Революционный авангард в изобразительном искусстве

Ольга Азарова 3
Затронутая тема является ведущей для тех, кто хочет научиться разбираться в современных течениях ИЗО, или течениях нового модерна. План революционной пропаганды в искусстве вообще, а в изобразительном искусстве в частности, принятый по предложению В.И.Ленина преследовал тогда главную цель, воспитать народ в духе нового, коммунистического мировосприятия. К этому относится такое понятие, которое в дальнейшем будет называться "Социалистический реализм". Он затронет самые разные сферы, но наибольшим образом он проявит себя в литературе и драматургии.
  Начиная с осени 1918 года, на улицах Петрограда, Москвы и других городов появились первые произведения монументальной пропаганды: памятники Радищеву, степану Разину, Робеспьеру, Тарасу Шевченко и др. Над осуществлением плана работали многие скульпторы, представляющие различные творческие течения, - Н.Андреев, С. Коненков, А.Матвеев, В.Мухина,С.Меркуров, В.Синайский, архитекторы Л.Руднев, И.Фомин, Д.Осипов, В.Маят. Наверняка, многие сейчас уже и не вспомнят эти имена. Тем не менее, они были настоящими мастерами своего дела. Когда отмечались дни первой годовщины Октябрьской революции, потребовалось очень много декоративных элементов в оформлении праздничных городов и в этом участвовали видные художники: К.Петров-Водкин, В.Кустодиев, С.Герасимов. Так как характерной чертой той эпохи была агитация и пропаганда революционный идей и лозунгов, появилось искусство плаката, которые говорили языком аллегории, политической сатиры и просто откровенные агитки. Для работы в этой сфере привлекались художники новой волны, имеющие нетрадиционный взгляд художника на такие вещи.
  К искусству плаката тесно примыкала политическая графика, которую широко популяризировали журналы "Пламя","Красноармеец" и другие периодические издания. Революционная тематика проникла и в станковую графику (рисунки Б.Кустодиева), особенно в гравюру на дереве и линолеуме. "Войска" В.Фалилеева, "Броневик" и "Крейсер Аврора" Н.Купреянова - типичные произведения графики этого времени. Для них характерны напряженные контрасты черно-белой манеры, повышение роли силуэта.
  Эпоха революции получила отражение и в книжной иллюстрации, но этот род искусства был в большей мере связан с новыми изданиями классической литературы, прежде всего "Народной библиотеки" (работы Б.Кардовского, Е.Лансере). В дальнейшем, это стало классикой жанра и предопределило целый пласт изобразительной деятельности характерный как для реалистических выражений, так и для искусства авангарда.
  В портретной графике особую ценность имели сделанные с натуры зарисовки В.И. Ленина ( Н.Альтман, Н.Андреев). Плеяда крупных мастеров (А.Бенуа, М.Добужинский, А.Остроумова-Лебедева) развивала пейзажную графику.
  Станковая живопись первых послереволюционных лет больше, чем какой-либо другой вид искусства, испытала на себе давление "левого фронта". Полотна "Новая планета" К.Юона, "Большевик" Б.Кустодиева свидетельствовали о стремлении их авторов раскрыть исторический смысл происходящего. Свойственная всему советскому искусству раннего периода аллегория проникала даже в пейзажную живопись, породив такое понятие, как метафора. Она и ранее существовала, но отражала саму сущность явлений, а здесь под личиной условности образов выступала зависимость от событий, иногда полностью противоположной той, что была изображена на полотне.
  Среди прочих искусств в особом положении находилась архитектура, возможности которой в этот период не выходили за рамки проектирования новых задач. Рождался сверхчеловек новой эпохи и вместе с ним должно было родиться новое искусство, которое сбросит с себя все отягощения предшествующих эпох. Так, во всяком случае, подразумевали создатели нового революционного авангарда.
 
ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ.
В 20-х годах среди советских художников существовало много различных группировок: Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов, Общество московских художников, Общество русских скульпторов и т.д.
 Несмотря на то, что советское искусство тогда носило переходный характер, в нём постепенно вырабатывался общий стиль. В живописи определяющее значение приобретают классические традиции, и главным образом традиции русской реалистической школы. Художники всё чаще обращаются к современности. Вместе с мастерами старшего поколения выступают и молодые живописцы. В портретном жанре в то время работали: С.Малютин, А.Архипов, Г.Ряжский; в бытовом - Б.Иогансон, в историко-революционном - М.Греков, И.Бродский, А.Герасимов; в пейзажном - А.Рылов, Н Крымов, Б.Яковлев. Появляется новый подход к проблемам образной выразительности. Особенно ярко проявились новаторские тенденции советской живописи в картине А.Дейнеки "Оборона Петрограда" (1928 года). Тут реалистичное идёт в единстве с условностью плаката и, именно здесь это к месту.
  В графике видное место заняла политическая карикатура. Одновременно растёт значение книжной иллюстрации, в особенности книжной гравюры на дереве. Её крупнейший мастер В.Фаворский положил начало целому творческому течению. Успешно было так же развитие станкового рисунка, выполненного углём, карандашом, литографией или чёрной акварелью.
  Усилия скульпторов были по прежнему направлены на создание памятников. Но так же появились и образы обобщающего значения, то есть целые скульптурные композиции: "Октябрьская революция", "Булыжник - оружие пролетариата", "Ветер", "Крестьянка", которые уже в то время определили темы и лицо советской скульптуры.
  После окончания гражданской войны возникли условия, благоприятные для развития архитектуры. Её первоочередной, самой насущной задачей было жилищное строительство. Но очень скоро архитекторы поставили в центр своего внимания балее глобальные задачи, такие как создание промышленных комплексов, сооружения общественных ансамблей. А.Щусев и И.Жолтовский разработали первый план реконструкции Москвы. Под их руководством осуществляется планировка и строительство Всероссийской Сельскохозяйственной Выставки 1923 года. А Щусев создает мавзолей В.И.Ленина.
  Одной из важных сторон творческой деятельности архитекторов было стремление выработать новые формы архитектуры, соответствующие новым задачам, современным материалам и строительной технике.

(продолжение темы в материале о 30-х годах).