить силы и время - ведь незачем изобретать "велосипед", если, имея соответствующие исторические знания, можно сразу приступить к его усовершенствованию. Еще Бисмарк говорил, что "на своих ошибках учатся дураки, а умные учатся на ошибках дураков". А Цицерон писал: "Не знать истории - всегда оставаться ребенком".

Конечно, не все исторические книги и фильмы одинаково интересны, а тем более полезны. Их ценность зависит от степени их достоверно. И здесь надо отметить, что наряду с подлинными историческими знаниями, есть и ложные "знания-обманки", которые вместо помощи в решении проблем, порождают новые, способные привести к деградации и даже гибели, как отдельных людей, так целые народы и государства. О том, как различать первые от вторых, тоже отдельный разговор.

До новых встреч!