Добро

Григорий Иосифович Тер-Азарян
Эту притчу я давно хотел рассказать. Послушайте её.

В одном селе жили двое. Назовём их, например, Кайль и Алель, так как совершенно неважно, как их звали на самом деле.

Как-то Алель очень помог Кайлю и спас его от смерти. Сам Алель давно уже позабыл об этом, а Кайль при каждой встрече думал: «Как бы мне его отблагодарить, как бы перед соседом не быть в долгу?..»

И чем больше мужчины встречались, тем чаще эта мысль терзала его. Он всячески старался избегать встреч с Алелем, но, живя в одном селе, почти рядом, конечно же, невозможно не видеться.

Алель, как всегда, радостно встречал Кайля, интересовался, что нового у соседа, отелилась ли корова, здоровы ли жена и дети. Кайль же был немногословен, что-то бурчал под нос, как-то криво улыбался и, ссылаясь на большую занятость, старался скорее распрощаться с соседом.

- Видимо, он всё ждёт, когда же я ему отплачу за его добро, - думал Кайль после каждой встречи. - Иначе, зачем он так любезен и всем интересуется? Может, Алелю телёнка подарить? Так ведь и не возьмёт его. Когда же я смогу с ним расплатиться и позабыть, что я его должник?

Данная мысль настолько стала поглощать Кайля, что он почти перестал выходить из дома, лишь бы не видеть Алеля.

Как-то под вечер не успел Кайль выйти за ворота, как ему навстречу идет Алель.

- А я как раз шёл к тебе, - радостно воскликнул сосед. – Думал, может, надо чем-то помочь. Давненько тебя видно не было. Не приболел ли ты?

Кайль что-то пробормотал в ответ.

- Знаешь, что, друг, – продолжил Алель. - Я завтра собирался пойти в лес за дровами. Давай вместе сходим, так же веселее. Ведь и тебе дрова в хозяйстве нужны.

Кайль как-то задумался, и вдруг странная, загадочная улыбка озарила его лицо.

- Никак не могу, Алель, - ответил он. - Корова может вот-вот отелиться, а меня дома не будет. Жене одной не справиться. А ты точно пойдёшь за дровами?

- Точно-точно, – засмеялся Алель. - Давно должен был сходить, да всё откладывал. А теперь дома ни одного полена не осталось.

- В следующий раз обязательно пойдём вместе, - ещё шире улыбаясь, ответил Кайль. - Ты только заранее меня предупреди.

«Давно не видел Кайля в таком хорошем настроении, - возвращаясь к себе, размышлял Алель. - В последнее время он очень изменился, стал мрачным, неразговорчивым, словно тяжёлые думы одолевали его. Совсем не тот Кайль, что был год назад, как-то сгорбился, постарел. Чем бы ему помочь? Надо соседей расспросить, а то он гордый, сам и не скажет».

А Кайль, придя домой, только тихо шептал: «Завтра Алель идёт за дровами. Как же это хорошо! Идёт за дровами...»

- Что ты там всё шепчешь? – спросила его жена.

- Молитву читаю, – зло ответил Кайль.

Он не спал всю ночь и, как только начало светать, оделся и вышел из дома.

***
Алель вошёл в лес, выбрал подходящее дерево и начал его рубить. Через полчаса послышался хруст веток и появился Кайль.

- Передумал... – усмехнулся Алель. - Давай, принимайся за дело, а я отдохну и немного покурю.

Он повернулся, чтобы достать из куртки кисет с табаком, но в этот миг страшная боль пронзила его спину, и Алель рухнул на землю.

Кайль наносил удар за ударом и непрерывно повторял:

- Вот теперь я тебе ничего не должен. Ничего!!! Сполна рассчитался!!! Какой же пир устроят волки!

Кайль в последний раз взглянул на Алеля, пнул его ногой, после чего вытер топор и, насвистывая песенку, направился в деревню.


Спасибо Анне Дудке за содействие.