В. Пашинина Почему Есенин ушел от Айседоры?

Павел Сало
Глава 4
Почему Есенин ушел от Айседоры?

На этот вопрос по существу ответила Галина Бениславская: не имел морального права Есенин вешать на Айседору своих сестер, своих родителей, строительство нового дома взамен сгоревшего и все свои проблемы.
Ей было не легче. "Хорошо откормленное советское общество" не замечало ее трудностей, и потому помощи не было ниоткуда. Спонсировавший ее APА прекратил свое существование.
И все же интересно отметить, что "босоножка" почуяла, что-то подсказывало ей: Бениславская не та женщина, на которую Есенин мог променять ее, Айседору. Соперницу она увидела в Августе Миклашевской. К ней поехала знакомиться, ей, Августе Миклашевской, сказала то, что думала:
"Вся Европа знайт, что Есенин был мой муш, и вдруг первый раз запел про любоф — вам, нет, это мне! Там есть плохой стихотворень: "Ты такая ж простая, как все". Это вам!"
Она была права: не о ней (Августе) думал поэт, когда писал этот цикл. Тому есть подтверждение. Есенин написал в 1923 году, после возвращения из Америки:
"Сегодня я вытащил из гардероба мое весеннее пальто. Залез в карман и нашел там женские перчатки…
Некоторые гадают по рукам, а я гадаю по перчаткам. Я всматриваюсь в линии сердца и говорю: теперь она любит другого.
Это ничего, любезные читатели, мне 27 лет — завтра мне будет 28. Я хочу сказать, что ей было около 45 лет.
Я хочу сказать, что за белые пряди, спадающие с ее лба, я не взял бы золота волос самой красивой девушки.
Фамилия моя древнерусская — Есенин. Если переводить ее на сегодняшний портовый язык, то это будет — осень.
Осень! Осень! Я кровью люблю это слово. Это слово — мое имя и моя любовь. Я люблю ее, ту, чьи перчатки держу в руках, — вся осень".
Н. Никитин написал: "Какая полынь отравила этот роман, я не знаю". А Мариенгоф, как всегда оригинальни Айседора Дункан чая, в романе "Мой век…" тоже выскажет свое мнение: "
— Почему, мой друг, ты не женился на этой знаменитой и богатой женщине?
— Да потому, — ответил мужчина, — что не хотел стать женой своей жены.
Вот только не помню, в каком веке был этот разговор".
Айседора Дункан после смерти Есенина в парижской прессе объявила: "Протестую против легкомысленных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мною никогда не было ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием".
И это была истинная правда, которую тоже погребли под нагромождением лжи. Это ей, своей Изадоре пишет Есенин в мае-июне 1925 года:
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Нерадостно и нелегко мне
Покинуть тебя привелось.
Но есениноведы до сих пор адресуют эти стихи Августе Миклашевской.

Продолжение следует