Слово читателя о журнале

Сергей Чепров
     Прочитал очередной (6-ой) номер журнала. Как всегда, с удовольствием. Можно с уверенностью сказать, что «Северо-Муйские огни»  - явление уже далеко не «местечковое», т.е. привязанное к одному региону и публикующее только «своих» авторов. Он давно  и прочно встал в один ряд с ведущими журналами страны. И это благодаря не только обширнейшей географии публикуемых материалов, а более всего, благодаря своей главной цели – «…духовное и творческое объединение свободных мыслителей и художников, творящих в духе любви к природе,  людям…». Вот на том стоим и будем стоять!
    
   Затронула статья моего теперь уже земляка Бориса Зорькина о творчестве Д. Быкова. Со стихами данного поэта немного знаком, как и с его прозой и публицистикой. Наверное, можно бы было ставить  Быкова в какой-либо ряд по «писательскому ранжиру», разбирать стихи, оценивать и  сравнивать, но…  Вот это самое «но»  и не дает покоя. Речь совсем не о «стихотворной журналистике с претензией на оригинальность», не о «баловстве матерными словами» (БЗ)… Речь вовсе не о правилах приличия и не о пошатнувшейся нравственности, а  о  другом, более серьезном: Быков -  он кто? Или человек, просто имеющий свою точку зрения, с которой можно не соглашаться, но уважать надо, или враг? Когда человек заявляет, что «Гитлер пытался освободить советский народ от коммунизма, и, если бы не массовые истребления евреев, то он (Гитлер) добился бы той или иной, но все-таки популярности в России», когда он заявляет, что «Советский Союз можно сравнить с очень плохим человеком, а то, в чем мы живем сейчас, - это его труп»,  то для меня это – злейший враг.  Враг моей страны и моего народа. Можно ругать правительство, можно с чем-то категорически не соглашаться, но есть грань, переступив которую, ты –  уже по другую сторону баррикад. Когда-то я написал такое стихотворение
     ***
Кто-то ставит превыше всего – знание.
Кто-то – Бога, а кто-то – почет и славу.
Каждый топчет мир под своим знаменем.
И, пожалуй, имеет на это право.

Убеждения можно скрывать или ими хвастать.
Существует же грань, до которой – и пить, и петь…
Но когда выходят на площадь под флагом со свастикой, - 
Это - вызов, который нельзя стерпеть.

     И когда ты обливаешь грязью страну, вскормившую и воспитавшую тебя, когда ставишь на одну доску Сталина и Гитлера, когда презираешь свой народ, здесь ты уже не имеешь права голоса. Вот именно с таких разглагольствований и начинался развал могучей державы – Советского Союза. Нет, я не призываю к расстрелам либо посадкам за решетку. Но вот народ от подобного рода деятелей надо непременно ограждать. Не давать им слова нигде и никогда. Вычеркнуть их из списка «наши люди» и вставить в список «кровные враги». Потому что это – не какое-то свое, особое мнение, а это – вопли и происки предателей, часто проплаченных нашими откровенными врагами. И подобных русофобов нынче развелось немало. Всякие сытины, гозманы, веллеры, амнуэли. Кстати, и фамилия Дмитрия Быкова по отцу – Зильбертруд. Все они родились в этой стране, получили образование, работу, некие привилегии даже, а вот невзлюбили ее, возненавидели и теперь своей деятельностью наносят ей ощутимый вред. Наверное, ни одна уважающая себя страна не позволит, чтоб с ее экранов ее же поливали грязью, оскорбляли,  а ее народ называли «недочеловеками». Так почему это стало возможно у нас? Никак не могу понять и принять, почему вдруг наши правители, с одной стороны, принимают законы о применении наказания к своим гражданам за «оскорбление властей», с другой же стороны, призывают на телеэфиры откровенных врагов и провокаторов да еще и платят им большие деньги за то, чтобы они на чем свет стоит поносили эти власти, хамили и откровенно издевались над страной и народом? Это  уже не глупость или маразм, это – откровенное предательство. И мириться с подобным никак нельзя.

     Как всегда, с интересом читаю «Байкало-Амурские страницы». Побольше бы места уделять таким воспоминаниям. Ведь это бесценный материал ушедшей эпохи. Никакие газетные репортажи, никакие отчеты и документы не передадут той атмосферы, которая царила при строительстве БАМа. И все это можно узнать лишь от непосредственных свидетелей и участников грандиозной стройки.
   Молодежь, комсомольцы, тайга непроходимая, горы непокоренные, ущелья с бурными реками, зимы суровые, палатки, костры – романтика! Но не только…  Это и непомерно тяжелый  и изнурительный труд иногда за пределами человеческих сил и возможностей, это постоянный риск и преодоление собственного страха, это травмы, обморожения, а порой и гибель товарищей. Вот как пишет о том героическом времени Арнольд Харитонов: «О, этим людям есть что вспомнить! Как шли в гору, и впереди была неизвестность – для детального исследования породы не было времени, и потому обрушивались своды, нежданно-негаданно вырывались мощные подземные потоки, уносившие друзей-товарищей в вечность…»  Или: «На стройке был лозунг «Строим дорогу – строим себя». Было ли в нем этакое парадное лукавство? Думаю,  уверен – нет, не было. Парни и девушки со всех концов огромной страны действительно строили себя, свои судьбы – учились работать, приобретали профессии, кончали вузы, создавали семьи». Воистину это было героическое время. И вся страна следила за грандиозной стройкой. И молодежь рвалась туда.
   А вот теперь внук мой почти ничего об этом не знает. Попалось ему в старой газетке как-то мое стихотворение, написанное сорок с лишним лет назад.

     КОМСОМОЛЬСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Пусть сегодня я не на БАМе,
Где и лето пахнет снегами,
Там, где северными ветрами
Чьи-то скулы обожжены.
Пусть сегодня я не на БАМе,
Только мыслями и делами,
Все равно я сегодня с вами,
Комсомольцы моей страны.

И, вникая в скупые строки,
Что идут с молодежной стройки,
Выверяя метры и сроки,
Устремляюсь упрямо вдаль…
Пусть путей и тропинок много
От родного ведет порога,
Для меня есть одна дорога –
Комсомольская Магистраль.

Как сейчас молодежь воспринимает эти строки – ответить трудно. Другие времена пришли, другие цели и идеи. Время воспитывало нас борцами, созидателями. Теперь же оно воспитывает потребителей и созерцателей.  «Наслаждайся! Отрывайся по-полной!» - вот их девиз.  Пришлось просвещать. Рассказал кое-что. Посоветовал найти материал в интернете. Он удивлялся и, может, не совсем верил. Наверное, как когда-то удивлялся и восхищался я, впервые прочитав «Как закалялась сталь». И пытался представить себя на месте Павки.   В ответ внуку родилось такое стихотворение.

     ОТВЕТ  ВНУКУ
В газетке старой внук нашёл мой стих
О комсомоле, о ребятах с  БАМа.
И вдруг спросил: «Ответь-ка, дед, мне прямо:
Неужто ты и вправду из таких?!»

«Да! Из таких! Перед тобою  строки,
В которых, внучек, нет ни слова лжи.
И я тогда на комсомольских стройках
Со всеми строил правильную жизнь!

Мы верили в мечту. И твердо знали,
Что делаем великие дела
Затем, чтобы страна наша родная
И славилась, и крепла, и цвела!

Нас не душил за будущее страх.
Мы были твёрже и душой, и телом…
 А вы всё суетитесь «между делом»,
Да  больше «зависаете в сетях».

И, даже приглядевшись, не поймёшь,
Каков ваш путь? К какому ближе раю?
Чем нынче дышит наша молодёжь?
Кого себе в кумиры выбирает?»...

Вдруг, как-то вижу: с полки внук достал
Потрёпанный, видавший виды томик
Островского «Как закалялась сталь»…
И сразу стало на душе спокойней. 

   Ну, где теперь найдешь материалы о тех героических днях и тех замечательных людях? Только в воспоминаниях свидетелей и непосредственных участников этой грандиозной стройки. И, очень правильно, что ваш журнал помогает в этом.  Вот как пишет Елизавета Бильтрикова: «Эти люди, красивые, умные и устремленные в будущее, профессионалы, доки в своем деле, умели возводить города, поселки, строить трассы и магистрали. Они смело брали на себя ответственность и внедряли новое в условиях вечной мерзлоты…   Их было немало…, возвышенных душой и помыслами, многогранных и настоящих, сколь бы пафосно ни звучали эти слова».  Да, так оно и было. И сегодняшняя наша задача – почаще напоминать  новому поколению об этом, чтоб не забывали, что такое настоящий героизм и кто они – истинные герои.

     Как всегда, не могут оставить читателя равнодушным и стихи поэтов Донбасса.

Как уголь ископаемый пластами
Под сердцем – скорбь, кручина и вина.
Лишь час езды, и там, за блокпостами,
Мгновенно возвращается война.  (А. Шталь. Краматорск.)

Теперь же вместо окон – страх беды,
А вместо крыши – пропасть невозврата.
Такое разве мог представить ты?
В любимый дом влетел снаряд от «града».   (С. Шемякина. Дзержинск).

Нам, сидящим здесь в тепле и уюте, даже трудно такое представить: обстрелы, бомбежки, укрытия, потеря товарищей и родных… Представить трудно, но строки эти болью ложатся на сердце, заставляют сопереживать, негодовать и возмущаться. Как-то наш президент заявил: «Мы своих не бросаем». Так почему же здесь бросили, оставили в беде? И не просто бросили – предали.  Народ Донбасса надеялся по примеру Крыма укрыться под «родимое крыло», все для этого сделал, а мы только развели руками. Поосторожничали? Побоялись? «Семь бед – один ответ», - заметил народ верно.  И коли мы уже  сказали «А», то надо было говорить и «Б».  Ан нет, не сказали…  И когда ополченцы готовы были идти до победного конца, так как им больше ничего не оставалось, мы же их и остановили, уговорив на «Минские соглашения». Мы-то думали «как лучше», а получилось «как всегда». И этот «ни мир-ни война», сколько он еще протянется? Сколько еще жизней поломает и отнимет? – не знает никто.

Пятый год… За порогом – шестой.
И седьмой, и восьмой… и десятый…
Счет – порядковый – очень простой.
Но рыдает Христос…
                распятый.   (С. Шемякина. Дзержинск).


   Из поэтических подборок данного номера хочется отметить  москвича Станислава Горохова. Да, грустен, печален ли, что, наверное, неудивительно в наше тревожное время,  но необычайно лиричен. Душа его и окружающая природа – это единое целое, и одно без другого просто не существует. Причем, в этих коротеньких природных зарисовках угадывается еще и глубокий философский смысл. Сразу взору предстают удивительные картинки зимней тайги и только-только начинающей пробуждаться весны.

Все, зима, ты отныне мертва.
Вот из трещин в бетонных дорожках
Прорвалась, словно совесть, трава…
И пошла на зелененьких ножках!

Замечательный образ! Настолько зримый, что сразу и непременно откладывается в памяти. Или вот еще:

Апрель капели льет без промаха,
С лиц и сердец смывая хмурость,
И кот, что птица на черемухе
Повис, блаженствуя и жмурясь.

Ну как пройдешь мимо таких строк! Хочется возвращаться к ним снова и снова. Надеюсь, что с творчеством С. Горохова на страницах нашего журнала мы еще встретимся.

   Порадовала и новая рубрика «Охота, рыбалка и поэзия». Я совсем не охотник и ружья в руки не брал, но вот рыбалка – это моё. Лучшего занятия для пенсионера еще не придумано. Наблюдать за поплавком, как он начинает слегка покачиваться, потом вдруг уйдет под воду, а после рывком стремительно помчится в сторону – есть ли что-то более привлекательное и волнующее? Сидеть на бережку с удочкой, дышать свежим воздухом да любоваться окрестными красотами – ну не благодать ли? Не зря у рыбаков существует поговорка, что время, проведенное на рыбалке, в зачет жизни не идет.

Напечатано в журнале "Северо-Муйские огни" №2 2019 год.